Асимметрия головного мозга

Дата создания: 2015/04/25

Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Одним из важнейших свойств индивидуальности человека является функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга

  • У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого.
  • Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности.
  • У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал.
  • Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части.
  • Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа.
  • Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое — образы и чувства.
  • Мозолистое тело является проводником сигналов — запросов от одного полушария к другому.
  • Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий.

Развивать каждое полушарие необходимо и возможно, но наиболее эффективно это происходит, если человек сам осознает, какова его модель полушарного взаимодействия: есть ли доминирование, насколько оно выражено.

Факты

Специалисты утверждают, что в Европе и России люди, у которых доминирующим является левое полушарие головного мозга, составляют

  • 40-42% — левополушарные,
  • 10-20% — правополушарные,
  • около 40% имеют одинаковое развитие полушарий (равнополушарные).

Во все времена развития человечества люди-левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слово «левый, левша». У многих народов и во многих религиях левая рука считается неуклюжей, беспомощной, а правая – почтенной и порядочной.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не кап Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.

Знаменитые люди

  • Правополушарные: Ван-Гог, Рембрандт, Суриков, Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман
  • Левополушарные: Пикассо, Чаплин, Даль, Павлов, Кент, Леже, Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Стравинский,
  • К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Тест по выявлению преобладания полушарий головного мозга по пальцам рук

Необходимо переплести несколько раз пальцы рук, при этом замечая, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец (правополушарность), при преобладании аналитического склада ума – правый (левополушарность).

  • Если Ваш «правополушарный» (П) результат превышает «левополушарный» (Л), то значит, Вы принадлежите к логическому типу — «мыслитель». Вы, вообще-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

    В работе, учебе и житейских делах полагаетесь чаще на расчет, а не на интуицию. Испытываете больше доверия и к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

  • Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, водителем, чертежником…. Продолжите список сами.

  • Если Ваш «левополушарный» (Л), результат превышает «правополушарный» (П) то значит, что Вы человек художественного типа — «художник». Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманываетесь. Общительны, можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.).
  • Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, учитель, дизайнер… Продолжите список сами.

  • Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического (Л) и художественного мышления (П), открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец, хирург и модельер – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

29.03.2014

Функциональная асимметрия головного мозга

Уже в середине двадцатого века врачи и учёные заметили, что для головного мозга человека характерно явление так называемой межполушарной асимметрии. После проведённых исследований появились первые представления о различии участия левого и правого полушарий в психической деятельности.

Сторона, которая ответственна за функцию речи, стала считаться доминантной. У основной массы людей — это левая гемисфера. Обследование больных, подвергшихся операциям на головном мозге, способствовало пониманию функциональных различий роли двух полушарий в формировании психики человека. Например, R. Sperry доказал, что после рассечения мозолистого тела процессы в обеих частях протекают независимо, как будто бы действуют два совершенно разных человека каждый со своим индивидуальным жизненным опытом. Явление функциональной асимметрии коры головного мозга учёные рассматривают как эволюционное приобретение, которое отражает достигнутый человеком очень высокий уровень развития. В формировании функциональной асимметрии корковых полей головного мозга в процессе онтогенеза и дальнейшего развития ребенка большую роль играет наследственность. Доказано, что у левшей, имеет место своеобразная ротация психических функций, когда доминантным оказывается правое полушарие. Конечно, у большинства левшей мозговая асимметрия не так выражена, как у правшей, при этом часто наблюдается сближение функций обеих рук.

Функции левого полушария

логические и аналитические функции,

абстрактное мышление,

последовательное восприятие,

аналитическое восприятие,

речь,

установление сходства,

формирование наиболее сложных двигательных актов,

абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание,

оценка временных соотношений,

установление идентичности стимулов по названиям.

Функции правого полушария

конкретное мышление,

музыкальный слух,

улавливание эмоциональной окраски,особенностей речи,

правильная оценка характера неречевыхзвуков,

конкретное зрительное восприятие,

общее восприятие,

конкретное узнавание,

одновременное восприятие,

целостное восприятие,

оценка пространственных отношений,

установление различий,

установление физической идентичности стимулов.

Доминантное полушарие (обычно левое), специализируется на реализации абстрактного мышления и речевых навыков, которые свойственны только «человеку разумному». Левая сторона помимо этого, отвечает за формирование самых сложных двигательных актов. Существование и развитие правой стороны создает предпосылки совершенствовать конкретное мышление, схватывать и адекватно анализировать особенности интонаций речи, улавливать и дифференцировать неречевые звуки, например, музыку. Некоторые современные физиологи и психологи считают, что люди с превалированием левополушарных функций склонны к теоретическим знаниям, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им присуща повышенная двигательная активность, целеустремленность, некоторая способность прогнозировать события. Когда преобладает правое полушарие, человек наоборот медлителен и неразговорчив, он тяготеет к конкретным видам деятельности и обладает способностью тонко чувствовать, переживать, расположен к созерцательности и воспоминаниям. Отмечено, что правая сторона гораздо быстрее, чем левая, обрабатывает поступающую в мозг информацию: пространственный анализ зрительных стимулов сначала происходит в правой части, после чего передается в левую, где и происходит окончательный анализ и осознание характера воспринимаемых сигналов.

Для большинства здоровых людей характерно единство этих крайних проявлений психики и поведения. То есть отмечается взаимодополняющее сотрудничество обоих сторон головного мозга и преобладание функций одной из них реализуется на определенной стадии какого-либо отдельного вида нейропсихической деятельности.

Описанная асимметрия функций мозговых полушарий приводит к существенным различиям клинической картины у пациентов с поражением левой или правой части большого мозга, что способствует уточнению поставленного диагноза.

Для того, чтобы узнать о функциональных возможностях своего мозга, а также улучшить некоторые его показатели, можно прибегнуть к ТЭТОС-терапии.

Функциональная асимметрия мозга

Мозг состоит из двух частей, двух полушарий, плотно прилегающих друг к другу внутри черепной коробки и соединенных пучками нервных волокон, самый мощный из которых называют мозолистым телом. Мозг, как и тело человека, вроде бы симметричны, однако это не означает равноценность правого и левого в каких бы то ни было отношениях.

– Это очевидно. Пишу-то я, например, правой рукой. И когда в футбол играю, мяч стремлюсь положить под правую ногу.

Совершенно верно. И эта неравноценность обусловлена асимметрией мозга, заключающейся в следующем. Функции управления органами нашего тела и сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым полушариями.

Каждое полушарие может воспринимать, заучивать, вспоминать и чувствовать независимо от другого, но в способе обращения с входящей информацией между ними имеются существенные различия. Ведь не случайны традиционные противопоставления рассудка и интуиции, науки и искусства, логического и мистического, физиков и лириков, наконец.

В чем же разница в функционировании нашего, как часто говорят, правого и левого мозга? Мы не будем приводить здесь описание многочисленных клинических исследований этого вопроса, а изложим только их результаты. Желающие могут подробно познакомиться с ними по очень интересным книгам .

У большинства людей, примерно у 72%, левое полушарие управляет правой стороной тела, контролирует правое поле зрения и слуха и ответственно за речевые функции, за абстрактно – логическое мышление. Оно воспринимает и обрабатывает информацию последовательно и дискретно. Правое полушарие, соответственно, руководит левой стороной тела, воспринимает информацию из левых полей зрения и слуха и обрабатывает ее одномоментно и целостно.

Оно ответственно за образное, конкретно — чувственное восприятие мира, а следовательно, за интуитивно — образное творческое мышление. Оно участвует в ориентации в пространстве и выявлении пространственных взаимоотношений.

– А что это значит?

При поражении правого полушария человек плохо выполняет тесты, включавшие манипуляции с геометрическими фигурами, сборку головоломок, восполнение недостающих частей рисунков и фигур, так как эти задачи связаны с оценкой формы, расстояния и пространственных отношений.

Вообще, если максимально упростить вопрос, можно сказать, что правое полушарие – это материальный носитель первой сигнальной системы, левое – второй.

Конечно, на самом деле такого категоричного деления не существует. Если говорят, что такое-то свойство присуще, допустим, левому полушарию, это не значит, что правое таким свойством не обладает. Просто в левом оно выражено значительно сильнее. Например, левое полушарие участвует в формировании и понимании речи. Но правое тоже способно по-своему понимать речь. Оно хорошо понимает существительные, но абсолютно беспомощно перед глаголами. Однако нельзя говорить, что к речи оно не имеет никакого отношения. А вот все экстралингвистические способности – интонации и сопровождающие их мимика и жесты – это проявление правого полушария. Оно более музыкально, чем левое, более эмоционально и склонно к негативным эмоциональным реакциям. То есть, если вызвать торможение левого полушария, а такие опыты проводились, у человека возникает состояние тревожности. Левое, наоборот, веселое, то есть склонно к положительным эмоциям.

Далее, в правом полушарии, как на сцене гигантского театра, идет борьба мотивов, так называемая конкуренция мотивов поведения. То есть правое полушарие вырабатывает цель, а левое – средства ее достижения. Правое, в силу своей природы, более способно к синтезу, левое – к анализу.

Так как восприятие и обработка информации в правом полушарии происходит одномоментно…

– Кстати, последовательное восприятие левым полушарием и одномоментное правым относится к любой информации или только к какой-то специфической?

К любой! Например, в музыке (акустическая информация): правое слышит весь аккорд целиком, левое же раскладывает его на отдельные ноты. При зрительном восприятии правое видит всю картину в целом, а левое – контуры, цвета, какие-то отдельные элементы.

– Но ведь это означает, что переработка информации в правом полушарии происходит на порядок быстрее!

Да не на порядок, а на порядки порядков! Ведь левое полушарие «переводит» информацию с первой сигнальной системы во вторую. Ему же нужна поистине бездна времени, чтобы перевести на язык слов то, что мы видим, слышим, ощущаем. Слов вечно не хватает. Что делать?

– Придумать надо.

Вот, мы этим и занимаемся. У нас появились узко специализированные профессиональные языки, недоступные специалистам из других областей. Мы перестаем понимать друг друга. А что будет дальше? А дальше мы так запутаемся, придем к такому сильному противоречию между первой и второй сигнальными системами, что наш привычный язык исчезнет, как когда-то исчез язык жестов. Ему на смену придет что-то другое, более мощное, гибкое, емкое.

– Что? Телепатия? Мыслепередача?

Называйте, как хотите. Но я не знаю, что это будет, и беспочвенных гипотез строить не хочу.

Так вот, одной из основных функций левого полушария является перевод информации с языка образов на язык слов. С долей юмора можно сказать, что оно болтает по любому поводу. А правое его контролирует. Исследования с помощью эмиссионно-позитронного томографа показали, что в правом полушарии есть центр, который бдит за болтовней левого.

По этому поводу я Вам приведу такой непедагогический, но очень иллюстративный пример. Допустим, на каком-нибудь банкете человек выпил спиртного. Правое полушарие быстрее перерабатывает любую информацию и на любую информацию в первую очередь реагирует. Поэтому на первой стадии вечеринки возникает торможение правого полушария. Так как оно, как Вы помните, ответственно за пространственное восприятие, человек теряет ориентацию. Но самое главное – отключается цензор в правом полушарии и левое, получив полную свободу, начинает болтать без остановки. Есть даже поговорка: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Это как раз про асимметрию мозга наши предки придумали. А вот еще одна на ту же тему: «Пьяному море по колено».

– Почему на ту же? К мозгу-то какое отношение?

Самое прямое. Правое полушарие заторможено, целей не вырабатывает, проблем не видит. А средств, возможностей (это уже левое) – хоть отбавляй. Вот и ходит выпивший Homo sapiens веселый-веселый, готовый к любым подвигам и приключениям. Пока не наступает вторая стадия банкета, когда отключается уже и левое полушарие.

– Ладно, это критический случай. А каким образом два полушария делят между собой управление поведением в повседневной жизни?

Между полушариями существуют тонко сбалансированные отношения, когда одно или другое принимает управление на себя в зависимости от характера задачи. Хотелось бы думать, что начинает работать именно то полушарие, которое лучше справится с поставленной проблемой. Однако в эксперименте имели место прямо противоположные случаи. То есть доминирование того или другого полушария зависит еще от каких-то факторов.

– А не может ли быть так, что команду на работу тому или иному полушарию дает мозолистое тело?

Нет. Мозолистое тело – просто пучки нервных волокон и сами по себе ничем управлять не могут. Они служат каналами, через которые, путем обмена информацией, осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается конкуренция между ними.

Конечно, идеальный вариант, когда оба полушария работают «в паре», так как каждое из них сильно в своей области. Значительное преобладание того или другого, неважно, какого именно, ведет к однобокости мышления и личности. Нынешний упор в системе образования на приобретение вербальных навыков и развитие аналитического мышления позволяет утверждать, что обучение в настоящий момент направлено на развитие левого полушария. Одним из первых ученых, обративших на это внимание, был нейрохирург Джозеф Боген , утверждавший в 1975 г, что в этих условиях одна половина мозга «голодает» и ее потенциальный вклад в развитие личности игнорируется.

– А может быть, это и правильно? В конце концов, в нашем мире почитается логическое мышление левого полушария и именно на нем базируется успех в обществе, прежде всего, успех материальный.

К сожалению, не Вы один так думаете. Например, чрезвычайно распространенный IQ-тест предназначен для оценки основополагающих способностей именно левого полушария. Но, какие бы оправдания Вы не находили, однобокость не может быть правильной. И не стоит забывать, что формирование новых идей зачастую связано с интуитивными процессами, происходящими под контролем правого полушария, и независимы от аналитической и, тем более, вербальной аргументации. Наиболее творческие составляющие культуры – искусство и музыка, наука и техника – являются результатом совместной работы левого и правого полушарий.

Да Вы сами подумайте. Правое полушарие ответственно за творчество, много быстрее и более полно воспринимает и перерабатывает информацию. Оно формирует мотивы и цели. Так какое полушарие быстрее справится с возникшей проблемой?

– Это зависит от проблемы. Допустим, если нужно прочитать текст или объяснить прохожему, как найти нужную ему улицу – это, как я понимаю, в ведении левого полушария.

А если придумать таблицу Менделеева? Или объяснить явление сверхпроводимости? Раскрыть загадку шаровой молнии? Сочинить музыку? Написать картину?

– Здесь, понятно, без правого полушария не обойтись.

Вот потому я и говорю, что в идеале оба полушария должны работать совместно, помогая друг другу. А если правое будет пассивно (а именно к этому ведет современное обучение, следствие которого мы уже наблюдаем на нашей многострадальной планете), о решении творческих задач, генерировании новых идей, создании теорий и объяснении окружающего мира речи быть не может. А исключите все это – и человечество остановится в своем развитии.

– Я в свое время много читал об истории великих открытий и пришел к выводу, что практически любой творческий акт проходит неосознанно. Сама ключевая идея появляется вне сознания. Та же таблица Менделеева. Говорят даже, что один из вариантов таблицы автор увидел во сне! Что же получается: правое полушарие связано с неосознаваемой деятельностью мозга?

Это уже несколько иная и не менее интересная область, область психических функций человеческого мозга.

Добавить комментарий

Закрыть меню