Башкир или башкирин?

Историческое прошлое башкир и татар

Тюркские народы (точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена) издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи – от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников – ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья (14-15 вв.) говорить о существовании башкир или татар как этносов нельзя – национальное самосознание в современном смысле сложилось позднее. «Татары» русских летописей – это не совсем те татары, которых мы знаем сегодня. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» – как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.

Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира – «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен.

Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары – древний тюркский народ, государство у которого (Волжская Булгария) возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, – довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет – с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление.

Сравнение

Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир (см. таблицу).

Таблица

Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт (вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова); это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры – в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними.

Башкиры Татары
Язык Тюркская семья, кипчакская группа, поволжско-кипчакская подгруппа Тюркская семья, кипчакская группа, поволжско-кипчакская подгруппа
Численность 1,6 млн 7 млн
Религия Ислам суннитского толка Ислам суннитского толка
Письменность Кириллица Кириллица
Антропологический тип Преимущественно монголоидный Преимущественно европеоидный

В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. Сохранить такое отношение между людьми – это наш долг перед предками.

Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. По его имени образовано название республики. К сожалению, в годы существования СССР уделялось недостачно внимания сохранению культуры и национальной самобытности народов России. Пережитки этого сохранилось до сих пор. Нередко можно услышать от самых видных политиков фразу: «Мы русские», вместо – «Мы россияне». Такие люди забывают о всех других национальностях, проживающих в России, что, разумеется, недопустимо. Поэтому во второй половине 1980-х годов началось движение народов России за национальное возрождение. Не остались в стороне и башкиры. Одной из форм сохранения культуры башкирского народа, а также (обратите на это внимание) всех других национальностей, проживающих на территории республики стало проведение курултаев.

Первый всемирный курултай (конгресс) башкир прошёл 1-4 июня 1995 года в городе Уфе и районах республики. Второй Все­мирный курултай прошёл 10-11 июня 2002 года. Обращаясь к народам Республики Башкортостан делегаты Второго Всемирного курултая, сказали следующее:

Мы призываем все народы Республики Башкортостан и дальше укреплять межнациональное доверие и согласие, не допуская противоречий и конфликтов во взаимоотношениях, избегая действий, способных обострить межнациональные отношения.

Мы верим в будущее родного Башкортостана – общего дома для всех народов республики!

Население Башкортостана. О численности башкир в конце XVIII – середине XIX века существуют различные мнения. По подсчётам дореволюционного ученого В. Э. Дена, башкир на рубеже XVIII – XIX веков было всего 185 тысяч душ обоего пола. Ф. А. Фиельструп считал, что общая численность башкир в 1796 году составляла около 235 тыс. человек. Численность башкир в 1800 году округляется у У. X. Рахматуллина в 184 – 186 тысяч и у Б. X. Юлдашбаева – около160 тыс. Р. Г. Кузеев называет цифру 250 -275 тысяч человек, дополнительно учитывая 30 – 40 тысяч сартов и аюкинских калмыков, которые к началу XIX века в основном уже растворились в башкирской этнической среде.

Первая половина XIX века характеризуется дальнейшей коло­низацией Башкортостана, что наряду с естественным приростом привело к повышению плотности населения. Так, в 1811 году Оренбургскую губернию населяло около 788 тыс. человек. В 1822 г. численность мужского населения Оренбургской губернии достигла 552227 человек. Кроме башкир в губернии было: русских крестьян – 206997 человек, ясачных татар, тептярей и мишарей -124675, купцов, мещан, заводских крестьян и прочих, не занимающихся хлебопашеством – 50352, отставных солдат, казаков и их детей – 33068, казаков Уральского войска —15274 человек.

В 1989 г. общая численность равнялась 3943313 человек, в том числе русские – 1548291 человек или 39,3%. Учитывая военные годы, приток и отток населения, общий демографический рост всего, в том числе русского населения следует признать нормаль­ным.

Динамика численности башкир и татар требует тщательного анализа, особенно – заметное уменьшение числа башкир и, соответственно, увеличение числа татар по данным переписи 1989 года. Где же корни этого демографического явления? Для этого следует обратиться к истории.

Создание и активное функционирование башкирского литературного языка на базе южного и восточного диалектов без учета северо-западного диалекта практически положило начало дифференциации башкирского этноса, отстранило северо-западных башкир от общего направления культурно-языкового развития.

В 1970 – 1980 годах была предпринята попытка в башкирских деревнях северо-западного Башкортостана ввести школьное преподавание на башкирском литературном языке и таким путем, начиная с юного поколения, возродить среди перешедших на татарский язык башкир башкирский язык в современной литературной форме. Преподавание в школах на башкирском языке без учета особенностей северо-западного диалекта встретило недовольство и было приостановлено.

Результаты неправильной национальной политики в Башкортостане в отношении северо-западных башкир получили чёткое отражение в статистике. По переписи 1926 года в Башкортостане из 625,8 тысяч башкир 280 тыс. (44,7%) назвали родным языком татарский, в 1939 г., соответственно, из 671 тысяч башкир – 306 тыс. (45,6%), в 1959 г. из 737711 человек – 309 тыс. (41,8%), в1979 г. из 935,9 тыс. башкир – ЗЗЗтыс. (более 28%), в 1989 г.

из 863,8 тыс. человек – 216 тыс. (около25%).

Цифры об общей численности башкир 1979 г. и 1989 г. особенно показательны для обрисованной политики. Численность башкир без учета естественного прироста за 10 лет уменьшилась на 72,1 тыс. человек, тогда как по стране в целом возросла на 78 тысяч человек или на 5,7%.

Перепись 1926 года показывает, что в Башкортостане было 135960 (4,3%) мишарей и 23290 (0,9%) тептярей. Соответствуют эти цифры исторической действительности или нет, это неважно. Важно, что эти народы в переписи указали свою этническую принадлежность. В переписи населения 1939 г. и последующих переписях мишарей и тептярей причислили к татарам. Это было грубейшим нарушением прав народов на самоопределение. Мишари по языку, быту и культуре отличаются от татар, хотя и близки к ним. Недаром среди современных мишарей замечается преобладание, в отличие от казанских татар, понтийского антропологического типа. Почти все крупные этнографы России связывали и связывают мишарей с древним финно-угорским племенем «мещера», жившим в бассейне Средней Оки и впоследствии тюркизированным.

Тептяри возникли как сословие в конце XVII века. Термин «тептяр», по мнению А. 3. Асфандиярова, происходит от башкирского слова «тибеу» — выгнанный из общины. По архивным источникам, в XVIII веке большинство тептярей были башкирами. Потом в их ряды постепенно вливались марийцы, татары, мишари и другие. В начале XX в. тептяри находились в стадии перехода от сословия к этносу. Процесс формирования тептярей как этноса не завершился и был приостановлен бурными событиями 1917 года.

В последние десятилетия отмечается уменьшение численности народов Башкортостана. Так, с 1970 по 1989 гг. число чувашей сократилось на 8129, марийцев – на 3870 человек, мордвы – 8822, удмуртов — 4322, украинцев – 2015, белорусов – 947, немцев -1081 и евреев – 1757 человек. Причинами этого являются отток населения на историческую родину (особенно евреев в Израиль, немцев в Германию и т. д.), в новые промышленные районы, ассимиляция более крупными народами (например, при смешанных браках обычно дети пишутся русскими) и сокращение естественного прироста.

(Рим Янгузин.)

Башкиры

Башкиры — коренной народ Республики Башкортостан, а также прилегающих районов Оренбургской и Челябинской областей.

Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. Башкирский язык относится к кыпчакской ветви тюркской группы языков, входящей в алтайскую языковую семью. Наибольшее родство башкирский язык обнаруживает с татарским, казахским и ногайским языками. Башкиры Центральной, Южной Башкирии и Оренбургской области говорят на южном диалекте башкирского языка. До революции башкиры пользовались письменностью на основе арабской графики. С 1929-го по 1939 г. применялся латинский алфавит, с 1940 г. принята кириллица с добавлением 9 букв.

На исторической арене башкиры появились более тысячи лет назад. Об этом сообщают арабские путешественники Салям ат-Тарджуман и Масуди, посетившие места их проживания (Приаралье) в середине IX в. Последующие авторы говорят уже о двух группах башкир. Предположительно в IX в. одна из них ушла далеко на запад, вплоть до северных пределов Византии, другая — на север, в Приуралье, и заложила здесь основу современного башкирского народа.

В X—XII в. среди башкир распространился ислам (суннитского толка).

До присоединения к России основным занятием башкир было кочевое скотоводство. Разводили главным образом лошадей и овец, в меньшей мере — крупный рогатый скот и верблюдов. Каждая родовая группа имела свои пастбища и традиционные пути передвижения стад. На всей территории проживания башкир была распространена охота. Большинство башкирских промыслов в начале XX в. и ранее не выходило за рамки домашнего производства.

Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти, изготовлением кожаной и деревянной посуды занимались чуть ли не в каждом хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщины. Выработка кож и деревянной посуды была делом мужчин. Возникновение постоянных башкирских поселений связано главным образом с переходом к полуоседлой и оседлой жизни. Если в северо-западных земледельческих районах большинство деревень возникло еще до присоединения к России, то в южных и восточных частях Башкирии и на территории Оренбургского края, где даже в XIX в. господствовало полукочевое скотоводство, постоянные поселения появились только в конце XVIII — начале XIX в. Первые башкирские деревни, как и кочевые аулы, располагались у водных источников, по берегам рек и озер, и сохраняли кочевую планировку. Каждая деревня включала одно родовое подразделение и насчитывала не более 25-30 дворов. В 1820-х гг. царская администрация для удобства управления краем начала перепланировку башкирских аулов по типу русских деревень. Основным видом летнего жилья у башкир степных и предгорных районов была покрытая войлоком и кошмами решетчатая юрта или кибитка. На северо-востоке были распространены юрты с конусообразным верхом, на юге — с полусферическим верхом. В центре юрты находился очаг, дым от которого выходил через отверстие в куполе. Справа от двери была женская половина, здесь размещалась хозяйственная утварь; слева — мужская.

У башкир, как и у других скотоводческих народов, была разнообразная молочно-мясная кухня. Традиционным мясным блюдом была разрезанная на кусочки вареная конина или баранина с бульоном и лапшой (бешбармак, кулдама). Вместе с этим блюдом подавали кусочки вяленой колбасы (казы). Собранные с топленого молока густые сливки употреблялись в качестве приправы к кашам, похлебкам и чаю. Из сметаны (каймак) сбивали масло (май). Заквашивая молоко, делали творог (эремсек), кислое молоко (катык) и другие продукты. Высушенная на медленном огне сладкая творожная масса (эжекэй) заготовлялась впрок: в качестве лакомства она часто подается к чаю. В южных районах из кислого молока готовят (путем длительного кипячения и отжима полученной массы) кисло-соленые сырки (корот); их употребляют свежими или, высушив, запасают на зиму.

В Зауралье и некоторых южных районах из ячменной и полбенной круп варили похлебки, каши, из пшеничной муки готовили лапшу (халма). В летний зной башкиры пьют разбавленное водой кислое молоко (айран), на юге — кумыс, приготовленный из кобыльего молока. В большом количестве употребляют чай, в основном зеленый.

Башкиры составляют 2,3% от общей численности населения, проживающего в Оренбуржье.

В Оренбургской области зарегистрированы 15 башкирских национально-культурных общественных объединений. Из них 1 – областное и 14 местных, издается областная башкирская газета «Караван — Сарай», одним из учредителей которой является Правительство Оренбургской области.

Наряду с другими 119 национальностями, проживающими на территории Оренбуржья, в области созданы все условия для этнокультурного развития башкирского народа.

Для сохранения и развития башкирского языка на территории области действуют 77 башкирских творческих коллективов. В 47 общеобразовательных учреждениях в различной форме изучается родной башкирский язык. При Оренбургском педагогическом университете и педагогическом колледже готовятся педагогические национальные кадры – учителя родных языков, в том числе и башкирского.

Ежегодно на территории области проводятся праздники башкирской культуры.

В 2004 г. подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между администрацией Оренбургской области и Правительством Республики Башкортостан.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Соглашения проводятся областные праздники башкирской культуры, оренбургские и башкирские спортсмены принимают участие во многих совместных соревнованиях по бильярду, дзюдо, тяжёлой и легкой атлетике. В их числе — на призы губернатора Оренбургской области по вольной и греко-римской борьбе, волейболу.

Импульс развитию наших связей придало открытие представительства Республики Башкортостана в Оренбургской области. Более тесным стало культурное сотрудничество, обмен делегациями по разным сферам деятельности.

С Оренбуржьем связаны многие замечательные имена людей башкирской национальности. Мы помним Мухаметсалима Умутбаева – выпускника Неплюевского кадетского корпуса, крупнейшего общественного деятеля, педагога, поэта, исследователя, переводившего на башкирский язык произведения Александра Сергеевича Пушкина; Абубакира Диваева – автора более ста научных работ, члена-корреспондента РАН, члена антропологического общества МГУ. Стали известными учителями, писателями, поэтами, государственными деятелями выпускники Оренбургского педагогического техникума: прозаики – Зайнаб Биишева, Баязит Бикбай, министры просвещения и культуры Республики Башкортостан разных периодов – Сагит Алибаев, Исмагил Гафаров, редакторы республиканских газет Касим Азнабаев и Исмагил Гафаров. Мы по праву гордимся своими земляками — народными поэтами Равилем Бикбаевым и Рифом Туйгуновым; филологом Зиннуром Ураксиным; историком Нурисланом Калмантаевым.

версия для печати

Самоназвание — башкорт, народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир, в том числе в Самарской области – 7290 человек. Проживают на юго-востоке Самарской области, преимущественно в Большечерниговском и Большеглушицком районах. Ввиду того, что основной ареал традиционного расселения местных башкир находится в долине реки Большой Иргиз, зачастую в историографии они именуются «иргизскими башкирами». Часть башкир расселена в городах Самарской области, прежде всего в Самаре и в Тольятти.

Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры — мусульмане-сунниты.

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX веке фиксируют письменные источники. С конца IX — начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.

В X — начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке приняли ислам. После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552—1557) и оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

Традиционный тип хозяйства башкир — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений.

Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия — деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).

С XVII века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В начале XX века переход башкир к ведению комплексного земледелия завершился, а полукочевое скотоводство уступило место пастушескому. Появляется огородничество.

Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.

После присоединения к Русскому государству социальная структура башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости, которые делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др.

У древних башкир существовала большесемейная община.

В XVI—XIX веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. Семейный быт башкир строился на почитании старших.

Традиционный тип поселения — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников.

Традиционное жилище башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти.

В питании преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда — мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в XVIII—XIX вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко — айран. На десерт почаще всего подают крепкий чай с молоком либо сливками, а к нему — мед, чак-чак, хворост, баурсаки, урами, коштеле.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали Карга туй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил Йыйын, праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена — волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты — курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный — в виде продолговатой пластины и металлический — в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается в обрядах, и в эпосе и сказках.

Добавить комментарий

Закрыть меню