Арифметические задачи для дошкольников

Обучение решению арифметических задач

В подготовительной к школе группе детей учат решать задачи с одним действием.

Для этого необходимо устанавливать связи между данными и искомыми и на основании этого применять соответствующее арифметическое действие.

Задача – текст, содержащий численные компоненты (Белошистая А.В., 2005)

Арифметическая задача — это простейшая, сугубо мате­матическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются. (Щербакова Е.И., 2000).

Решить задачу – значит выполнить арифметические действия, определенные условием, и удовлетворить требованию задачи (Белошистая А.В., 2005)

Структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ.

(Столяр А.А., 1988)

К первой группеотносятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т.е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:

а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»);

б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому («Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»);

в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и раз­ности («Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?»);

г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности («Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна. Сколь­ко гирлянд повесили на елку?»).

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

В зависимости от используемого для составления задач нагляд­ного материала они подразделяются на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации.

Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают. В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о дей­ствиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому струк­тура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.


Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации. Для иллюстрации задач широко применяются различные кар­тинки. Основные требования к ним: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: » Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач»
Наталья Владимировна Меркулова,
воспитатель МДОУ- детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами, педагогами, становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Главная задача воспитателя — разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. В ходе работы в этом направлении воспитатель заботится и прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умения делать простейшие выводы, доказывать правоту суждений.
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.
Решая их, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца. В их содержании находит отражение труд людей, забота старших о младших, помощь взрослым. Т.е. решение задач влияет не только на умственное, но и на нравственное развитие ребенка.
Какие же виды арифметических задач бывают, и какова методика обучения детей решению задач?
Итак, виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками:
1. Простые задачи на нахождение суммы 2-х чисел или остатка
2. Простые задачи на нахождение неизвестных компонентов.
Например: «Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?» или » Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна. Сколько гирлянд повесили на елку?»
3. Простые задачи, связанные с понятием разностных отношений.
Например: » Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»

В зависимости от используемого материала задачи подразделяются на задачи – драматизации и задачи-иллюстрации.
Особенность задач – драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей. Эти задачи особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга – поэтому структура задачи, на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Для задач-иллюстраций широко применяются различные картинки. Основные требования к ним: простота сюжета, динамизм содержания, ярко выраженные количественные отношения между предметами.
Еще один вид задач – Это задачи – шутки. Для их решения нужно проявить находчивость и смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в них необычны, сущность задачи замаскирована.
Например: » Тройка лошадей пробежала 5 км, по сколько км пробежала каждая лошадь?»
Или: » У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?»
С удовольствием и на занятиях и на математических развлечениях дети решают задачи в стихотворной форме:
Например: » На полянке у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?»
Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов:
1 этап – подготовительный. Основная его цель – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами, раскрывая отношение » часть – целое», «больше на….», » меньше на…». Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, оперировать следует такими множествами, элементами которых являются конкретные примеры.
Например: » Воспитатель предлагает детям отсчитать и положить на карточку 6 грибов, а затем добавить еще 2. Сколько всего стало грибов?».
2 этап – на этом этапе нужно учить детей составлять задачи и подводить их к усвоению структуры. Детей учат устанавливать связи между данным и искомым, и на этой основе выбирать нужное арифметическое действие. Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей с словом «задача» и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: » Что известно?», » Что нужно узнать?». На этом этапе составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задач.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.
На следующем занятии – подчеркнуть необходимость числовых данных (не менее 2-х), а потом – подвести к обобщенному пониманию составных частей задачи
— условия
— вопроса
— решения
— ответа.
Далее следует поупражнять детей в повторении задачи в целом и отдельных ее частей, в формулировке вопроса. Затем – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, пользуясь цифрами и знаками +, — , =, выбирать нужное арифметическое действие.
3 этап – основная задача – учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания. Нужно раскрыть смысл арифметических действий и научить «записывать » их с помощью цифр, знаков, в виде числового примера. На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями «К 3-м красным кружкам прибавим 1 синий и получим 4 кружка». Но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала: » Какое число прибавляем к какому?». Сначала усваивается формулировка действия сложения, а потом вычитания. На этом этапе меняется и динамика вопросов воспитателя к детям для формулировки арифметического действия. Сначала это развернутый вопрос: » Что надо сделать, чтобы узнать, сколько птичек сидит на дереве?» Затем он в более общем виде: » Что надо сделать, чтобы решить эту задачу?» Воспитатель не должен мириться с односложными ответами детей (отнять – прибавить). Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.
Поскольку, к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия (3+1=4). Умение читать запись обеспечивает возможность составлять задачи по числовому примеру (10 – 1 =?). Существует и другой способ записи арифметического действия – моделирования.
На этом этапе в качестве наглядного материала используются шнуры, тесьма, лента и другие предметы, подлежащие измерению, так как дети уже знакомы со способами измерения.
Например: Ребенок должен вынуть из корзины веревку и натянуть ее между пальцами, но она оказывается мала, тогда он должен взять другой отрезок и соединить его с первым так, чтобы длина веревки была достаточна.
Или: » Мама купила один метр синей ленты и два метра красной. Сколько всего метров ленты купила мама?»

4 этап – На этом этапе работы учат приемам вычисления – присчитывания и отсчитывания единицы.

Если до сих пор вторым слагаемым или вычитаемым было число 1, то теперь следует показать, как следует прибавить или вычесть числа 2 и 3. Это позволит разнообразить числовые данные задачи, предупредить автоматизм в ответах детей.
Присчитывание, это прием, когда к уже известному числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается последовательно, по 1: 6+3=6+1+1+1= 7+1+1= 8+1=9
Отсчитывание – наоборот (обратный прием):
8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.
На завершающем этапе работы над задачами можно предложить детям составлять задачи без наглядного материала (устные задачи). В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. Здесь нужно следить, чтобы задачи не были шаблонными. В условиях должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации. Надо приучать детей рассуждать, обосновывать свой ответ.
Итак, работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Решение задач – это работа несколько необычная, а именно умственная работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Каждая задача – это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием.

Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.

Математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Задачи и решение их занимают в обучении дошкольников весьма существенное место и по времени, и по их влиянию на умственное развитие ребенка.


Понимая роль задачи и её место в обучении и воспитании ребенка, педагог должен подходить к подбору задачи и выбору способов решения обоснованно и чётко знать, что должна дать дошкольнику работа при решении данной им задачи.

Решение арифметических задач имеет огромное значение для развития речи. Дети учатся составлять фразы, высказывать свои мысли, анализировать значения слов, устанавливать связи между ними, пересказывать содержание, что развивает активный и пассивный словарный запас, умение грамматически правильно употреблять слова, строить распространенные предложения.

Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками.

Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сло­жением или вычитанием), принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифме­тических действий, т. е. какое арифметическое действие соответ­ствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов.

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений

Имеются и другие разновидности простых задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников не знакомят, поскольку в детском саду достаточно подвести детей к элементарному пониманию отноше­ний между компонентами и результатами арифметических дейст­вий — сложения и вычитания.

В зависимости от используемого для составления задач нагляд­ного материала они подразделяются на: задачи-драматизации, задачи-иллюстрации, задачи-картинки


Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны (роль тематики, сюжета, характера отношений между число­выми данными и др.), а также способствует развитию умения отби­рать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игро­вой материал, учит логически мыслить.

Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами.

На первом этапе необходимо научить детей составлять задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь. Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и вопрос, осознают особое значение числовых данных. Помимо этого, они учатся решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или меньше стало или осталось).

Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи. Числовой материал в этот период либо ограничивают первым пятком, либо в пределах второго пятка прибавляют или вычитают 1. На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а позже 3.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей.

Моделирование — наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

Задача развития математического мышления должна решаться в процессе обучения математике. Поэтому с первых шагов обучения математике нужно так организовать учебный процесс, чтобы ребёнок понимал, что математика — это лишь одна из условных моделей мира. Намного важнее учить ребёнка определённым моделирующим действиям (умениям), чем конкретным предметным навыкам, так как только в этом случае он сможет впоследствии сознательно оперировать математическими понятиями.

Для ребёнка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). При этом, чем младше ребёнок, тем значимее первый вид моделирования. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей младшего возраста, так и с точки зрения процесса усвоения понятий.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребёнка, но и развитию важных психических функций: внимание, памяти, восприятия, мышления.

Моделирование в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольника.

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Педагог оформляет декорации: расставляет макеты деревьев (лес) и расставляет под ними грибы. Одному из детей он предлагает стать ежом, который будет собирать в лесу грибы.

Педагог. «Ты, Сережа, будешь у нас ежиком. Я сейчас буду рассказывать задачу, а ты выполняй всей действия, о которых в ней говорится. (Имитируя движения ежа, ребенок выходит на «полянку» и в соответствии с содержанием задачи «собирает» грибы). На полянке выросло три гриба (педагог обводящим движением руки показывает детям на деревья, грибы).

Пришел на полянку еж, сорвал один гриб (ребенок берет гриб, отходит в сторону и садится в своем «домике») и съел гриб (имитационные движения). Сколько грибов осталось расти на поляне?» (Обводящим движением руки педагог фиксирует внимание детей на оставшихся на поляне грибах).

Такие задачи-драматизации очень привлекательны пни детей и по форме, и по содержанию. Они удовлетворяют появившуюся у многих старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью потребность в перевоплощении, стимулируют ролевое поведение детей вызывают яркий эмоциональный отклик. Они позволяют также развивать внимание, память, так как ребенку нужно не только сконцентрироваться на исполняемом действии (еж гуляет по лесу), но и слушать содержание задачи, чтобы включиться в нее в определенном месте. Такого типа задачи-драматизации хорошо сочетаются с решением задач-драматизаций, it удержание которых отражает реальные действия из жизни детей.

Сюжетно-дидактические игры

Особенность сюжетно-дидактических игр состоит в том, что, принимая роль взрослого, ребенок действует согласно правилам, диктуемым данной ролью: воспроизводит профессиональные действия взрослых, учитывая количество, с которым необходимо оперировать, длительность и время совершаемых действий и т. п. В таких играх решаются следующие задачи:


§ формирование и закрепление количественных, геометрических, временных, пространственных и величинных представлений;

§ расширение представлений об окружающей действительности;

§ формирование умения ориентироваться на предложенную ситуацию (игровой образ, математическое содержание игры, временные рамки и т. п.);

§ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;

§ развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т. п.

Сюжет такой игры — развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил (А. А. Смоленцова).

Сюжетно-дидактические игры на математическом материале с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обычно проводятся один раз в месяц на этапе уточнения, закрепления ранее сформированных математических представлений. Планирование сюжетно-дидактической игры — составная часть комплексного планирования работы учителя-дефектолога на определенный отрезок времени, чаще всего на месяц. Педагог определяет лексическую тему, сюжетно-ролевую игру, на основе которой строится и сюжетно-дидактическая, и т. п. Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми поэтапно. На последнем этапе, чаще всего это четвертое-пятое игровое занятие, проводится сюжетно-дидактическая игра.

Таким образом, важное условие организации сюжетно-дидактических игр — предварительное формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме.

Подготовительная работа к сюжетно-дидактическим играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Например, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, в предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.

Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Так, в процессе подготовки к сюжетно-дидактической игре «Магазин игрушек» дети играют в дидактические игры «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек», «Привези столько игрушек, какую цифру я покажу» и т. п. Дидактические игры также способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсиях. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям поиграть в игры «Что нужно продавцу (кассиру) для работы? Сосчитай, сколько вещей нужно каждому из них для работы?», «Какие отделы в магазине? Сколько их всего?»

На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осиливают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. п. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности.

После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который

§ обучение умению планировать и регулировать свою деятельность во времени в зависимости от действий партнера по игре;

§ развитие личностных качеств, эмоциональной сферы и т. п.

Сюжет такой игры — развернутый. Он включает разнообразные роли. Основное содержание игры не обязательно математическое, но определенные игровые моменты предполагают усвоение детьми элементарных математических знаний и предлагаются в виде игровых правил (А. А. Смоленцова).

Сюжетно-дидактические игры на математическом материале с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью обычно проводятся один раз в месяц на этапе уточнения, закрепления ранее сформированных математических представлений.

Планирование сюжетно-дидактической игры — составная часть комплексного планирования работы учителя-дефектолога на определенный отрезок времени, чаще всего на месяц. Педагог определяет лексическую тему, сюжетно-ролевую игру, на основе которой строится и сюжетно-дидактическая, и т. п. Сюжетно-ролевая игра на определенную тему осваивается детьми поэтапно. На последнем этапе, чаще всего это четвертое-пятое игровое занятие, проводится сюжетно-дидактическая игра.

Таким образом, важное условие организации сюжетно-дидактических игр — предварительное формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью определенных представлений об окружающей действительности, соответствующих лексической теме.

Подготовительная работа к сюжетно-дидактическим играм заключается в формировании элементарных математических представлений с использованием игрового материала, который затем вводится в игровое действие. Например, сначала дети обучаются решать арифметические задачи об овощах и фруктах, о школьных принадлежностях, предметах быта и гигиены с применением наглядного материала. Эти математические навыки используются в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Почта», «Аптека» и т.п.

Проведению сюжетно-дидактических игр предшествует значительная работа по обучению детей дидактическим играм с математическим содержанием. Так, в процессе подготовки к сюжетно-дидактической игре «Магазин игрушек» дети играют в дидактические игры «Назови и сосчитай игрушки», «Найди столько игрушек, сколько нарисовано кружков», «Чудесный мешочек», «Привези столько игрушек, какую цифру я покажу» и т. п. Дидактические игры также способствуют закреплению знаний, полученных на экскурсиях. Например, после экскурсии в магазин можно предложить детям поиграть в игры «Что нужно продавцу (кассиру) для работы? Сосчитай, сколько вещей нужно каждому из них для работы?», «Какие отделы в магазине? Сколько их всего?»

На этапе формирования игровых действий в сюжетно-ролевых играх проводится обучение игровым действиям с элементарным математическим содержанием. Дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, цвету, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры. Затем они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, используя их в соответствии с заданными математическими признаками: величиной, формой, количеством, пространственной расположенностью и т. п. При использовании воображаемых предметов также учитываются вышеперечисленные особенности.

После того как дети усвоят содержание сюжетно-ролевой игры, освоят ролевое поведение, проводится сюжетно-дидактическая игра на заданную тему. Она разворачивается при непосредственном участии взрослого, который не только принимает активное участие в игре, но и берет на себя наиболее сложную роль, требующую математических навыков. Например, в игре «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» это может быть роль кассира.

Результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование сюжетно-дидактической игры в сочетании с обучением на занятиях — одно из эффективных средств в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Закрыть меню