Бакалавр педагогического образования

Вопрос: Здравствуйте! В следующем году я бы хотела стать студенткой СПБГУ по специальности «филология». Однако дело в том, что помимо получения специальности «филолог», я бы хотела стать преподавателем в школе. Конечно, хотелось бы иметь специальность более широкого профиля, чтобы помимо преподавания в школе был и другой выбор. Подскажите, пожалуйста, при получении этой специальности я смогу трудоустроиться педагогом русского языка и литературы или же мне необходимо поступать на другую специальность?

Благодарю за ответ. С уважением.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны:

Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования. В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и/или профессиональным стандартам.

Таким образом, федеральное законодательство не предъявляет к лицам, желающим заниматься преподавательской деятельностью, требования о наличии педагогического образования. Вместе с тем лица, претендующие на занятие педагогической деятельностью, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным в квалификационных справочниках, и/или профессиональным стандартам.

На сегодняшний день квалификационные требования к работникам образования установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).

В соответствии с указанным квалификационным справочником на должность учителя может претендовать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Также должность преподавателя может занять лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством в случае получения диплома, подтверждающего освоение Вами в СПбГУ основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Филология», Вы будете иметь право осуществлять преподавательскую деятельность в школах (лицеях).

Аналогичные вопросы ранее задавались в Виртуальную приемную. С одним из ответов Вы можете ознакомиться здесь.

Обращаю Ваше внимание, что 02.05.2015 Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» (далее – Закон), который вступает в силу с 01.07.2016.

Законом устанавливается, что в случае наличия в нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Также Правительство Российской Федерации получило право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения в том числе государственными или муниципальными учреждениями.

Кроме того, информирую Вас о том, что в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, подлежащим применению работодателями с 01.01.2017, лица, претендующие на занятие должности педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

В 2016 году СПбГУ будет осуществляться прием на обучение по основной образовательной программе бакалавриата «Отечественная филология (русский язык и литература)» по направлению подготовки «Филология». Подробнее с информацией о приеме в СПбГУ в 2016 году можно ознакомиться здесь.

В период обучения в СПбГУ по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Филология» обучающиеся проходят производственную практику в образовательных организациях Санкт-Петербурга.

Метки: Поступление 2016

Печать Электронная почта

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

бакалавра педагогического образования,

профиль безопасность жизнедеятельности

На современном этапе научно-технического прогресса деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно становится потенциальным источником формирования многочисленных вредных и опасных факторов новой антропогенной среды обитания, что обуславливает необходимость обеспечения личной и общественной безопасности каждого человека.

В этой связи существенно возросла социальная потребность в педагогических кадрах высшей педагогической квалификации профиля безопасность жизнедеятельности, что открывает широкие перспективы трудоустройства и достойной заработной платы. В настоящее время институт физической культуры и спорта осуществляет набор по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности», квалификации «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)».

Стоящая перед социумом задача рационального и продуманного формирования техносферы, обеспечивающей приемлемые для человека и природных экосистем условия существования, исключительно сложна. Она предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий: разумное ограничение потребностей человека; создание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережение; минимизацию воздействия техники и технологий на человека и природную среду; создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере. Всему этому можно научиться в процессе освоения основной образовательной программы направления профессиональной подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности» с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» педагогического образования.

Квалификация (степень) бакалавра с профилем безопасность жизнедеятельности характеризуется освоенностью, главным образом, интеллектуальных (система знаний в области обеспечения личной и общественной безопасности) и педагогических ценностей культуры безопасности (знаниями и умениями использовать средства, методы, принципы и формы организации) в формировании культуры безопасности личности.

Областью профессиональной деятельности выпускника являются образование, социальная сфера, культура, безопасность. Его профессиональная деятельность после окончания ВУЗа будет ориентирована на обеспечение личной и общественной безопасности, на сохранение и укрепление индивидуального здоровья средствами здоровьесберегающих технологий, на формирование мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа — безусловности приоритетов безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач, на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям. В этой связи выпускник с квалификацией «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)» будет подготовлен:

— к педагогической деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, организациях различной формы собственности, что позволит:

  • формировать личность человека;

  • пропагандировать общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, толерантность, любовь к Родине;

  • владеть технологиями обучения различных категорий населения действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, сохранению жизни и здоровья, различным видам (национальной, пожарной, информационной, экономической, продовольственной) обеспечения безопасности;

  • оценивать физическое и функциональное состояние человека;

  • определять цели и задачи учебного и воспитательного процессов;

  • подбирать адекватные поставленным целям и задачам средства и методы учебного занятия;

  • организовывать взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

  • осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

— к управленческой деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности оптимизирующей развитие отрасли безопасности жизнедеятельности на региональном и местном уровнях на основе развития умений организации и проведения:

  • работ по оценке опасных и вредных факторов техносферы, окружающей природной среды;

  • физкультурно-массовых, патриотических и антитеррористических мероприятий;

  • мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— к культурно-просветительской деятельности, что позволит:

  • изучать и формировать потребности детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

  • организовывать культурное пространство;

  • разрабатывать и реализовывать культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

— к выполнению научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности в отношении:

  • выделения и формулировки актуальных проблем в сфере безопасности жизнедеятельности;

  • логики и методологии научных исследований в сфере безопасности жизнедеятельности;

  • определения целей и задач научно-исследовательской деятельности с применением адекватных методов и методик исследования.

Полученная квалификация (степень) «бакалавр педагогики (учитель безопасности жизнедеятельности)» позволит выпускнику нашего института успешно работать:

– в системе дополнительного образования в качестве педагога дополнительного образования по профилю безопасности жизнедеятельности;

– в системе среднего (общего) и профессионального образования в качестве учителя-предметника, педагога – организатора, классного руководителя;

– на предприятиях различных отраслей, профиля и форм собственности как сотрудник отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности, гражданской обороны;

– в системе силовых структур и ведомств Российской Федерации (в Вооруженных сил РФ, МВД, МЧС, ФСБ и т.д.) как действующий сотрудник специализированных отделений.

Кроме того, освоение ООП бакалавра педагогического образования позволяет продолжить обучение в магистратуре и, по окончанию последней, поступать в аспирантуру для получения ученой степени кандидата педагогических наук.

Вступительные экзамены по очной и заочной формам обучения в текущем году указаны в Правилах приема в ОГПУ на нашем сайте

Особенно острой проблема бакалавриата является для педагогов

С 1 января 2010 года Россия вступила в Болонский процесс. Это значит, что отечественная высшая школа должна перейти на европейскую модель и стать двухуровневой — бакалавр—магистр. Но многие ректоры (причем весьма престижных университетов и академий) до сих пор сомневаются, впишется ли наше традиционное образование в прокрустово ложе западных стандартов. Не утратим ли мы то, чем так гордимся и что составляет главное достоинство отечественных вузов, — фундаментальность и научность? Ведь бакалавриат считается в России чем-то вроде неполного высшего образования, а бакалавров откровенно называют “недоделанными” специалистами.

— Особенно острой проблема бакалавриата является для педагогов, — говорит директор Института иностранных языков Московского городского педагогического университета профессор Олег Радченко. — Директора школ считают, что бакалавры — это учителя-недоучки, поэтому ставят их работать в младших и средних классах, а в старшую школу не пускают. Но это несправедливо… Согласно закону “Об образовании” четырехлетний бакалавриат — это первая ступень высшего образования, а двухлетняя магистратура — вторая. Бакалавр — это полноценный специалист, только у него свои задачи и свои функции. Если магистратура рассчитана на глубокую научную подготовку, то бакалавриат — это практическая направленность обучения. И тут возникает одна непростая проблема…
Известно, что педагогов, как и врачей, нельзя пичкать одной теорией. Только в школе молодой учитель набирается опыта, оттачивает мастерство. В педвузах своя система подготовки учителей — 4 года обучения плюс 1 год (пятый курс) — практика в школе. За время ее проведения выпускники готовятся к работе у доски. При новой модели годовая практика просто исчезнет, она не вписывается в новую систему подготовки. Если сохранить год в школе, то пострадают теоретические предметы, если же убрать, то молодые специалисты окажутся неподготовленными к реальной жизни. Придут в классы, растеряются и не смогут вести урок… Как же быть?
— Надо ввести педагогическую интернатуру, — считает Олег Радченко. — Как это происходит в медицинских вузах.
Выпускники медуниверситетов и медакадемий не берутся сразу же лечить больных, их сначала направляют на стажировку — интернатуру. И лишь потом, после сдачи квалификационных экзаменов, допускают к самостоятельному приему. То же самое надо сделать и в педагогическом образовании. Отучился четыре года, отработал год в школе помощником учителя (младшим учителем) — и получай диплом, становись полноценным специалистом.
При этом будет и другой путь начать карьеру — пойти в магистратуру. Правда, туда смогут бесплатно брать не более 15—20% бакалавров, для остальных останутся только платные места. Это, бесспорно, существенно ограничит доступность высшего образования. С другой стороны, магистрами должны становиться лишь те ребята, кто проявил особую склонность к науке, ведь магистратура — это, по сути, подготовка к аспирантуре.
Но пока это приблизительные расчеты, реальная же картина станет ясна в 2010 году, когда пройдет первый массовый прием студентов на европейскую модель обучения. У преподавателей есть серьезные вопросы к Министерству образования и науки РФ. В частности, к новым вузовским стандартам. По Болонской системе студент должен набрать за год определенное количество кредитов, тогда ему зачтут курс и переведут на следующий. Каждый предмет имеет свою стоимость, и европейский учащийся имеет право выбирать, где их изучать. Главное для него — накопить баллы, достаточные для получения диплома. Причем он может растянуть свое образование на пять-шесть лет или, наоборот, сократить его, сдав все предметы досрочно.
У нас это не так. Российский учащийся обязан получить за год не менее 60 кредитов, причем выбор предметов у него очень ограничен. Практически в эту сумму укладываются обязательные и модульные дисциплины, которые студент все равно сдает по семестрам. Перепрыгивать через год или растягивать обучение нельзя — деканат, как правило, бывает против, если же не сдашь сессию (допустим, захочешь перенести часть дисциплин на потом), то вообще можешь вылететь из вуза. Брать дополнительные курсы студенту смысла не имеет: зачем напрягаться, ходить на спецсеминары, когда и так наберешь 60 баллов? Отучился четыре года, набрал 240 кредитов — и получи диплом бакалавра.
Возникают проблемы и с мобильностью. Болонский процесс предполагает, что учащийся может набирать кредиты в разных вузах — один год учится здесь, другой — там, третий вообще в чужой стране. У нас это практически невозможно — попробуйте перевестись из провинциального вуза в московский или питерский… Да и поехать грызть гранит науки в Англию или Францию (даже на год) имеют возможность дети лишь весьма обеспеченных родителей. У мальчиков к тому же неизбежно возникнут проблемы с военной кафедрой (где она имеется).
Все это делает Болонскую систему малопригодной для российской реальности. Ее главные достоинства (свободный выбор дисциплин и курсов, мобильность студентов и преподавателей, международное признание дипломов) под большим сомнением. Да, в Европе студент действительно может за четыре года поучиться в нескольких альма-матер, а потом поехать работать в любую страну, у нас же все это малореально. Получается, что при Болонье традиционное российское образование “ужмется” на год (с 5 лет до 4), качество знаний при этом неизбежно пострадает, а польза будет весьма сомнительная.
Возможный выход из ситуации, как предлагают ректоры некоторых вузов, — сохранение непрерывного пятилетнего специалитета, в том числе и для педагогики (а также для медицины, безопасности, сложных технологий и наукоемких направлений). Пусть будут две параллельные системы обучения — двухуровневая, европейская (бакалавриат—магистратура), и одноуровневая, отечественная (специалитет). А студент сам выберет, что ему больше нравится.
СПРАВКА «МК»
В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, установившую единую систему получения высшего образования и взаимное признание вузовских дипломов (Россия присоединилась к ней в сентябре 2003-го). Сегодня Болонский процесс объединяет более 45 стран и свыше 3500 высших учебных заведений.

Специальность и направление – вопрос юридического статуса?

Что такое Болонский процесс?

Болонский процесс, начавшийся 19 июня 1999 года в городе Болонья, принял декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Это знаменовало собой начало активации европейской системы образования в мировом масштабе. С принятием единой образовательной системы, высшие учебные заведения получают возможность признания своих дипломов на мировом уровне. Выпускник со степенью «бакалавр» или «магистр» имеет право продолжить обучение практически в любом европейском вузе.

В сентябре 2003 года к Болонскому процессу присоединилась Россия, но не легитимно, а пока только экспериментально.

Законопроект о введении многоуровнего образования был принят депутатами Государственной Думы РФ в третьем чтении 11 октября 2007 года и одобрен Советом Федерации 17 октября 2007 года. Теперь наряду со специалистами, обучающимися в течение 5 лет, степени бакалавра (срок обучения – 4 года) и магистра (срок обучения после бакалавриата – 2 года) получили законное право на существование.

Пока что не многие вузы приняли это образовательное новшество, однако планируется, что с 1 сентября 2009 года уже все российские государственные вузы перейдут на двухступенчатую систему образования. А в 2015 году ожидается, что все российские выпускники получат дипломы международного образца.

В чем же отличие специалиста от бакалавра и магистра?

Кто такой специалист знают все, поскольку система «специалитета», практиковавшаяся в течение многих лет, уже приучила нас к этому названию. Студенту, проучившемуся 5 лет на дневном отделении вуза или 6 лет – на вечернем или заочном, по окончании присваивается квалификация специалиста. После получения государственного документа о высшем профессиональном образовании (диплома) он может поступать в аспирантуру или устраиваться на работу. Специалист – это квалификация.

Бакалавр и магистр – это и квалификации, и степени. Диплом бакалавра представляет собой документ о высшем образовании. Его владелец может преподавать в неполной средней школе, но не имеет права преподавания в старших классах и в высших учебных заведениях. Степень бакалавра рассчитана на тех, кто, получив диплом, не собирается заниматься в дальнейшем научно-исследовательской деятельностью. Однако после бакалавриата студент не может поступать в аспирантуру, но вправе поступать в магистратуру, а уж затем – в аспирантуру. После окончания 4-х лет обучения дипломированный бакалавр может на время оставить учебу, устроиться на работу, а потом поступить в магистратуру. Бакалавр – это человек, имеющий образовательную степень, но который не может претендовать на высшие позиции, но может работать менеджером, администратором, учителем начальной школы. Еще один небезынтересный момент: получив степень бакалавра по одному направлению, вы можете поступать в магистратуру по другому направлению. Таким образом, система бакалавр-магистр дает более широкие возможности освоения той или иной области.

Магистр – это первая ученая степень. Диплом магистра по существу почти ничем не отличается от диплома специалиста, но считается рангом выше. Время обучения в аспирантуре для специалиста составляет 3 года, для магистра – 2 года.

Если же специалист пожелает получить степень магистра, то закон предусматривает возможность получения лицам, имеющим диплом специалиста, образования по программам магистратуры как второго высшего образования.

Ольга Ковалева

Добавить комментарий

Закрыть меню