Астрономия 11 класс

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет астрономии
1. Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками, ее значение
2. Масштабы Вселенной
2. Астрономические наблюдения и телеснопы
1. Телескопы
2. Особенности астрономических наблюдений
3. Ваши наблюдения
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
3. Созвездия. Звездные карты. Небесные координаты
1. Созвездия
2. Видимая яркость и цвет звезд
3. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера
4. Звездные карты и небесные координаты
4. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям
1. Высота полюса мира над горизонтом
2. Суточное движение светил на различных широтах
3. Высота светил в кульминации
5. Эклиптика. Видимое движение Солнца и Луны
6. Движение Луны. Солнечные и лунные затмения
1. Фазы Луны
2. Лунные и солнечные затмения
7. Время и календарь
1. Точное время и определение географической долготы
2. Календарь
III. ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
8. Борьба за научное мировоззрение
9. Состав и масштабы Солнечной системы
10. Конфигурации и условия видимости планет
1. Конфигурации планет
2. Синодические периоды обращения планет и их связь с сидерическими периодами
11. Законы Кеплера
12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
1. Определение расстояний
2. Размер и форма Земли
3. Параллакс. Значение астрономической единицы
4. Определение размеров светил
13. Движение небесных тел под действием сил тяготения
1. Космические скорости и форма орбит
2. Возмущения в движении планет
3. Открытие Нептуна
4. Приливы
5. Масса и плотность Земли
6. Определение масс небесных тел
IV. МЕТОДЫ АСТРОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14. Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Определение физических свойств и скорости движения небесных тел по их спектрам
1. Обсерватории
2. Радиотелескопы
3. Применение спектрального анализа
4. Внеатмосферная астрономия
V. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
15. Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы
16. Планета Земля
1. Строение
2. Атмосфера
3. Магнитное поле
4. Достижения СССР и международное сотрудничество в мирном освоении космического пространства
17. Луна — естественный спутник Земли
1. Физические условия на Луне
2. Рельеф
18. Планеты земной группы
1. Меркурий
2. Венера
3. Марс
19. Планеты-гиганты
1. Особенности планет-гигантов
2. Спутники и кольца планет
20. Малые тела Солнечной системы
1. Астероиды
2. Болиды и метеориты
3. Кометы. Их открытие и движение
4. Физическая природа комет
5. Метеоры и метеорные потоки
21. Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение
VI. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
22. Солнце — ближайшая звезда
1. Энергия Солнца
2. Строение Солнца
3. Солнечная атмосфера и солнечная активность
4. Солнечно-земные связи
23. Определение расстояний до звезд. Их основные характеристики
1. Годичный параллакс и расстояния до звезд
2. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд
3. Цвет, спектры и температура звезд
24. Массы и размеры звезд
1. Двойные звезды. Массы звезд
2. Размеры звезд. Плотность их вещества
25. Переменные и нестационарные звезды
1. Цефеиды
2. Новые звезды
3. Сверхновые звезды
26. Важнейшие закономерности в мире звезд. Эволюция звезд
VII. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
27. Наша Галактика
1. Млечный Путь и Галактика
2. Звездные скопления и ассоциации
3. Движения звезд в Галактике
4. Движение Солнечной системы
5. Вращение Галактики
28. Диффузная материя
1. Межзвездная пыль и газ
2. Возникновение звезд
3. Нейтральный водород и молекулярный газ
4. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение
29. Другие звездные системы — галактики
1. Основные характеристики галактик
2. Радиогалактики и квазары
30. Материалистическая картина мира
Метагалактика и космология
Приложения
Ответы к упражнениям
Предметно-именной указатель

I. ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ

1. Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками, ее значение. Астрономия1—наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Накопленные ею знания применяются для практических нужд человечества.
Астрономия является одной из древнейших наук, она возникла на основе практических потребностей человека и развивалась вместе с ними. Элементарные астрономические сведения были известны уже тысячи лет назад в Вавилоне, Египте, Китае и применялись народами этих стран для измерения времени и ориентировки по сторонам горизонта.
И в наше время астрономия используется для определения точного времени и географических координат (в навигации, авиации, космонавтике, геодезии, картографии). Астрономия помогает исследованию и освоению космического пространства, развитию космонавтики и изучению нашей планеты из космоса.

Но этим далеко не исчерпываются решаемые ею задачи.
Наша Земля является частью Вселенной. Луна и Солнце вызывают на ней приливы и отливы. Солнечное излучение и его изменения влияют на процессы в земной атмосфере и на жизнедеятельность организмов. Механизмы влияния различных космических тел на Землю также изучает астрономия.
Курс астрономии завершает физико-математическое и естественнонаучное образование, получаемое вами в школе.
Современная астрономия тесно связана с математикой и физикой, с биологией и химией, с географией, геологией и космонавтикой. Используя достижения других наук, она в свою очередь обогащает их, стимулирует их развитие, выдвигая перед ними все новые задачи.
Изучая астрономию, необходимо обращать внимание на то, какие сведения являются достоверными фактами, а какие — научными предположениями, которые со временем могут измениться.
Астрономия изучает в космосе вещество в таких состояниях и масштабах, какие неосуществимы в лабораториях, и этим …

Формат: DJVU
Язык: Русский

Скачать учебник
Астрономия: Учебник для 11 класса средней школы (Воронцов-Вельяминов Б.Л.)

И покидает поле брани,
И отступает «Аполлон».
Стартуют рыцари иные
К сетям сатурновых колец,
Туда, где жжёт дыханье Ио
И ощущается конец
Той Удивительной Системы
Владений Царственной Звезды,
Которой уроженцы все мы.
И. Галкин

Урок 5/11

презентация

Тема: Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.

Цель: Рассмотреть различные способы определения расстояния до тел СС. Дать понятие горизонтального параллакса и закрепить способ нахождения расстояния и размеров тел через горизонтальный параллакс.

Задачи:
1. Обучающая: Ввести понятия геометрического (параллактического), «радиолокационного» и «лазерного» методов определения расстояний до тел Солнечной системы. Вывести формулу для определения радиуса небесных тел Солнечной системы (понятия: линейный радиус, угловой радиус). Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
2. Воспитывающая: раскрыв тему урока что современная наука располагает различными методами определения расстояний до небесных тел и их размеров для получения достоверные сведения о масштабах Солнечной системы и размерах входящих в нее небесных тел, содействовать формированию мировоззренческой идеи о познаваемости мира.
3. Развивающая: показать, что на первый взгляд неразрешимая проблема определения расстояний до небесных тел и радиусов небесных тел в настоящее время решается различными методами.

Знать:
I-й уровень (стандарт) — способы определения расстояний до тел СС, понятие базиса и параллакса, способ определения размера Земли и любого небесного тела.
II-й уровень — способы определения расстояний до тел СС, понятие базиса и параллакса, способ определения размера Земли и любого небесного тела. Что диаметр Луны во столько раз меньше диаметра Солнца, во сколько раз расстояние от Луны до Земли меньше расстояния от Земли до Солнца.

Уметь:
I-й уровень (стандарт) -определять расстояния до тел СС используя параллакс и данные радиолокации, определять размеры небесных тел.
II-й уровень -определять расстояния до тел СС используя параллакс и данные радиолокации, определять размеры небесных тел.

Оборудование: Таблицы: «Солнечная система», теодолит, к/ф «Радиолокация», диапозитивы, диафильм «Определение расстояний до небесных тел». CD- «Red Shift 5.1». ШАК.

Межпредметная связь: Градусная и радианная меры угла, смежные и вертикальные углы. Шар и сфера (математика, 5, 7, 10, 11 кл.). Расстояние от Земли до Луны и Солнца. Сравнительные размеры Солнца и Земли, Земли и Луны (природоведение, 5 кл). Скорость распространения электромагнитных волн. Метод радиолокации (физика, 11 кл).

Ход урока:

I. Опрос учащихся (5-7 минут). Диктант.

  1. Ученый, создатель гелиоцентрической системы мира. (Н. Коперник)
  2. Ближайшая точка орбиты ИСЗ. (Перигей)
  3. Значение астрономической единицы. (1 а. е.=149600000км )
  4. Основные законы небесной механики. (4 закона-3Вт и 3-й закон Коперника)
  5. Планета, открытая на «кончике пера». (Нептун)
  6. Значение круговой (I космической) скорости для Земли. (7,9 км/с)
  7. Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8. Чему равно отношение больших полуосей этих планет? (2)
  8. В какой точке эллиптической орбиты ИСЗ имеет минимальную скорость? (В апогее)
  9. Немецкий астроном, открывший законы движения планет (И. Кеплер)
  10. Формула третьего закона Кеплера, после уточнения И. Ньютона.
  11. Вид орбиты межпланетной станции, посланной для облета Луны. (Эллипс)
  12. Чем отличается первая космическая скорость от второй. (в раз >)
  13. В какой конфигурации находится Венера, если она наблюдается на фоне диска Солнца? (Соединение нижнее)
  14. В какой конфигурации Марс ближе всего к Земле. (В противостоянии)
  15. Виды периодов движения Луны = (временных)? (Сидерический, синодический).

II Новый материал

1) Определение расстояний до небесных тел.
В астрономии нет единого универсального способа определения расстояний. По мере перехода от близких небесных тел к более далеким одни методы определения расстояний сменяют другие, служащие, как правило, основой для последующих. Точность оценки расстояний ограничивается либо точностью самого грубого из методов, либо точностью измерения астрономической единицы длины (а. е.).
1-й способ: (известен) По третьему закону Кеплера можно определить расстояние до тел СС, зная периоды обращений и одно из расстояний.

Приближённый метод.

2-й способ: Определение расстояний до Меркурия и Венеры в моменты элонгации (из прямоугольного треугольника по углу элонгации).
3-й способ: Геометрический (параллактический).
Пример: Найти неизвестное расстояние АС.
– Базис — основное известное расстояние, т. к. углы САВ и СВА – известны, то по формулам тригонометрии (теорема синусов) можно в ?

найти неизвестную сторону, т. е. . Параллактическим смещением называется изменение направления на предмет при перемещении наблюдателя.
Параллакс- угол (АСВ), под которым из недоступного места виден базис (АВ — известный отрезок). В пределах СС за базис берут экваториальный радиус Земли R=6378км.

Пусть К — местонахождение наблюдателя, из которого светило видно на горизонте. Из рисунка видно, что из прямоугольного треугольника гипотенуза, расстояние D равно: , так как при малом значении угла если выражать величину угла в радианах и учитывать, что угол выражен в секундах дуги, а 1рад =57,30=3438’=206265″, то и получается вторая формула.

Угол (ρ) под которым со светила, находящегося на горизонте (? R — перпендикулярно лучу зрения) был бы виден экваториальный радиус Земли называется горизонтальным экваториальным параллаксом светила.
Т.к. со светила никто наблюдать не будет в силу объективных причин, то горизонтальный параллакс определяют так:

  1. измеряем высоту светила в момент верхней кульминации из двух точек земной поверхности, находящихся на одном географическом меридиане и имеющем известные географические широты.
  2. из полученного четырехугольника вычисляют все углы (в т. ч. параллакс).

Из истории: Первое измерение параллакса (параллакса Луны) сделано в 129г до НЭ Гиппархом (180-125, Др. Греция).
Впервые расстояния до небесных тел (Луны, Солнца, планет) оценивает Аристотель (384-322, Др. Греция) в 360г до НЭ в книге «О небе» →слишком не точно, например радиус Земли в 10000 км.
В 265г до НЭ Аристарх Самосский (310-230, Др. Греция) в работе «О величине и расстоянии Солнца и Луны» определяет расстояние через лунные фазы. Так расстояния у него до Солнца (по фазе Луны в 1 четверти из прямоугольного треугольника, т. е. впервые использует базисный метод: ЗС=ЗЛ/cos 87º≈19*ЗЛ). Радиус Луны определил в 7/19 радиуса Земли, а Солнца в 6,3 радиусов Земли (на самом деле в 109 раз). На самом деле угол не 87º а 89º52′ и поэтому Солнце дальше Луны в 400 раз. Предложенные расстояния использовались многие столетия астрономами.
В 240г до НЭ ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет) произведя измерения 22 июня в Александрии угла между вертикалью и направлением на Солнце в полдень (считал, что раз Солнце очень далеко, то лучи параллельны) и используя записи наблюдений в тот же день падения лучей света в глубокий колодец в Сиене (Асуан) (в 5000 стадий = 1/50 доли земной окружности (около 800км) т. е. Солнце находилось в зените) получает разность углов в 7º12′ и определяет размер земного шара, получив длину окружности шара 39690 км (радиус=6311км). Так была решена задача определения размера Земли, используя астрогеодезический способ. Результат не был произведён до 17 века, лишь астрономы Багдадской обсерватории в 827г немного поправили его ошибку.
В 125г до НЭ Гиппарх довольно точно определяет (в радиусах Земли) радиус Луны (3/11 R⊕) и расстояние до Луны (59 R⊕).
Точно определил расстояние до планет, приняв расстояние от Земли до Солнца за 1а.е., Н. Коперник.
Наибольший горизонтальный параллакс имеет ближайшее тело к Земле — Луна. Р?=57’02»; а для Солнца Р¤=8,794″

Задача 1: учебник Пример № 6 — Найти расстояние от Земли до Луны, зная параллакс Луны и радиус Земли.
Задача 2 : (самостоятельно). На каком расстоянии от Земли находится Сатурн, если его параллакс 0,9″.
4-й способ Радиолокационный: импульс→объект →отраженный сигнал→время. Предложен советскими физиками Л.И. Мандельштам и Н.Д. Папалекси. Быстрое развитие радиотехники дало астрономам возможность определять расстояния до тел Солнечной системы радиолокационными методами. В 1946г была произведена первая радиолокация Луны Баем в Венгрии и в США, а в 1957-1963гг — радиолокация Солнца (исследования солнечной короны проводятся с 1959г), Меркурия (с 1962г на ll= 3.8, 12, 43 и 70 см), Венеры, Марса и Юпитера (в 1964 г. на волнах l = 12 и 70 см), Сатурн (в 1973 г. на волне l = 12.5 см) в Великобритании, СССР и США. Первые эхо-сигналы от солнечной короны были получены в 1959 (США), а от Венеры в 1961 (СССР, США, Великобритания). По скорости распространения радиоволн с = 3 × 105км/сек и по промежутку времени t (сек) прохождения радиосигнала с Земли до небесного тела и обратно легко вычислить расстояние до небесного тела.
VЭМВ=С=299792458м/с≈3*108 м/с. Основная трудность в исследовании небесных тел методами радиолокации связана с тем, что интенсивность радиоволн при радиолокации ослабляется обратно пропорционально четвертой степени расстояния до исследуемого объекта. Поэтому радиолокаторы, используемые для исследования небесных тел, имеют антенны больших размеров и мощные передатчики. Например, радиолокационная установка центра дальней космической связи в Крыму имеет антенну с диаметром главного зеркала 70 м и оборудована передатчиком мощностью несколько сотен кВт на волне 39 см. Энергия, направляемая к цели, концентрируется в луче с углом раскрыва 25′.
Из радиолокации Венеры, уточнено значение астрономической единицы: 1 а. е.=149 597 870 691 ± 6м ≈149,6 млн.км., что соответствует Р¤=8,7940″. Так проведенная в Советском Союзе обработка данных радиолокационных измерений расстояния до Венеры в 1962-75гг (один из первых удачных экспериментов по радиолокации Венеры провели сотрудники Института радиотехники и электроники АН СССР в апреле 1961г антенной дальней космической связи в Крыму, l= 39 см) дала значение 1 а.е. =149597867,9 ±0,9 км. XVI Генеральная ассамблея Международного астрономического союза приняла в 1976г значение 1 а.е.=149597870±2 км. Путем радиолокации с КА определяется рельеф поверхности планет и их спутников, составляются их карты.
Основные антенны, используемые для радиолокации планет:
= Евпатория, Крым, диаметр 70 м, l= 39 см;
= Аресибо, Пуэрто Рико, диаметр 305 м, l= 12.6 см;
= Голдстоун, Калифорния, диаметр 64 м, l = 3.5 и 12.6 см, в бистатическом режиме прием осуществляется на системе апертурного синтеза VLA.

С изобретение Квантовых генераторов (лазера) в 1969г произведена первая лазерная локация Луны (зеркало для отражения лазерного луча на Луне установили астронавты США «Ароllо — 11» 20.07.69г), точность измерения составили ±30 см. На рисунке показано расположение лазерных уголковых отражателей на Луне, установленных при полете КА «Луна-17, 21» и «Аполлон — 11, 14, 15». Все, за исключением отражателя Лунохода-1 (L1), работают и сейчас.
Лазерная (оптическая) локация нужна для:
-решение задач космических исследований.
-решение задач космической геодезии.
-выяснения вопроса о движении земных материков и т.д.

2) Определение размеров небесных тел.

а) Определение радиуса Земли.

АОВ=n=φА-φВ(разность географических широт)
е=АВ — длина дуги вдоль меридиана
т.к. е10=е/n=2πR/3600 ,то .

Аналогичным способом в 240г до НЭ (рисунок выше) определяет радиус Земли географ Эратосфен. L/800=3600/7,20

б) Определение размера небесных тел.

Р- параллакс.
ρ — угловой радиус светила
Из прямоугольных треугольников дважды используя формулу R=r. sin ρ (чертёж) получим

III. Закрепление материала

  1. Пример 7 (стр. 51).
  2. CD- «Red Shift 5.1» — Определить на данный момент удаленность нижних (планет земной группы, верхних планет, планет гигантов) от Земли и Солнца в а.е.
  3. Угловой радиус Марса 9,6″, а горизонтальный параллакс 18″. Чему равен линейный радиус Марса? .
  4. Каково расстояние между лазерным отражателем на Луне и телескопом на Земле, если импульс возвратился через 2,43545с?
  5. Расстояние от Земли до Луны в перигее 363000км, а в апогее 405000км. Определите горизонтальный параллакс Луны в этих положениях. .
  6. Тест с картинками по главе 2.
  7. Дополнительно, для тех кто сделал — кроссворд.

  1. Планета СС
  2. Ближайшая к Земле точка орбиты ИСЗ
  3. Ученый, создатель гелиоцентрической системы мира
  4. Угол под которым со светила виден R Земли
  5. Ученый, направивший первым в 1609г телескоп на небо
  6. Сторона горизонта

Итог:
1) Что такое параллакс?

2) Какими способами можно определить расстояние до тел СС?
3) Что такое базис? Что принимается за базис для определения расстояния до тел СС?
4) Как зависит параллакс от удаленности небесного тела?
5) Как зависит размер тела от угла?
6) Оценки

Домашнее задание: §11; вопросы и задания стр. 52, стр. 52-53 знать и уметь. Повторить полностью вторую главу. СР№6, ПР№4.
Можно задать по данному разделу подготовить кроссворд, опросчик, реферат об одном из ученых-астрономов или истории астрономии (один из вопросов или направлений).
Можно предложить практическую работу «Определение размера Луны».
В период полнолуния, используя две соединенные под прямым углом линейки, определяются видимые размеры лунного диска: поскольку треугольники KCD и КАВ подобны, из теоремы о подобии треугольников следует, что: АВ/СD=KB/KD. Диаметр Луны АВ = (CD.KB)/KD. Расстояние от Земли до Луны берёте из справочных таблиц (но лучше, если сумеете вычислить его сами).

Если планируется еще один урок по обобщению материала 2-й главы, то можно предложить:
1. Вопросы экспресс опроса
1. Можно ли наблюдать Меркурий по вечерам на востоке?
2. Что такое соединение?
3. Можно ли наблюдать Венеру утром на востоке, а вечером на западе?
4.Угловое расстояние планеты от Солнца равно 55°.Какая это планета, верхняя или нижняя?
5. Что такое конфигурация?
6. Какие планеты могут пройти на фоне диска Солнца?
7. Во время каких конфигураций хорошо видны нижние планеты?
8. Во время каких конфигураций хорошо видны верхние планеты?
9. Что такое сидерический период планеты?
10. Что такое синодический период?
11. Что такое горизонтальный параллакс?
12. Что называется параллактическим смещением?
13. Когда верхняя планета находится в квадратуре?
14. Что такое элонгация?
15. При каком соединении можно наблюдать внутреннюю планету?
2. Также можно дать . КР№2, Тест №2

Урок оформила члены кружка «Интернет-технологии» — Леоненко Катя (11кл)

Изменен 10.11.2009 года

«Планетарий» 410,05 мб Ресурс позволяет установить на компьютер учителя или учащегося полную версию инновационного учебно-методического комплекса «Планетарий». «Планетарий» — подборка тематических статей — предназначены для использования учителями и учащимися на уроках физики, астрономии или естествознания в 10-11 классах. При установке комплекса рекомендуется использовать только английские буквы в именах папок.
Демонстрационные материалы 13,08 мб Ресурс представляет собой демонстрационные материалы инновационного учебно-методического комплекса «Планетарий».
Планетарий 2,67 мб Данный ресурс представляет собой интерактивную модель «Планетарий», которая позволяет изучать звездное небо посредством работы с данной моделью. Для полноценного использования ресурса необходимо установить Java Plug-in
Урок Тема урока Разработки уроков в коллекции ЦОР Статистическая графика из ЦОР
Урок 11 Определение расстояния до тел Солнечной системы и размеров этих тел Параллакс светила 130,1 кб
Определение расстояния по параллаксу 128,5 кб

Разработки учащимися мультимедиа-проектов по астрономии

Астрономия является содержательной и интересной наукой, завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования, хотя на ее и отводится в 11 класса всего один час в неделю, да и то не во всех школах.

Соединение информатики и информационных технологий с астрономией позволяет решить ряд вопросов, а именно, помимо повышения качества и эффективности в преподавании астрономии на уроках, увлечь самостоятельной работой многих (не только увлекающихся астрономией) учащихся созданием интересных мультимедиа-проектов (программа Microsoft Office Power Point 2003).

Цели проектной работы:
1. Использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.
2. Разработка и изучение какой-либо естественнонаучной проблемы.
3. Социальная адаптация учащихся: приобретение навыков представления своей работы перед аудиторией.

Этапы реализации проекта:
1. Выбор темы, постановка индивидуального мультимедийного проекта по астрономии.
2. Подбор литературы по астрономии и астрофизике, источников материала во всемирной сети Интернет.
3. Составление плана реферативной части проекта и плана работы над презентацией.
4. Подготовка текстов рефератов с использованием программы MS Word.
5. Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
6. Сканирование (при необходимости) графических иллюстраций.
7. Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
8. Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
9. Добавление звуковых фрагментов. Окончательное оформление презентаций.
10. Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.
11. Печать реферативной части мультимедийных проектов.
12. Итоговая аттестация в форме защиты проекта по астрономии с использованием подготовленных презентаций.

Примерный перечень тем проектов (далеко не полный).

Работы учащихся школы:

Раздел 1 «Введение в астрономию»

Раздел 2 «Строение Солнечной системы»

Раздел 3 «Физическая природа тел Солнечной системы»

Раздел 4 «Солнце и звезды»

  • Солнце — наша звезда.
  • Солнечные исследования в конце ХХ века.
  • Солнечно-земные связи.
  • Солнечные телескопы.
  • Солнечная активность.
  • Связь между физическими характеристиками звезд.
  • Двойные звезды.
  • Двойные звезды (образование).
  • Цефеиды.
  • Сверхновые.

Раздел 5 «Строение и эволюция Вселенной»

  • Наша Галактика. Последние исследования.
  • Галактики.
  • Современные представления о рождении звезд.
  • Звездные каталоги. История создания.
  • Хаббловская классификация галактик.
  • Квазары.
  • Основные открытия в изучении космического пространства за последние 10 лет.
  • Жемчужины звездного неба (галактики).
  • Происхождение Солнечной системы.

Добавить комментарий

Закрыть меню