Архитектура России 19 век

Вторая половина XIX в. поставила перед рус­скими архитекторами новые задачи: строитель­ство совершенно иных по предназначению зда­ний — железнодорожных вокзалов, крупных ма­газинов, банков, фабричных корпусов; использо­вание новых материалов: железа, стекла и бетона. В период классицизма нередко архитекторы шли от формы к назначению, теперь же на первый план выдвигалась функциональность, хотя сначала архитекторы пытались скрыть это привычным внешним оформлением. В облике Балтийского вок­зала в Петербурге архитектор А. И. Кракау впер­вые выразил художественными средствами глав­ную его функцию. Застекленный арочный проемв верхней части фасада использовался для осве­щения зала, и в то же время витраж как бы пере­носил человека в атмосферу железной дороги.

В России по примеру Западной Европы началось строительство торговых пассажей (два фасада на па­раллельных улицах и застекленная галерея, по сто­ронам которой в два яруса располагались торговые ряды). В Москве пассаж соединил Петровку и Не­глинную, в Петербурге — Невский проспект и Италь­янскую улицу.

Позже в торговых зданиях стали со­вмещать черты пассажа и традиционного русского гостиного двора. В 1889—1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ). Три трехъярусные галереи выходили на Никольскую ули­цу и на Ильинку, соединяясь между собой тремя поперечными проходами. Световой купол разрабо­тал инженер В. Г. Шухов. Архитектор А. Н. Поме­ранцев сумел обеспечить максимальную функцио­нальность здания, его неброская архитектура орга­нично вписалась в ансамбль Красной площади.

Новые здания театров стали менее монументаль­ными; маленькие театры строились в столицах и провинции и нередко в комплексе с пассажем, гос­тиницей, рестораном. Широко развернулось строи­тельство музеев: в 1877 г. был открыт Политехни­ческий музей, в 1883 г. — Исторический музей (ар­хитектор В. О. Шервуд, проект разрабатывался при участии историка И. Е. Забелина).

Принцип «умного выбора», основополагающе­го принципа эклектики, показывал свою несостоя­тельность. Декоративные украшения разных эпох и стилей не соответствовали назначению зданий, поэтому многие удобные по планировке театры и вокзалы этого периода имели довольно неопреде­ленный внешний облик. При строительстве свет­ских сооружений стал применяться традиционно храмовый «русский стиль», однако «русско-визан­тийская» стилистика архитектора К. А. Тона ока­залась слишком парадной. Появившаяся новая разновидность, основанная на традициях резьбы по дереву и народной вышивки, уже современникам казалась странной; оставаясь лишь внешним оформлением, она не сливалась органически с функцией построек. В новых условиях древнерус­скую архитектуру, так же как и византийскую, и готику, воспроизвести оказалось невозможным. Проблема нового стиля не была решена.

К 1862 г. был объявлен конкурс на создание па­мятника «Тысячелетие России». Победителем стал М. О. Микешин. Его произведение запечатлело важ­нейшие вехи истории России и выдающихся рус­ских людей. По эскизам Микешина был также соз­дан и памятник Екатерине II в Петербурге. Оба про­изведения в соответствии с господствующей эпохой эклектики отличались дробной многофигурностью, однако в первом случае это было оправдано темой, во втором — не столь удачно. Позднее, отказавшись от многофигурных композиций, Микешин создал очень динамичный памятник Богдану Хмельниц­кому в Киеве. В 1880 г. в Москве был открыт па­мятник Пушкину работы А. М. Опекушина, став­ший одним из лучших московских памятников.

В живописи с начала века царил академический стиль, насаждаемый Академией художеств. В 1863 г. группа художников во главе с И. Н. Крам­ским покинула академию, отказавшись писать кон­курсные работы на заданную тему из скандинав­ской мифологии. «Бунт 14» положил начало Това­риществу передвижных художественных выставок, объединившему художников, порвавших с акаде­мизмом. В их творчестве нашлось место теме рус­ской истории, жанровым сценам, русскому пейза­жу, портретам современников. Столь милая серд­цу передвижников идейность стала центральной в творчестве В. Г. Перова («Тройка», «Чаепитие в Мыти­щах», «Приезд станового на следствие»). В. М. Мак­симов, Г. Г. Мясоедов, С. А. Коровин запечатлели в своих работах различные стороны крестьянской жизни. И. Н. Крамской создал блестящую серию портретов современников: Салтыкова-Щедрина, Не­красова, Льва Толстого. В жанре пейзажа работа­ли: А. К. Саврасов, сумевший показать красоту и тонкий лиризм русской природы («Грачи прилете­ли»); Ф. А. Васильев, любивший динамичные пере­ходные природные состояния; И. И. Шишкин, мас­тер эпического пейзажа; А. И. Куинджи, виртуозно воплощавший живописную игру света и воздуха. И. И. Левитан, мастер настроения, создал своим творчеством проникновенный, скромный и до боли знакомый образ родной природы («Над вечным по­коем», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой плес», «Зо­лотая осень»).

На вторую половину XIX в. приходится расцвет искусства И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серо­ва. Кисти Репина принадлежит ряд монументаль­ных полотен («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), произведения революционной тематики («Отказрт исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»), исторические полотна («Запорож­цы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван»). В начале XX в. он напи­сал по правительственному заказу картину «Торже­ственное заседание Государственного Совета». В боль­шой многофигурной композиции художнику удалось дать психологическую характеристику многим пер­сонажам, В. И. Суриков, мастер исторического жан­ра, в 80-е годы создал самые знаменитые свои кар­тины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Бере-зове», «Боярыня Морозова», отличающиеся истори­ческой достоверностью, прекрасной композицией, мощностью живописного решения и яркой психоло­гической трактовкой образов. В. А. Серов работал в разных жанрах: писал пейзажи и натюрморты, по­лотна на исторические темы и театральные декора­ции. Однако ярче всего его талант проявился в порт­ретах. В ряду лучших портретных работ русской и мировой живописи стоят его произведения «Девоч­ка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Русский купец и меценат П. М. Третьяков в 1856-г. начал собирать произведения русских художников. В 90-е годы собрание стало музеем, открывшим две­ри для публики. Третьяков передал свою коллек­цию в дар Москве; сейчас Третьяковская галереястала музеем мирового значения . В 1898 г. в Пе­тербурге в Михайловском дворце был открыт Рус­ский музей, в который поступили произведения рус­ских художников из Эрмитажа, Академии худо­жеств, императорских дворцов.

Курсовая работа

Тема: Архитектура второй половины XIX века в России

Введение

Глава 1 Архитектура в XIX веке

1.1 Распространение классицизма

1.2 Русская архитектура второй половины XIX века

Глава 2 Образ города второй половины XIX века

2.1 Новый этап в градостроении Москвы

2.2 Новый этап в градостроении Петербурга

Заключение

Список литературы

Введение

Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени.

Европа пересела по конному дилижанса в Восточный экспресс, с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем — самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.

Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные дворянские гнезда, небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.

Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто используют термин классический — это возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы.

Объект исследования — архитектура.

Предмет исследования — русская архитектура второй половины 19-го века.

Цель исследования — изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.

Задачи исследования:

1. Изучить распространение классицизма.

2. Рассмотреть русскую архитектуру второй половины XIX века.

3. Проанализировать новый этап в градостроении Москвы.

4. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич П.С., Силичева Д.А. и других.

Глава 1 Архитектура в XIX веке

1.1 Распространение классицизма

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855-1881 гг.) готовил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит приговор над изображаемыми явлениями; его цель — руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни.

Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем.

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры.

В то время облик городов стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву… В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.

Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения на крови (1883-1907 гг., архитектор А.А. Парланд) в Петербурге, Исторический (1875-1883 гг., В.О. Шервуд) и Политехнический (1873-1877 гг., И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889-1893 гг., Н.А. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX-XX вв., В. А. Шрегер), без которых эти города уже нельзя предст

Добавить комментарий

Закрыть меню