Аристотель о материи

Аристотель. Учение о форме и материи

Вопрос

Тема: Философия Платона.

Платон (Аристокл – настоящее имя). Конец V – середина IV веков до нашей эры. Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основоположник Академии философской школы в Афинах.

Платон – основоположник объективного идеализма.

Платон – первый философ, у которого есть уже сложившаяся философская система, а не просто он изучал отдельные элементы. Он рассматривает все основные элементы бытия – и само мироздание, и человека, и общество.

Истоки объективного идеализма следует искать уже у Сократа, которого считают предтечей объективного идеализма (и в принципе идеализма вообще), который уже начал говорить о существовании некого общего уровня в сознании человека, неких общих идей в сознании, которые присущи человеку вообще, как роду. Но у Сократа это не научная система, это были просто какие-то размышления, он только подошёл к этому, а Платон уже разработал систему и изучил.

Платон всё же иногда вынужден прибегать к мифу, это была вынужденная мера, так как не был ещё достаточно развит понятий аппарат науки.

Платон писал свои работы в форме диалогов, когда философы (Сократ, в основном – часто присутствует, как один из персонажей, или ученики) они берут какую-то проблему и рассматривают её.

Диалог носит характер в какой-то степени и художественный характер, литературное произведение – это переходный этап от отдельных каких-то работ (ранее все носили характер поэм, полухудожественные-полунаучные произведения), что-то такое присутствует и у Платона и только Аристотель начнёт писать именно научные трактаты.

«Как возможны общие понятия?» То есть человек вообще, дерево вообще, животное вообще и так далее – общие понятия. Эмпирическим путём мы не можем увидеть человека вообще или животное, ибо в мире мы имеем дело с конкретными людьми, животными…

Абстракция. Платон задумался, как существуют эти общие понятия и что это такое.

Греки не считали, что разум – это функция мозга, считалось, что существует некий божественный разум, общий, абсолютный разум, и в человеке лишь его часть, а человек сам на это не способен.

Проблема соотношения общего и единичного она начинается с Платона и, строго говоря, уже в Новое время только получает решение в диалектике.

Платон, исходя из этих вот аспектов, наделил общие понятия онтологическим статусом, то есть наделил их, иначе говоря, истинным бытием. Он сказал, что истинны первичны, существуют именно эти общие понятия, которые он называл идеями, отсюда у нас «идеализм».

Платон говорил, что это – «условный мир идей, некое условное пространство, постижимое только с помощью разума, где и находятся эти общие идеи». Соответственно, если мир идей первичен, то мир наш реальный естественный чувственный мир (мир вещей) вторичен.

Таким образом, есть мир вещей и мир идей.

Характеристики этих двух миров.

1. Мир идей вечен, а мир вещей временен.

2. Идеи неподвижны (это абстракции, какое уж тут движение), а в мире идей присутствует движение.

3. идеи совершенны (отсюда «идеал»), а мир вещей, вещи – несовершенны, соответственно.

4. Идеи неизменны (так как они уже совершенны, так что меняться им некуда и ненужно), а мир вещей, соответственно, изменчив.

То есть, иными словами, мир идей мы ещё можем назвать «мир бытия», а мир вещей – «мир становления». Как говорил Платон: «В мире вещей всё изменяется, становится, изменяется… Но никогда не есть – мы никогда за хвост не поймаем и никогда не зафиксируем вещь, она никогда не остановится, а вот мир идей – он есть, он неизменен, вечен и неподвижен, это мир идеалов, совершенства и абстракций».

Почему же мир вещей такой? А всё очень просто – мир вещей состоит из материи, вещи они именно вещи, они телесны и изменчивы. Именно материя и «виновата» в том, что вещи изменчивы. Сама по себе материя для познания вещи ненужно, как из пластилина – нам не важно, из какого пластилина сделана вещь, нам важна её сущность: пластилин может быть разным, а сущность вещи от этого не меняется.

Чтобы познать вещь, нужно только одно – познать её идею, то есть познать, к какой идее вещь причастна. А познать это можно только с помощью разума, но никак не опыта.

Идея кошки или кошачести – познал её и автоматически познал суть кошки, и абсолютно, совершенно неважно, какова каждая конкретная кошка – рыжая, белая, чёрная, пушистая, гладкошёрстая… Это не важно – кошка она и есть кошка.

Эти идеи можно изучать годами, пытаясь понять их сущность.

Вообще-то одна вещь причастна не одной идее. Поэтому кошка причастна и к кошке, и к животному, там ещё и можно найти млекопитающим… В общем, вещь как матрёшка – она причастна не к одной идее. Скажем, прекрасная ваза, прекрасная девушка, прекрасная лошадь – лошадь прекрасная идее лошади, девушка – девушек, ваза – вазе, но все они причастны и ещё общей характеристикой идеи «прекрасная». В конечном счёте прекрасное – это гармоничное сочетание, соотношение структуры, формы… В конечном счёте под прекрасным понимается гармоничная пропорция.

Идеи, кстати сказать, имеют иерархию. Высшей идеей Платон считал идею блага, но, опять же, он считал, что для человека идея блага – это одно, а для животного – другого. Благо разное для всех, но идея блага высшая и всё к ней стремится.

Возникает ещё один вопрос, самый сложный вопрос для Платона – откуда берутся вещи, проблема соотношения идеи и вещей, и это при том, что у Платона они разведены категорически. И именно здесь, решая эту проблему, Платон был вынужден прибегнуть к мифу, так как рационально он обосновать это не мог.

Платон вводит фигуру демиурга.

Демиург – это так называемый «божественный ремесленник». Бог христианский творит мир актом воли, всё творит. Вообще. Вот демиург не имеет сил христианского бога, он не творит идеи – идеи вечно существующие, на творение идей сил у него нет. Божественный ремесленник – у него есть силы на что-то определённое, но не на всё. Но он достаточно могущественен, чтобы их непосредственно созерцать, созерцать идеи в мире идей. И, глядя на них, как на образец, творит материальный мир.

Демиург – он могущественен, но не всемогущ, он не может отобразить весь мир идей, потому что творит он из материи, а материя несовершенна. Вещь всегда хуже идей, они никогда не достигают уровня идей. Вещь всегда связана с идее в меньшей или в большей степени.

Ещё раз подытожим:

1. Идея, во-первых, выступает как сущность вещи (онтологический аспект; если уж демиург делает кошку, то она всё же кошка, в большей или меньшей степени соответствия идеи).

2. Также идея выступает как понятие вещи (гносеологический аспект).

3. Третий аспект (идея как замысел, план, набросок, проект и так далее).

Вопрос

Аристотель. Учение о форме и материи

Аристотель (ещё его называли Сталирит, ударение на «и»). Он родом из города Сталир. Ученик Платона, учитель Александра Македонского – не всё пошло впрок Македонскому, но даром тоже не прошло.

IV век до нашей эры.

Аристотель был учеником Платона и известен своей фразой «Платон мне друг, но истина дороже». Это как раз к тому, что он Платона критиковал.

Аристотель гораздо ближе и понятнее нам современным, чем Платон.

Он начал писать уже научные трактаты по философии. Был энциклопедистом – занимался всеми науками, какими можно, он родоначальник формальной логики… По большому счёту, мы вообще можем сказать, что Аристотель – родоначальник европейской науки.

Аристотель предъявлял Платону несколько претензия (нам скажут сейчас только одну, но если мы ещё найдём – это хорошо). «У Платона сущность вещи отделена от вещи».

Аристотель говорит, что сущность вещи в самой вещи, а не в каком не в мире идей.

При этом под бытием он понимается индивидуума. Бытие, говорит он, это «индивидуум». То есть вот этот конкретный человек, вот этот конкретный цветок, лошадь, растение, собака…

Соответственно, мы, задавая вопрос «что есть вещь?» пытаемся понять сущность, мы исследуем саму вещь, а не мир идей.

Сущность – это то, что делает данный предмет именно вот этим предметом, не позволяя ему слиться с другими. Поэтому сущность – это главная категория по Аристотелю.

Аристотель впервые говорит о категориях. Первая главная категория – это сущность, отвечает на вопрос «что есть вещь?».

Остальные категории отвечают на вопрос «каковы свойства вещи?», она зависят от сущности.

Любая вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал – материи и формы. По сути дела, понятие «форма» и «сущность» у нас совпадают. Он говорит, что форма – это не просто фигура, строго говоря. Идея у нас преобразуется в форму.

Материя – потенциальное начало, форма – актуальное начало. Соответственно, пассивное и активное. НО! Всё равно начало. Да, пассивное, да, потенциальное, но – начало, вещи без материи не могут быть также, как и без формы. Материя имеет такое свойство: оно должно быть ограничено формой и стать таким образом вещью.

Есть ещё чистые формы, абстракции, которые не имеет материальной формой (прекрасное, доброе…). Философов больше интересуют эти абстракции, изучаются эти сущности.

Есть такая закономерность – более простая форма является материей для более сложной формы. То есть кирпич является материей для здания, а здание – материя для улица, а улица – для города, а город – для государства. Чем сложнее форма, тем меньше в ней материи, пока мы не дойдём до абстракции. Государство – это уже абстракция.

ДЛЯ НАШЕГО ЖЕ БЛАГА СОВЕТУЮТ НИКОГДА НЕ ПРИВОДИТЬ НИГДЕ АРИСТОТЕЛЯ, ИБО СЛИШКОМ МНОГО МНЕНИЙ О ТОМ, КУДА ЕГО ОТНОСИТЬ. С одной стороны, дуалист, а с другой – идеалист. А некоторые философы специально для него изобрели реализм. Потому что у него что-то не то и не сё.

Аристотелевский «бог» – сама неподвижная форма, которая типа двигателя, запускает в движение мир. Творил ли разум мир или нет – Аристотель об этом не говорил. В любом случае есть закон космоса – логос, по которому строится космос, а вот как строится – это неизвестно.

Чтобы познать вещь, нужно ответить на четыре вопроса или найти четыре причины вещи:

1. «Что есть вещь?», значит причина сущности или, по-другому, формы. То есть формальная причина.

2. «Из чего вещь?». Соответственно, причина материальная.

3. «Каким образом есть вещь?». Это движущая причина.

4. Для Аристотеля это был первый вопрос по важности – целевая причина или «Для чего вещь?».

Важно, что, конечно, для простых вещей целевая, материальная и формальная причина совпадают в принципе (то есть если это ваза, то всё тут понятно). Но философов интересуют не вазы, а идеи доброты, красоты…

А. в своем учении о бытии нач-т с критич. взгляда на понимании бытия его предшественниками и приходит к выводу, что в качестве причин сущ-я субстанции, понимаемой им как единичное бытие и предмет понятия, выступают форма, материя, источник движения и цель. С помощью формы материя превращ. в конкр. вещи. Материя явл. носителем возможности. Модификации она приобретает благодаря движ.. А. различ. 4 вида движ-я:

1) Возникнов и Уничтожение 2) Кач-е преобраз 3) Колич-е уменыш. или увелич-е. 4) Перемеще. Они взаимосвязаны. Движение материи разворачивается в пространстве и во времени. Пространство рассм. им как место располож. тел. Науч­ное знание харак-ея следующим: 1)оно должно быть направлено на познание причин 2)связано с док-вом и имеет объяснительный хар-р 3) направлено на уяснение сущности факта с помощью научных понятий 4) предполагает исследование условий от кот-х зависит сущ-е. и несущ-е. факта. В своем учении о ч-ке. А, исходил из признания, двойственного хар-ра. души т.к. она связана с одной стороны с богом, с др. стороны с материей.
6. Эллинистическо-римская философия.

Эллинистическая философия (от греч. hellen -грек) — греко-римская философия Кинизм — (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к по­строению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски — только средство, цель жить по — кинически. Киники с вызовом именовали себя «гражданами мира» и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Они так же занимались теорией познания; критикуя общие понятия, как вредную вы­думку, усложняющую отнош к предмету. Киники — источник стоицизма. Эпикуризм. эпикуреизм — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура его последователей, отдающих не задумываясь, предпочтение материальным радостям жизни. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство — тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения. Основной предпосылкой всякого познания является сущест­вование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится од­ним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон.

Логику они считали скелетом, этику — мышцами, а физику — душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает’ стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Оруди­ем философии, ее основной частью они считали логику. В онтологии стояки признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип — логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
2. Предмет структура и ф-ии философии.


Философия (с греческ. «любовь к мудрости»)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Главный предмет фил. Система человек-мир. Осн. фил-ие проблемы: 1.онтология (учение о бытии). 2.гносеология (учение о познании). 4.социология (соц. проблемы). 5.этика (учение о морали), 6.эстетика (учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.Аксиология (уч. о ценностях). 9.диалектика (уч. о действительности). 10.Метафизика (уч. о смысле жизни).

Функции: -мировозренческая (вооружает людей с-мой взглядов); -гносеологическая ( ставит проблемы познаваемости мира) -методологическая ( разраб. методы познания мира ) -социальная ( выявляет зако­номерности Развития общества).

Структура философии. Философия представляет собой систему зна­ний, основными взаимодействующими компонентами которой являются онтология (учение о мире, бытии), гносеология (учение о познании) и логика (учение о законах и формах мышления). В более широком плане философское знание включает в себя тео­рию познания, метафизику (онтологию. космологию, философскую ант­ропологию, философию существования, теологии), логику (логистику, математику). этику, философию права, эстетику, философию истории и культуры, социальную и экологическую философию, религиозную фи­лософию, психологию.

Учение Аристотеля о материи и форме.

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей, их порождающих? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил миру идей мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма». «Форма» Аристотеля – это почти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также вещество, или материя. Словом «материя»в философии обозначается все телесное и вещественное, то, что воспринимается органами чувств. И вот какая-либо высшая сущность – форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, которая обладает размером, цветом, запахом и прочими качествами. Например, форма лошади (или идея лошади, как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим; а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего собою не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок, имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства. Можно привести следующий пример. Допустим, перед нами лежит бесформенный кусок пластилина, но в нашем сознании есть представление или образ, например, дерева. Если мы этот образ перенесем в кусок пластилина или наделим его этим образом, то есть вылепим из данного материала дерево, то бесформенный кусок пластилина превратится в нормальный предмет, у которого есть ствол, ветви, корни и так далее. Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир(небесная субстанция).

Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина (греч. τὸ διὰ τί) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина (греч. τὸ οὖ ἕνεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности.

Философия Аристотеля является специально предпринятым им обобщением и логическим переосмыслением всей предшествующей греческой философии.

В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?»:

1. Основой бытия вещей являются четыре причины:

– первая причина – это сущность, смысл бытия, то есть то, благодаря чему каждая вещь такова, какова она есть (потому что мир не являет собой бессмысленно меняющейся картины, а проявляет осмысленную гармонию отношений);

– вторая причина – это материя (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира);

– третья причина – это движущая причина (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение);

– четвертая причина – это цель (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

2. Вещи существуют всегда из какой-то материи. Сама материя аморфна и бессмысленна, но вещи состоят из неё, и, следовательно, в материи есть потенциальная предпосылка к существованию вещей.

Таким образом, материя есть то, из чего могут сложиться вещи, материя есть некоторая возможность бытия вещей.

3. Вещи существуют всегда в некоей форме, следовательно, существование вещей получает действительную возможность к бытию через некую форму.

Таким образом, если материя есть некоторая возможность бытия вещи, то форма есть способ осуществления этой возможности в действительности.

4. Таким образом, если материя аморфна, то действительное существование вещей в ней возможно, но ещё не наступило.

А если в материи возникла форма, то в ней реализовалась действительная возможность бытия какой-то вещи.

Поскольку в самой материи формы нет, и она приходит в материю извне вместе с действительным бытием вещи, то, следует признать, что хотя вещь и материальна, но её форма, как способ овеществления вещи – нематериальна.

Следовательно, без нематериальной формы никакого действительного существования материальной вещи нет и быть не может.

Таким образом,

материя – есть потенциальная возможность существования вещей, а

нематериальная форма – есть актуальная, действительная сила их существования.

Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей – сущности бытия, то есть некоей причины того, почему каждая вещь именно такая, а не другая.

5. Итак, в таком случае, каждая реально существующая вещь является соединением пассивной материи и активной формы. А в этом случае, если активным элементом вещей является форма, то и

движущая причина, как некая причинная активность мира, содержится только в активной форме.

6. Но, поскольку именно движение ведет к цели, то форма, если она содержит в себе движущую причину, содержит в себе также и цель становления вещи.

Таким образом,

форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи.

Следовательно, нематериальная форма материально организует каждую вещь, определяет целесообразность ее вида, качества и руководит процессами её жизни.

7. Если форма дает материи начало движения, а сама форма нематериальна, то между материей и формой необходимо некое передаточное звено, которое приняло бы в себя движение от нематериальной формы и передало бы его материальной материи.

Этим

промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.

Первая материя – это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира потому что:

это промежуточное звено, эта первая материя, должна быть материальной, чтобы передавать физическое движение в чувственную материю, но при этом её материальность должна быть наипростейшей, минимально определенной физически, чтобы она могла взаимодействовать с нематериальной формой.

8. Таким образом, решается вопрос о первоэлементах чувственной материи – они составляют собой наипростейшие физические определения первой материи.

Таково значение и таково происхождение первоэлементов – они содержат в себе качественные возможности чувственной материи, являясь, одновременно с этим, наипростейшими физическими определениями первой материи.

Итак, по Аристотелю, наипростейшие определения первой материи являются одновременно четырьмя основными элементами чувственного мира, и представляют собой: огонь, воздух, воду и землю.

9. Таким образом:

— активная нематериальная форма содержит в себе начало бытия вещи, её вид, качество и саму цель её бытия;

— активная нематериальная форма проникает в первую материю, возбуждает там её наипростейшие качественные определенности, и транспортирует в пассивную чувственную материю идею образа, качества и становления вещи, то есть передает через первую материю в чувственную материю способы бытия какой-то вещи, её движение и цель её бытия.

10. Однако у каждой вещи есть своя собственная цель, своё движение и свой собственный способ бытия. Чем же, в таком случае, объяснить гармоничность всего мира?

Гармоничность всего мира объясняется тем, что все формы каждой вещи содержат в себе свою частную цель, своё частное движение и свой частный способ бытия, смысл и вид которых в каждом отдельном случае предопределен смыслом и видом какой-то общей цели бытия всех вещей.

Таким образом, гармоничность мира предполагает обязательным деятельность некоего единого высшего разума в процессе разворачивания единого мира из отдельных форм, который знает и цель всего бытия, и цель каждого отдельного бытия каждой вещи.

Такого рода единым высшим разумом может быть только Бог. То есть

Бог – это форма, которая мыслит, потому что именно форма знает и всю цель всего мира, и каждую частную цель каждой вещи.

11. Какова же может быть эта единая общая цель всего бытия мира?

Высшей целью всего бытия является Благо, потому что всё в мире в каждой своей части стремится именно к Благу.

Высшая цель есть высшее благо, а высшим благом может быть только Бог. Следовательно, высшей целью мира, смыслом любого действия в мире, является Бог, который есть форма, которая не только мыслит, но и действует, потому что только форма активна и только она действует в мире.

12. Таким образом, Бог есть чистая форма, которая мыслит Сама Себя, как высшую цель Своих действий, и Которая есть чистая деятельность, поскольку действует только Сама, ибо всё остальное пассивно.

13. ЕслиБог является высшей целью, которая есть форма, то, там, где цель уже осуществилась, никакое движение уже не нужно, и поэтому в Боге форма развита полностью,и сам Бог тогда – это неподвижная чистая форма.

14. Но если в мире всё движется, то всё, что движется, должно быть чем-то движимо.

Тогда исходное движение мира может быть только в Боге, поскольку он неподвижен. Именно неподвижностью Бога утверждается исхождение движения мира из Него,ведь, если бы всё движение мира исходило не из Него, то источник, который двигал бы всё в мире, двигал бы и самого Бога.

Поэтому Бог является неподвижным Перводвигателем мира.

Аристотель – вели­кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром­ный потенциал, Аристотель развил собственное философское уче­ние. Выше мы видели, что Платон встретился с большими труд­ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил­ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму.

В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой является животная душа, для расте­ния–растительная душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари­стотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин­дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущ­ность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе­вая–во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможность бытия, а форма есть осу­ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле­жит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдель­ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло­гии.

В своих суждениях о материальных причинах Аристотель во многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотель существенно перера­ботал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Ари­стотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

Добавить комментарий

Закрыть меню