Бальзак гобсек анализ произведения

«Гобсек», художественный анализ повести Оноре де Бальзака

Написанная Оноре де Бальзаком в январе 1830 года повесть «Гобсек» входит в цикл сочинений «Человеческая комедия» и относится к «Сценам из частной жизни». Главными действующими лицами в ней являются старый ростовщик Гобсек, стряпчий Дервиль и графское семейство де Ресто.

Основная тема произведения – страсть. Она исследуется в повести на двух уровнях: с одной стороны, Гобсек изучает человеческие страсти (любовь к богатству, власти, женщинам, эгоистическое себялюбие и т.п.), с другой, сам Бальзак исследует натуру старого ростовщика и показывает нам, что даже под личиной умудрённого жизнью человека может скрываться одна всепоглощающая и всё разрушающая страсть – тяга к золоту, к накоплению, к постоянному обогащению.

История жизни Жана Эстера ван Гобсека, сына еврейки и голландца, преподносится читателю через рассказ стряпчего Дервиля, решившего обнадёжить молодую девушку Камиллу де Гранлье относительно блестящего положения её любимого графа Эрнеста де Ресто.

Дервиль познакомился с Гобсеком в бытность свою студентом. Старому ростовщику в то время было 76 лет. Рассказ в салоне виконтессы де Гранлье Дервиль ведёт спустя несколько дней после смерти 89-летнего Гобсека.

Тринадцать лет знакомства позволили стряпчему подружиться и проникнуть в тайны души непреклонного ростовщика, внушающего ужас всему Парижу. Первое впечатление от Гобсека (кстати, этот персонаж носит говорящую фамилию: в переводе с французского, «Гобсек» — это «Живоглот») создаётся красочным описанием его внешности, каждая черта которой метафорически соотносится с богатством, старостью или хитростью.

Лицо старого ростовщика своей «желтоватой бледностью», похожей на «цвет серебра, с которого слезла позолота», напоминает Дервилю «лунный лик». Глаза Гобсека – «маленькие и жёлтые, словно у хорька», нос – длинный с острым кончиком, губы – тонкие, «как у алхимиков», черты лица – «неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы». Когда ростовщик приподнимает истрёпанный картуз, то взору открывается «полоска голого черепа, жёлтого, как старый мрамор». «Все его действия были размеренны, как движения маятника.

Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно». В первое время Дервиль не мог даже сказать, сколько лет Гобсеку, так как последний выглядел то ли до времени состарившимся, то ли хорошо сохранившимся на веки вечные.

Художественное пространство, в котором существует парижский ростовщик, под стать его расчётливой и холодной натуре. Вещи в его комнате отличаются потёртостью и опрятностью, а огонь в камине даже зимой не разгорается на полную мощность. Комната Гобсека находится в сыром доме без двора, с окнами, выходящими на улицу. Она ничем не отличается от остальных помещений здания, каждое из которых своим устройством напоминает Дервилю монашескую келью.

Чувство довольства прошедшим днём и внутреннюю радость в Гобсеке можно было заметить только по потиранию рук и изменению положения морщин на лице. Бывший в юности юнгой и изведавший массу опасностей, в старости ростовщик достиг состояния своеобразной мудрости: он сделал свой вывод о жизни и стал жить в соответствии с ним. Существование, по мнению, Гобсека – «только привычка к излюбленной среде». Нравственные правила – различны у разных народов, внутренние страсти – губительны для людей и только инстинкт самосохранения – единственное, что ценно в жизни. Прочно же стоять на ногах в мире, погружённом в тщеславную суету, можно лишь с помощью золота. Оно даёт всё – богатство, власть, положение, благосклонность женщин. Страсти же лучше всего изучать и извлекать из них прибыль. Две последних вещи – главное развлечение Гобсека.

К своим клиентам ростовщик относится как к средству наживы. По другому воспринимать порочных людей Гобсек не может. Участие в нём вызывают только простые, честные, трудолюбивые личности – такие, как белошвейка Фанни Мальво. При этом помогает Гобсек только тем, кто может с процентами вернуть взятые у него деньги. В Дервиле ростовщика подкупает его молодость (Гобсек считает, что до тридцати лет люди ещё сохраняют свой резерв честности и благородства), знания (Гобсек пользуется его советами), трезвый рассудок, желание работать и умение чётко выражать свои мысли, не играя на чувствах, а рассуждая логически.

Участие в наследственных делах графской семьи де Ресто Гобсек объясняет просто: он согласился помочь несчастному отцу потому, что тот доверился ему «без всяких хитростей». Жена графа де Ресто, красавица Анастази день за днём проматывала состояние семьи, спуская его на молодого любовника Максима де Трая, и с этим нужно было что-то делать. Художественный образ героини лишён однозначности: она – и несчастная женщина, поддавшаяся любовной страсти, и изменившая жена (младшие дети Анастази не от мужа), и ни перед чем не останавливающаяся скряга, стремящаяся к богатству, и, возможно, хорошая мать, одинаково желающая добра всем детям.

При всей своей рассудочности Гобсек на пороге смерти сталкивается один на один со своей индивидуальной страстью – он умирает, не оставив после себя завещания (устное, данное на словах Дервилю – не в счёт), в доме, под завязку забитом гниющими деликатесами, деньгами и последней полученной им кучкой золота, спрятанной по немощи в каминной золе.

  • Краткое содержание повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • Сочинение по повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
  • Разрушительная власть золота в романе «Гобсек» Оноре де Бальзака
  • «Гобсек», подробный пересказ повести Бальзака
  • «Шагреневая кожа», анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», краткое содержание по главам романа Бальзака
  • «Человеческая комедия», сочинение
  • «Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
  • «Отец Горио», краткое содержание романа Бальзака
  • «Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака
  • «Тридцатилетняя женщина», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», художественный анализ романа Оноре де Бальзака
  • «Утраченные иллюзии», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака

По произведению: «Гобсек»

По писателю: Бальзак Оноре де

I семестр

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА

УРОК № 13

Тема. О. де Бальзак «Гобсек». Сопоставление образов Фанни Мальвы и Анастази де Ресто. Роль Дервиля в развертывании и воспроизведении событий повести. Композиция и стиль произведения

Цель: помочь учащимся осознать значение освещенных автором моральных проблем; показать мастерство автора в обрисовке образов, построении повести; развивать навыки характеризування образов, критического осмысления прочитанного, высказывание и аргументирование собственных мыслей; воспитывать стремление к добродетельной жизни.

Оснащение: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Человечество постоянно определяет для себя истинные и мнимые ценности, эпоха и народ вносит в это определение свои коррективы. Но поражает то, что человек стремится пройти путь познания самостоятельно, сама устанавливает иерархию ценностей и выбирает их для себя, несмотря на мировой опыт. Бальзак в своем произведении не анализирует причин возникновения скупости, маниакальной потребности накапливать богатство ради богатства, предательства, пагубных страстей, но показывает, к чему это приводит. Сегодня на уроке мы попробуем заглянуть в творческой лаборатории писателя, чтобы понять, как ему удалось так мастерски раскрыть образы героев, их психологию и привести положительные моральные примеры.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Проверка домашнего задания

Проверка усвоения произведения вопросами о роли богатства и золота в жизни героев Бальзака и в нашей жизни (1-2 ученика).

Актуализация опорных знаний

Беседа

¦ Охарактеризуйте образ Гобсека, определив в нем реалистические и романтические черты.

VI. Формирование умений и навыков

1. Составление условной схемы

Учитель. Запишите имена персонажей повести О. де Бальзака Гобсек» до условной схемы.

2. Аналитическое комментирование схемы

3. Коллективная работа (составление таблицы)

Учитель. Составьте сравнительную характеристику женских образов повести «Гобсек».

Анастази де Ресто

Фанни Мальвы

Совместное

Молодые, красивые, парижанки

Отличное

Из богатой семьи, легкомысленная, неразумно поддалась страсти, раба чувств; жестокая; счастья не получила, всю жизнь потом искупила свой грех; оставила сыну плохую славу

Из небогатой семьи, честная, добропорядочная, трудолюбивая, ответственная, тихая, скромная; обрела счастье в семейной жизни

4. Работа в парах

Учитель. Объединитесь в пары. Проанализируйте таблицу, которую составили, подготовьте выводы.

5. Коллективное обсуждение выводов

6. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

Учитель. Определите роль образа Дервиля в повести Бальзака «Гобсек».

Ожидаемые ответы

• Композиционный стержень произведения — автор-рассказчик.

• Один из главных героев, носителей идеи нравственности даже в жестоком буржуаВНОм мире.

• Образ Дервиля играет роль приема обрамления: история о Гобсека «взята в рамку» описания разговоры в салоне віконтеси где Гранльє.

• Дервіль объективно воспроизводит события, выражает собственное отношение к героям и ситуациям, что создает особую атмосферу задушевности разговора и достоверности повествования.

7. «Провокационно-дискуссионные» (проблемные) утверждение

• Дервіль — главный герой произведения Бальзака «Гобсек».

• Дервіль — идеальный буржуа, образец для подражания.

• Гобсек — благородный мститель, наказывающий разнузданном аристократию за ее грехи.

• Гобсек — «змей-искуситель», у него всегда можно одолжить деньги.

• Гобсек — больной человек.

8. Слово учителя

¦ Обратите внимание на таблицу. О чем свидетельствует эта информация? (О большой популярности произведения, важность затронутых в нем проблем.)

Художественный фильм «Гобсек»

СССР

Художественный фильм «Ошибка Оноре де Бальзака»

СССР

Художественный фильм «Бальзак»

Франция — Италия — Германия

1999 (режиссер Ж. Дайан при участии Ж. Депардье)

VII. Домашнее задание

Индивидуальная: сравнить образы (выполнить ученическое исследование) произведений Плавта «Клад», В. Шекспира «Венецианский купец», Же. Б. Мольера «Скупой», О. Пушкина «Скупой рыцарь», М. Гоголя «Мертвые души» (Плюшкин), Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»И. Карпенко-Карого «Хозяин» (Пузырь).

Для всех: подготовиться к контрольной работе. Проанализировать стихотворение Б. Пастернака «Бальзак» (1927), определить, насколько точно автор отразил характер писателя.

БАЛЬЗАК

Париж в златых тельцах, в дельцах,

В дождях, как мщенье, долгожданных.

По улицам летит пыльца.

Разгневанно цветут каштаны.

Жара покрыла лошадей

И щелканье бичей глазурью

И, как горох на решете,

Дрожит в оконной амбразуре.

Беспечно мчатся тильбюри.

Своя довлеет злоба дневи.

До завтрашней ли им зары?

Разгневанно цветут деревья.

А их заложник и должник,

Куда он скрылся? Ах, алхимик!

Он, как над книгами, поник

Над переулками глухими.

Почти как тополь, лопоух,

Он смотрит вниз, как в заповедник,

И ткет Парижу, как паук,

Заупокойную обедню.

Его бессонные зенки

Устроены, как веретена.

Он вьет, как нитку из пеньки,

Историю сего притона.

Чтоб выкупиться из ярма

Ужасного заимодавца,

Он должен сгинут даром

И дать всей нитке размотаться.

Зачем же было брать в кредит

Париж с его толпой и биржей,

И поле, и в тени ракит

Непринужденность сельских пиршеств?

Он грезит волей, как лакей,

Как пенсией — старик бухгалтер,

А весу в этом кулаке

Что в каменщиковой кувалде.

Когда, когда ж, утерши пот

И сушь кофейную отвеяв,

Он оградится от забот

Шестой главою от Матфея?

Борис Пастернак

VIII. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

• Этот урок помог мне осознать…

• Я считаю, что образы, созданные Бальзаком…

• Мне запомнилось…

«Главная тема произведения Бальзака «Гобсек»»

Сочинение

Оноре де Бальзак вошел в мировую литературу как выдающийся писатель-реалист. Именно он задумал, чуть ли не самый большой в мире цикл романов о жизни всего общества, который назвал «Человеческая комедия». И в самом деле, комическими иногда кажутся человеческие усилия, израсходованные на мелочи, расточительство, злость, легкомысленность. Они выглядят комически, пока не начинают ломать чужую жизнь. Так, роман Анастази де Ресто со светским молодым человеком Максимом де Трай начинался, как легкий флирт, который никому не наносит беды. Но бесстыдный любовник нагло врывается в жизнь всей семьи, так как это разрешила ему сделать беспринципная госпожа де Ресто. И вот уже пренебрегается честь семьи, мужа. Даже о детях Анастази не думает. Бальзак будто наблюдает за этим глазами своего героя — ростовщика Гобсека. Это умный человек, образованный и даже мудрый.
По крайней мере, относительно жизни других людей. Во всем, что касается денег, ему нет равных. Но вот чудо: свою жизнь он прожил совсем не мудро. Гобсек и не заметил, как деньги, которые давали ему сначала свободу, а потом и власть над людьми, постепенно стали его целью, его кумиром, подчинили всю его жизнь накоплению, подменили собой всю жизнь. Он же понимал, что человеку нужно именно столько денег, чтобы о них не думать ежесекундно. Так вот таким количеством удовлетворяется Фанни Мальва, которая набирает взаймы у него деньги на полотно и нити, чтобы работать.
Но она набирает взаймы столько, сколько может отдать, в отличие от Анастази де Ресто, которая не знает цены деньгам, впрочем, как и всем другим ценностям. Писатель психологически точно изображает не только поступки героев, но и их мотивы. Бальзака справедливо считают знатоком человеческих душ, так как ему удалось передать тончайшие ноты души героев, заглянуть в самые потаенные уголки души своих современников, в конце концов, и всех людей. Читать его произведения очень интересно именно из-за того, что они жизненно правдивые и содержат мудрые наблюдения, ответы на многие вопросы, которые всегда будет ставить перед каждым жизнь.
Одним из самых важных моментов всего творчества выдающегося французского реалиста Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все его произведения, по замыслу писателя, были частями большой эпопеи “Человеческая комедия”, что должна была охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану этот эпический цикл должен был состоять из трех разделов: “Этюды об обычаях”, произведения в котором изображалась жизнь, быт и обычаи разных слоев французского общества, “Философские этюды”, что должен был обобщать художественные открытия Бальзака и его представление о закономерности жизнь, и, наконец, “Аналитические этюды”, в которых писатель старался сформулировать законы, которые руководят действительностью.
В первом разделе (”Этюды об обычаях”) Бальзак создал галерею наиболее типичных образов его современников, что имели разный социальный статус и разные профессии. Повесть “Гобсек” входит в его состав. Имя центрального персонажа этого произведения — ростовщика Гобсека — стало нарицательным. Тем не менее, именно в его образе А. Бальзак не только описал типичного ростовщика, а ярко воспроизвел особый психологический тип человека, что живет лишь одним чувством — корыстолюбием в чистом виде. Деньги — вот единственная цель, единственная любовь и призвание Гобсека.В художественной литературе немало образов корыстолюбцев и скряг, но они не одинаковы. Скупой рыцарь А. Пушкина действительно стремится к власти, деньги для него — лишь средство ее достижение, Итак он, скорее скрытый властолюбец, чем настоящий корыстолюбец.

Плюшкин Г. Гоголя — мелочный скряга “бытового” типа. Не случайно “плюшкиными” называют людей, которые не желают выбрасывать вчерашнюю газету или что-то подобное: с Гобсеком их сравнивать не станет никто. В этом образе обобщены совершенно иные черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека).
Вот жизненная философия Гобсека: “Что может удовлетворить наше” я “, наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти нужно время, нужны материальные возможности и усилие, в золоте все это есть, и оно на самом деле дает все”. При этом Гобсек не старается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никакого удовлетворения, кроме осознания наличия своего богатства.
Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики, его жизненной сверхзадачи, их почти незаметно. “Это был человек-автомат, которого каждый день заводили”, — пишет о нем Бальзак. Даже человеку, которому он будто сочувствуют, Гобсек дает взаймы деньги лишь на немного смягченных условиях, чем другим, да еще и подводит своего рода “идеологическое основание” этому поступку, дескать, так будет полезнее для его характера. Вообще, к ростовщикам люди обращаются лишь в сложнейшие моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого источника, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротство, и банки отказывают в кредите. В самом ростовщичестве как явлении, первоначально заложено что-то жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих “коллег”: наблюдение за людьми, которые попали в тупик, для него становится развлечением. О сочувствии вообще не речь идет.
Гобсек при всей ограниченности в целях, как не удивительно, не примитивный. Он способен делать выводы относительно природы общества, анализировать его разрушительные силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее ума. Власть золота, в которое он так верил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.
Что может быть абсурднее смерти от голода посреди огромного богатства? Гобсека убивает собственная же идея о всевластии золота и его безмерной ценности. Он настолько боялся потерять свое достояние, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины — все испортилось, все оказалось утраченным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный внешний абсурд — естественное завершение подобного отношения к жизни.
“Есть ли в этом человеке Бог?” — риторически спрашивает другой герой произведения, Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря, деньги. Служению этому идеалу подарил жизнь Гобсека. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. И пусть образ Гобсека — единичный случай, он свидетельствует о том, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественное мастерство писателя делает это предостережение еще убедительнее.

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек»Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек»Трагедия ГобсекаРоман Бальзака «Гобсек»Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван ГобсекаНеоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре БальзакаЧто же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньгиОноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830—1835)Реализм Бальзака оказался умнее самого БальзакаЧто же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”)Гобсек скряга или философ (сочинение миниатюра по повести О де Бальзака «Гобсек»)Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек»Губительная власть денег (По повестям О. Бальзака «Гобсек» и «Евгения Гранде»)В чем трагедия ГобсекаЧто потерял и что обрел Гобсек (по повести О. Бальзака «Гобсек»)Блеск и нищета куртизанок характеристика образа Эстера ван ГобсекаХарактер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек»Жизненная философия ГобсекаДоволен ли Гобсек своей жизньюИдея повести О Бальзака «Гобсек»Гобсек «скряга и создание низкое»Проблема жизненных ценностей в произведении «Гобсек»Высшая власть и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»Идея написания повести О. Бальзака «Гобсек»Насколько современен герой Бальзака ГобсекНеоднозначность образа ГобсекаСочинение По повестям О. Бальзака «Гобсек» и «Евгения Гранде»Изображение губительной власти денег в повести О. Бальзака «Гобсек»Аналитическая работа над повестью О де Бальзака «Гобсек»Идея повести «Гобсек»Письмо к литературному персонажу (по произведению Оноре де Бальзака «Гобсек»)Черты реалистической повести в произведении Бальзака «Гобсек»Какими были взаимоотношения Гобсека к ДервиляСовременен ли главный герой повести Бальзака «Гобсек»Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака «Гобсек»Тема скупости в повести «Гобсек» и сравнение с современным миромПротиворечивость образа Гобсека

Бальзак стал первым автором, который отошел от субъективной оценки личности, воплощая в своих героях все недостатки и достоинства, которые были присущи обществу, а не отдельному человеку. Одним из самых известных произведений Бальзака, которые полюбились многим поколениям читателей, является повесть «Гобсек».

Краткое изложение и анализ

Начинается повесть из разговора, который ведется в салоне знатной парижской дамы виконтессы де Гранлье. Виконтесса не хочет отдавать свою единственную дочь замуж за обедневшего графа де Ресто. Ее гость, адвокат Дервиль, пытается переубедить даму, рассказывая ей историю о том, как именно ее будущий зять лишился своего богатства.

Главное действующее лицо в рассказе Дервиля ростовщик Гобсек, из-за алчности которого и пострадала семья де Ресто. Дервиль познакомился с Гобсеком, будучи помощником адвоката, они жили по соседству в одном из пансионов Парижа.

Ростовщик чуждался общения с людьми, так как полностью был поглощен заработком денег, которые и представляли его главный жизненный приоритет.

Алчность Гобсека позволила ему к сорока годам накопить внушительный капитал.

Ростовщик открыто обманывал людей, предоставляя им деньги в долг под большие проценты, и наживался на их безвыходных жизненных ситуациях.

Несмотря на дружбу и тесное общение, в ряды обманутых должников попал и Дервиль. Молодому человеку удалось только через пять лет выплатить проценты, которые установил для него Гобсек.

С просьбой одолжить денег к Гобсеку обратился известный в Париже кутила и карточный игрок — граф де Трай. Ростовщик упорно отказывал ему, так как не был уверен в его платежной способности. На выручку де Траю пришла его возлюбленная, графиня де Ресто, которая предложила Гобсеку залог в качестве родового имения своего мужа.

Взявши расписку с графини, Гобсек предоставил ее любовнику нужную сумму денег. Однако через несколько дней к нему пришел муж самой графини, требуя вернуть расписку, которую незаконно дала его жена, обратно. Гобсек в свою очередь начинает шантажировать графа, требуя заплатить за возврат документа сумму, в несколько раз превышающую одолженную.

У графа де Ресто не оставалось другого выхода, как пойти на условия Гобсека и выкупить у него свое имение. Через несколько лет граф де Ресто умирает. Его супруга, помня о том, что после смерти графа все имущество семьи должно перейти в руки Гобсека, начинает искать завещание. Во время ее поисков в комнату входят Гобсек и Дервиль.

Испуганная графиня перепутала документы и бросила в огонь расписку Гобсека, в которой он отказывается от имущества графа. Таким образом, родовое имение перешло в руки ростовщика. Дервиль убеждал Гобсека отказаться от претензий на имение, пытаясь разжалобить его тем, что графиня и малолетний сын (младший граф де Ресто), остаются ни с чем. Однако наш ростовщик оставался непреклонен.

До последних своих дней Гобсек оставался жадным и жестоким, считая каждую копейку, он отказывал себе в самых необходимых вещах. Даже особняк семьи де Ресто ростовщик предпочитал сдавать в аренду, получая за это деньги.

Только после скорой смерти Гобсека, сын графини де Ресто получил смог получить имение своей семьи. На этом Дервиль закончил свой рассказ. Виконтесса, впечатленная услышанным рассказом, тут же дала согласие на брак дочери и молодого графа.

Краткое содержание Гобсек Бальзака

Знаменитая повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» предстала на суд читателей в 1830 году. Внимание читателей сосредоточено на одном из человеческих пороков – скупости.

Действие повести начинается с того, что в доме одной из дам высшего общества виконтессы де Гралье в гостях задержались два гостя. Один из них стряпчий Дервиль и дворянин с графским титулом Де Ресто. Стоит только графу покинуть этот дом, виконтесса де Гралье поведала своей дочке о том, что у матери графа не знатное происхождение, дети росли в бедности. Все ее сбережения ушли на утехи с любовником. С таким господином, как граф де Гралье, не следует связывать себя узами брака.

Выслушав рассказ знатной дамы, стряпчий объясняет неизвестные обстоятельства дела графа. При этом он озвучивает интересную историю о Гобсеке, известном ростовщике. История, рассказанная Дервилем, заложена в основу повести писателя.

Из рассказа выясняется, что рассказчик знаком с Гобсеком еще со студенческой скамьи и считает его человеком с очень хладнокровным характером.

Как-то Гобсек поделился с Дервилем одной историей. Дело заключалось в том, что ростовщик потребовал вернуть долг с одной знатной дамы, графини. Женщина боялась разоблачения своего поступка и передала Гобсеку драгоценный бриллиант. Деньги же от этой сделки были получены ее любовником. В своем рассказе Гобсек называл его щеголем и пророчил, что тот будет разорителем всей семьи.

Через некоторое время к Дервилю обращается граф по имени Максим де Трай с просьбой познакомить его с известным ростовщиком. После знакомства с графом Гобсек не желает дать ему ссуду, ссылаясь на его бедность и долги. Далее на страницах повести появляется вышеупомянутая графиня и посещает Гобсека. Она закладывает роскошные бриллиантовые драгоценности. Гобсек не был бы самим собой, если бы не поставил графине свои условия, с которыми она быстро соглашается. Не успели ростовщика покинуть любовники, как тут же появляется супруг графини с требованием возвратить семейные ценности, оставленные его женой в заклад. Но потом граф решает поступить по другому и чтобы спасти свои ценности от любовника графини, решает передать их Гобсеку.

Из рассказа Дервиля становится понятно, что речь идет о графе де Ресто, который через некоторое время заболевает и умирает. После смерти графа в его доме появляются главные герои повести – Гобсек и стряпчий Дервиль. Их взорам предстает ужасная картина. Графиня яростно искала завещание, в доме устроила разгром. Не смущал ее и труп мужа. Ею же были сожжены важные бумаги, предназначенные для Дервиля. Все нажитое имущество переходит в пользование ростовщика. Тот остается верным своим жизненным принципам, хоть и находится на грани смерти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Образ Дервиля в повести Бальзака «Гобсек»

Главная / Сочинения по зарубежной литературе / Бальзак О. / Образ Дервиля в повести Бальзака «Гобсек»

Оноре де Бальзак – талантливый французский писатель, обладавший умением создать не только логичный правдивый сюжет, но и психологически глубокие образы. Такими и являются главные герои его повести «Гобсек»: Гобсек и Дервиль.
Образ Дервиля часто в тени, но он очень важен. Автор наделяет его полномочиями рассказчика. Именно от него читатели узнают о Гобсеке и его истории.
Дервиль появляется уже на первых страницах произведения в салоне виконтессы. Несмотря на то, что он всего лишь адвокат, он вхож в высшее общество, потому что когда-то помог виконтессе решить проблему с ее собственностью. Она оказалась благодарной и даже обещала помочь Дервилю продвинуться по карьерной лестнице. Но адвокат был честным и хотел добиться всего самостоятельно. Ему не свойственны такие черты характера, как подлость или корыстность.
Дервиль обладает неимоверной остротой слуха, что подмечает госпожа Гранлье. Она удивилась, когда адвокат услышал ее тихий разговор с дочерью. Утонченный слух и внимательность к другим – вот что делало его настоящим адвокатом.
Образ Дервиля – это образ хоть и не идеального, но добронравного человека: он справедливый, неиспорченный, умный. Благодаря этому он смог понять такую сложную личность, как ростовщик Гобсек.
Повесть «Гобсек» имеет композицию «рассказ в рассказе». Вначале читатели знакомятся с Дервилем, виконтессой, ее дочерью Камиллой. На приеме адвокат рассказывает хозяйке салона историю, по его мнению, захватывающую – о неком Гобсеке. В истории о ростовщике рассказчики меняются: это и Дервиль и сам Гобсек.
Дервиль раскрывается как личность в отношении к другим людям: к виконтессе, к Камилле, к Гобсеку. Он помогает виконтессе бескорыстно, просто потому что он имел чутье адвоката и смог ей помочь.

К дочери виконтессы герой относится с симпатией. Говорит с девушкой по душам, когда понимает, что она влюблена в молодого графа. Он пытается ей помочь открыть свои чувства.
Дервиль помогает вести дела и ростовщика Гобсека. Между ними возникает что-то наподобие дружбы. И хотя Гобсек не может прямо признать, что испытывает к кому-то симпатию, видно, что он доверяет Дервилю. Он рассказывает ему истории своих клиентов, делится своими теориями о золоте и его власти над человеком. Поэтому даже Дервилю ростовщик одалживает деньги под общий процент, объясняя это тем, что одолжение плохо отразиться на дружбе.
Адвокат всегда с интересом слушал старика, хоть и во многом с ним не соглашался. Сам Дервиль был сторонником идей моральности. Он не верит, что над людьми всегда властно золото, так как верит в силу человеческой души. Не все люди, по его мнению, испорчены. Гобсек считает эту веру наивной и слегка насмехается над молодым другом. Хотя сам Гобсек, будучи молодым, вел себя как романтик. Он плавал по морям в поисках приключений. Но его юношеские порывы разбились о рифы предательства.
Образ Дервиля в повести имеет большое значение: он и рассказчик и герой. Благодаря Дервилю мы лучше понимаем старика Гобсека.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Образ Гобсека в повести Бальзака «Гобсек»
  • Гобсек в начале и конце повести Бальзака «Гобсек»
  • В чем проявился реализм писателя при создании образа Гобсека?
  • История написания повести Бальзака «Гобсек»
  • Добавить комментарий

    Закрыть меню