Барокко стиль в искусстве

Искусство барокко зародилось в конце 16 века.

И хотя чаще всего с эпохой барокко ассоциируется Италия, так как многие великие произведения появились в то время именно там, в других странах тоже были написаны достойные произведения искусства, которые изучают веками.

Барокко в живописи отличается насыщенными цветами, которые используются, чтобы передать яркие эмоции, волнение и драматичность.

Большинство картин эпохи барокко носят религиозный характер. Воодушевленные католической церковью, художники стали раскрывать религиозные темы в своих картинах. В предыдущем веке сюжеты картин были сосредоточены в основном вокруг икон. Век барокко продолжил эту традицию, но было очень много картин и на другие темы.

Художники барокко стремились передать движение в своих картинах. Ранее в центре внимания были неподвижные изображения, такие как натюрморт, портрет и пр. В эпоху барокко художники изображали людей и животных в различных позах.

Очень важны стали эмоции на лицах.

Барокко в живописи внес изменения и в изображение пространства. Оно стало захватывать, из двухмерного перерастать в трехмерное. Небо на потолках стало казаться бесконечным. Линии очень помогали передать движение, поэтому в картинах барокко их очень много. Уменьшение длины линий на картине давало иллюзию расширения в пространстве.

Контрасты становятся все более распространенными, особенно контрасты света и тени. Это создает всё большую драму, добавляет напряженности и эмоций. Примером служит картина Джентилески «Юдифь, убивающая Олоферна». На картине свет падает слева, освещая темное пространство.

Реализм — важный аспект искусства барокко. Создавая картины на религиозные темы, художники изображали персонажей такими, какими они могли бы быть в настоящей жизни. Также натурализм достигался засчет простых деталей, характерных для повседневной жизни. Караваджо использовал этот метод в своих работах, изображая таверны и крестьян.

Тщательно прорисовывалась мимика, передавая настроение и эмоции. Иногда художники изображали на картинах себя (например, Веласкес в своей картине «Менины»).

Многие художники барокко осознавали время и использовали его в своих картинах, чтобы передать силу природы. Пожилой мужчина, символизирующий время, встречается на очень многих картинах, показывая, что придет время для всех.

Таллиннская Тыннисмяэская реальная школа

Реферат:

Искусство эпохи барокко

Вадим Лягачёв

10в

Таллинн

2004

Оглавление — 2 —

Вступление — 3 —

Идеологическая основа — 3 —

Исторические предпосылки — 4 —

Философия — 5 —

Термин — 6 —

Специфические черты — 6 —

Архитектура — 7 —

Скульптура — 8 —

Живопись — 8 —

Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм — буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика… XVIIв — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм — вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв.

образуется так называемый “трагический гуманизм” — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи — и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

Исторические предпосылки

XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль… Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла. Барокко — время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи — прорыв в будущее. Но был ли он так уж неожидан?

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:

>в Голландии уже сложились буржуазные отношения;

>в Англии — буржуазная революция;

>во Франции — расцвет абсолютизма;

>в Италии — контрреформация;

>в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя война (1618-1648гг.);

>Испания является одной из самых отсталых окраин.

Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVIIв), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание…

Философия

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля.

Т.о. идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):

Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;

Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;

Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.

Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;

Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.

Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.

Стиль барокко: время, место возникновения, его черты. Архитектура барокко.

Баро́кко (итал. — «причудливый», «странный», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы —испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватилиФранс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен(1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабныеколоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Билет 21

Архетиктура и скульптура барокко. Творчество Джан Лоренцо Бернини.

Основные черты барокко.

Барокко — стиль в искусстве, архитектуре, литературе, который возник в Италии.

Стиль барокко объединяет два понятия: образ жизни и стиль. Основные черты барокко это пышность и цветистость, грандиозность и торжественность, роскошь и великолепие.

Этому стилю характерны динамика, интенсивность чувств, напряженность и контрастность, реальность в нем сочетается с фантазией. Барокко вдохновляло чувственно-физическое наслаждение жизнью.

Стиль барокко основные черты

Главными чертами барокко, пожалуй, являются динамичные формы и кривые линии. Ему характерны контрасты ритмов и масштабов, света и тени, материалов и фактур. В этом стиле просматривается увлечение аллегориями, уподоблениями, сложными метафорами и другими экспрессивными художественными формами.

Архитектура барокко теряет свое гармоничное равновесие, и круг становится овалом, квадрат — прямоугольником, центрическое сменяется протяженным. Вместо уравновешенных пропорций появляются сложные построения и многообразие форм.

При этом в архитектуре барокко господствуют оси и симметрия.

В барокко человек предстаёт многогранной личностью с богатым и сложным внутренним миром и драматическими переживаниями. Искусство барокко характеризуется реализмом, с которым изображается человек. Конфликт, напряженность и движение изобилуют в барокко. Яркий пример — скульптура «Похищение Прозерпины» Бернини.

Это высоко орнаментальный стиль с сильной гармоничной основой.

Он отличался выразительностью, обилием декора, пышностью и излишеством во всем. Живопись, скульптура, архитектура объединялись в новые пространственные отношения, как реальные, так и иллюзорные.

Стиль барокко имеет следующие характерные черты:

• основные темы — мифология и религия

• лексикон обогатился разговорными и иностранными словами

• использование сложных метафор и эпитетов

• видимая динамика

• использование контрастов

• разнообразие жанров

• архитектурные сооружения отличны друг от друга и имеют индивидуальный стиль

• множество украшений и золотых элементов

• зритель должен быть поражен, удивлен и просвещен произведением искусства

• всё должно быть огромно и великолепно

• почти полное отсутствие прямых линий

• обилие кривых линий, округлых и волнообразных форм

• монументальность

• аллегории

• противопоставления

• эмоциональность и чувственность

• поиск человека в мире, вопросы бытия

• сложный синтаксис

• необычность и уникальность

• наигранность и театральность

Добавить комментарий

Закрыть меню