Атомизм демокрита кратко

Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли.

В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока.

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты. Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

32.Проблемы человека в античной философии.

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.


Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии

Выделяют следующие периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

4. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

5. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

6. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

Философия античного атомизма

Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп. Он сформулировал основное положение атомического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Продолжателем учения Левкиппа был Демокрит Абдебарский (ок. 460 – 379 гг. до н.э.), который стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения, исходной мыслью которого было: “в мире нет ничего кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом”.

Доказательство существования атомов. Демокрит полагал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части. Однако, Бытие вечно, что следует из самого этого понятия, а вечное не может быть делимым, так как то, что состоит из частей существует не всегда (если части вместе, оно существует; если же они разъединяются, то его не будет). Итак, делимое не вечно, а все является делимым, значит все не вечно, но Бытие может быть только вечным, следовательно его вообще нет. Но Бытия не может не быть, что следует из самого понятия. Поэтому необходимо предположить, что все делиться не до бесконечности, а до некоего определенного предела, за которым деление невожможно. Этим пределом и являются атомы, разделенные пустотой.

Атом («томос» – делимое по-гречески, отрицательная частица в греческом – «а», поэтому неделимое – это «атомос», или «атом») — это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, не воспринимаемая чувствами, самостоятельная частица вещества. Атом обладает и внешними свойствами — прежде всего определенной формой. Атомисты утверждали, что атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, вогнутыми, выпуклыми и т. п.. Утверждая существование бесконечного числа форм атомов, атомисты полагали, что иначе невозможно объяснить бесконечное разнообразие явлений и их противоположность друг другу. Кроме своих форм, атомы отличаются также порядком и положением. Каждый атом объят пустотой. Пустота (небытие) всегда разделяет атомы (бытие). Поэтому не следует «соприкосновение» атомов у Левкиппа и Демокрита понимать буквально, также как сплетение и соударение. Между ними всегда есть пустота, иначе они бы слились. Кроме того, атомы отличаются величиной. Кроме внешней формы, порядка, положения и величины, атом обладает также подвижностью в пустоте. Атомисты полагали, что движение невозможно без пустоты. Сталкиваясь атомы изменяют направление своего движения, при этом оставалось неясным, то ли движение атомов происходит вследствие их столкновения или же столкновение атомов происходит вследствие их свободного передвижения.

Допустить существование пустоты атомистов заставили наблюдения над обыденными явлениями: сгущения и разрежения, проницаемость, разница в весе одинаковых по объему тел, движение и т. п.

Пустота — условие всех этих процессов — неподвижна и беспредельна. Она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Бытие — антипод пустоты. Если пустота не имеет плотности, то бытие абсолютно плотно. Если пустота едина, то бытие множественно. Пустота беспредельна и бесформенна, а каждый член бытийного множества определен своей внешней формой.

Атомы Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, т.е. лишены каких бы то ни было чувственных свойств: цвета. запаха, звука и т.п.. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.

Таким образом атомисты первыми стали учить о субъективности чувственных или «вторичных» качеств. Первичные же качества объективны: это форма, величина, движение атомов. Четыре традиционные стихии Демокрит считал «средними ступенями», из которых складываются все остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различной формы, а огонь – только из шарообразных. Чувственные качества вызываются в субъекте воздействием на него тех или иных форм, тех или иных подвижных частиц, первичных качеств.

Демокрит был основоположником механистического детерминизма (детерменизм – определенность, причинность). Ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все проявляется в силу необходимости ( все происходящее в мире – результат движения, столкновения, сцепления и т.п. атомов).

Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы «складываясь и сплетаясь, рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей — изменением их порядка и положения. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы.

Живое возникает из неживого без вмешательства богов и без какой-то цели. Человек — то же скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Источник движения для людей и животных – душа. Душа — это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных (шарообразных), огненных атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, круглых атомов. Вместе с вздохом в тело входит воздух. А с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха и препятствует выходу души наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается (распадается) со смертью тела.

Различается познание чувственное («темное») и рациональное (посредством логических рассуждений). При постижении мира сначала действуют наши чувства. От вещей постоянно отделяются наши образы, состоящие из разреженных атомов. Для постижения слишком тонких и малых сущностей (атомов) начинает действовать разум, дающий нам истинное познание.

Учение Левкиппа — Демокрита представляло собой огромный шаг вперед в развитии древнегреческого материализма. В Новое время атомизм оказался философской основой физики Ньютона, деизма и материализма последующих эпох – вплоть до нашего времени.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1003 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Важным этапом в развитии античной философии было атомистическоеучение Левкиппа и Демокрита. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э), связана с Древним Востоком. По ряду свидетельств, Демокрит обучался у халдеев и магов, вначале у присланных в дом его отца для воспитания детей, а затем в Мидии. Демокрит не приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у мидян, в частности, у магов жреческой касты, у которых господствовала идея – внутреннее величие и могущество, сила знания и мудрости.

Демокрит – «первый, – по словам К.Маркса, – обладал энциклопедическим умом среди греков». Он занимался не только философией, но и медико-биологическими проблемами, вопросами математики, астрономии, риторики и т.д. Он был личным приятелем выдающегося врача античного мира, основателя европейской медицины Гиппократа.

Демокрит считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное количество атомов наполняет бесконечное пространство – пустоту. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, которые качественно различаются. Мир – это единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Атомы и пустота – единственная реальность. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомы отличаются друг от друга формой, величиной, порядком и расположением.

Душа тоже состоит из атомов. Они – огненные, гладкие. Мы вдыхаем в себя огненные атомы. Дыхание не позволяет выйти из тела всем огненным атомам. Если их выйдет слишком много, то наступит потеря сознания, а затем и смерть. После смерти тела атомы души также распадаются, потому что душа – также смертна.

Демокрит считал, что развитие мира осуществляется закономерно, обусловлено причинами. Все имеет причину, беспричинных явлений не бывает. Никакой разумности в мире нет. В мире не существует случайных процессов и явлений. Случайным может быть только явление или процесс, причину которого мы не знаем.

Атомистическая теория оказала существенное влияние на мировоззрение Гиппократа. Косская медицинская школа, во главе которой стоял Гиппократ, стояла на позициях материализма, опираясь на философские взгляды Демокрита. В соответствии со взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную роль в жизнедеятельности организма играют четыре жидкости. К ним Гиппократ относил кровь, слизь, желтую желчь и черную желчь. Этим жидкостям он придавал животворную силу, определяющую здоровье. Организм человека Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определенного соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь. Если же все жидкости находятся в организме в состоянии гармонии, то человек здоров. Это были первые предпосылки теоретического осмысления болезни и здоровья, которые явились отправным моментом в изучении этих сложных медицинских проблем.

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА

Классическая философская традиция в Древней Греции берет свое начало от Сократа (469-399 до н.э.).

Именно Сократ был первым философом, который поставил человека в центр философии, а философии пытался придать человеческий характер. Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: «Познай самого себя». Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека. Но, как говорил Сократ, самое постыдное невежество – «выдумывать, вроде бы знаешь то, чего не знаешь». Именно поэтому свой принцип он дополняет еще другим: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этот принцип означает, что человек хочет знать, он ищет истину, на веру не принимает традиционные догмы.

Главным человеческим качеством Сократ считает добродетель, – умение правильно, хорошо поступать, а для этого необходимо знать, какие поступки являются добродетельными. Поэтому причину аморальных поступков, плохого поведения он видит в незнании. Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно – таково убеждение философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, но никто не делает ошибок добровольно. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание – источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго – это уже значит следование доброму, что ведет человека к счастью. Но знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового.

Впервые в истории философии Сократ поставил задачу исследования сущности и определения таких общих понятий, как «добро», «истина», «красота». Он утверждает, что истину необходимо искать в своей душе.

Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, которые собирались вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.

Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую основу, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его современники.

Все последующие древнегреческие философы находились под влиянием личности и идей Сократа. У него было много учеников, самым известным среди них был Платон.

Во второй половине 5 в. до н.э. на севере Греции появился новый центр науки – город Абдер.
По мнению многих историков философии, именно в данном городе жил и творил создатель атомистической философии Демокрит (ок. 460-370 до н.э.).

Демокрит за свою долгую жизнь приобрёл огромное количество знаний. Его труды представляют энциклопедию своего времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 названий ᴇᴦο работ из области физики, этики, математики, музыки, риторики, астрономии. Глубина и широта ᴇᴦο трудов снискали ему уважение всех выдающихся мыслителей древности, таких, как Аристотель, Цицерон, Плутарх и т.д.

Термин ʼʼатомосʼʼ с древнегреческого переводится как неделимый. Весь мир состоит из атомов и пустоты. Даже душа человека состоит из атомов.

Что же представляют из себяатомы, из которых состоят все предметы природы и изучение которых даёт возможность раскрыть причинные связи о мире?

Атомы, по Демокриту, различаются друг от друга по четырем признакам. Во-первых, — по форме. Так, по Демокриту, атомы души и человеческой мысли имеют сферическую форму. Атомы могут быть самой причудливой формы, и исходя из неё образуются различные вещи. Во вторую очередь, атомы различаются по величине. Атомы, утверждает Демокрит, могут быть настолько малы, что в силу этого они уже недоступны для восприятия их организации чувств человека. Но они могут быть и очень велики. Третий аспект заключается в том, что они отличаются по порядку. В-четвертых, они отличаются по положению.

Каждый атом, с точки зрения Демокрита, вечен, а потому и вся природа, весь мир вечны; природа состоит из вечных, неуничтожимых, не исчезающих и вновь не появляющихся атомом. Атомы неизменны. Они не могут изменить свою природу.

Они непроницаемы, безусловно, объективны или, как говорит Демокрит, телесны. Обладая неделимостью, внутренней устойчивостью, неразложимостью, атомы постоянно движутся, изменяют своё положение в пространстве.

Как же, по мнению Демокрита, образуются вещи в природе? Атомы по внутренней своей структуре неизменны, неразложимы; им присуще лишь перемещение в пространстве. Возникновение новых предметов Демокрит объясняет изменением сочетаний атомов вследствие их перемещения. Демокрит утверждает, что вселенная существует вечно. Движение столь же вечно, как вечна и сама вселенная, ибо атомы всегда перемещались в пространстве, всегда находились в движении. Наряду с материальными атомами существует пустота. Наличие атомов и пустоты есть обязательная предпосылка для осуществления любого перемещения атомом в пространстве.

Большой интерес представляет учение Демокрита о строении вселенной. Он считал, что расстояние между мирами не одинаково. В ряде фрагментов Демокрита содержится указание на то, что существует бесконечное множество миров. Он писал, что одни миры ещё развиваются, другие находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. В одно и то же время в разных частях вселенной происходит и возникновение и уничтожение миров, происходит различное движение атомом, движение веществ. Новые тела и миры возникают от сложения атомов; уничтожаются они от разложения на атомы.

Добавить комментарий

Закрыть меню