Архангела Михаила в тропареве

Адрес: пр-т Вернадского, 90

Церковь Михаила Архангела в Тропарево была построена в 1693г. на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село. Кирпичный храм был поставлен на месте более древнего деревянного храма Чуда Архистратига Михаила, упоминаемого в описи земель монастыря последней четверти XVI века. До передачи села Тропарево монастырю его владельцами были потомки боярина Ивана Михайловича Тропаря, давшего название своей вотчине.

Время возведения церкви в Тропарево совпадает с разгаром строительства в Новодевичьем монастыре. Неудивительно, что и сельской церкви зодчие стремились придать черты барокко, вслед за новыми монастырскими зданиями. Это им блестяще удалось – новопостроенный храм получился парадным и красивым. В нем органично сочетаются элементы барокко и простого сельского храма. Декор фасадов и пяти барабанов очень богат – окна (в два света на четверике и в один – в трапезной и на апсидах) обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведен широкий фриз, углы украшены колонками; такие же колонки разделяют полукружия апсид. Необычна и форма барабанов – в ней, как и в декоре, наиболее ярко отразился стиль московского барокко. Барабаны не круглые, а восьмигранные, и на бóльшие нижние восьмерики, перекрытые небольшими куполами, поставлены миниатюрные восьмерики-барабаны, завершающиеся небольшими золотыми главками, также гранеными.

Вся церковь выдержана в едином стиле, что неудивительно – храм изначально строился по трехчастно-осевой композиции, с широкой трапезной и изящной шатровой колокольней. Последняя – невысокая, в два яруса, с легкими арками звона и двумя рядами «слухов» в шатре, гармонично сочетается с высоким четвериком храма.

Об авторстве храма нет точных сведений, но существует предположение, что им мог быть Осип Дмитриевич Старцев, работавший и на строительстве Новодевичьего монастыря. Судя по документам тех времен, храм был богато расписан, а также для него был сделан роскошный барочный иконостас.

На территории церкви были здания подворья Новодевичьего монастыря. После секуляризации монастырских земель храм стал обычным сельским.

В советское время храм был закрыт, ограда уничтожена, от нее остались лишь одни ворота. В 1960-х гг. в нем находился склад декораций «Мосфильма», здание постепенно стало приходить в упадок – обветшал шатер колокольни, требовали ремонта купола и кровля.

К 1980г. церковь была отреставрирована снаружи, и в 1988г. начались разговоры о передаче ее общине верующих. Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом, для которого не сразу подыскали новое место. Наконец, 23 февраля 1989г. произошло уникальное событие для советской Москвы – на ее окраине был открыт и освящен храм. В первые годы после его освящения, несмотря на то, что впереди было множество работы по реставрации стен и убранства внутри и снаружи, на все праздники здесь собиралось огромное количество людей. В конце 1990-х гг. была восстановлена кирпичная высокая ограда с двумя воротами – в один и три пролета, выстроен новый крестильный храм. Одна из лучших церквей окраин Москвы, сочетающая в себе простоту и красоту и видная издалека, неспроста значится одной из первых в списке открытых в конце ХХ века церквей – она без сомнения заслуживает этого.

НАШ НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий заселенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил (на еврейском) значит “Кто, как Бог”. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Архангел Михаил почитается как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в скорби и страж над спящим человеком. Ему также молятся при входе в новый дом и при освещении дома.

Реферат на тему:

>Храм Архангела Михаила в Тропарёве
>План:

    Введение

  • 1История
  • 2Архитектура
  • 3Иконы
  • 4Престольные праздники
  • 5Духовенство
  • 6Адрес

1. История

Деревянный храм Архистратига Михаила в селе Тропарёве предположительно был построен в XIII-м веке, дважды перестраивался, последний раз в 1669 году. В конце XVII-го века на месте сгоревшего деревянного храма начали возводить каменный храм, который был закончен к 1694 году. Храм построен на средства Новодевичьего монастыря, которому тогда принадлежало село Тропарёво. Точных сведений об авторе проекта храма нет, но есть предположения, что им мог быть Осип Дмитриевич Старцев, работавший и на строительстве Новодевичьего монастыря. Судя по архитектуре, колокольня была сооружена раньше, в середине века. 25 октября 1694 года (по старому стилю) был выдан антиминс (вместопрестольник, освящённый шёлковый или льняной плат, изображающий положение Христа во гроб, с зашитыми в него частичками мощей святых, на котором совершается литургия).

Во время Отечественной войны 1812 года храм, хоть и не сильно, но всё же пострадал во время отступления войск Наполеона по Старокалужской дороге. В 1823 году церковь была отремонтирована. В советские времена, в 1939 году храм закрыли, ограда была уничтожена, остались одни только ворота, внутренне убранство церкви было разорено, колокола сброшены и, впоследствии, за исключением одного, не возвращены. В 60-е годы в помещении находился склад декораций «Мосфильма». В 1964 году архитекторами объединения «Мособлреставрация» было проведено обследование и реставрация глав храма. В конце 70-х церковь была отреставрирована снаружи, и в 1988 году в ознаменование тысячелетия Крещения Руси вышло постановление московских властей о передаче церкви Архангела Михаила в пользование Московской Патриархии. Решение было принято не сразу, так как в это время здание было занято Московским художественным комбинатом. Освящение храма состоялась 23 февраля 1989 года, приуроченное к празднику священномученика Харлампия. В последующие годы были построены дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. На восточной стороне установлен памятный знак с фамилиями жителей села Тропарёво, погибших во время Великой Отечественной войны.

2. Архитектура

Своеобразием церкви является сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с нетипично богатым оформлением фасада храма. Храм строился в конце XVII века, когда в церковной архитектуре происходил переход от украинского стиля (трёхглавие) к московскому, или нарышкинскому (назван так, поскольку в имениях князей Нарышкиных были возведены церкви подобного типа) стилю. Храм имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого четверика с трёхчастной апсидой, трапезной (престолы Происхождения Честных древ Креста Господня и мученика Харлампия) и трехъярусной шатровой колокольни. Церковь выделяется удлинёнными пропорциями бесстолпного четверика, завершённого кокошниками, имитирующими закомары, и «глухими» двухъярусными барабанами глав. Окна обрамлены пышными резными наличниками, под ложными закомарами проведён широкий фриз, углы украшены колонками, такие же колонки разделяют полукружия апсид. Барабаны имеют восьмигранную форму, на бо́льшие нижние восьмерики, перекрытые небольшими куполами, поставлены миниатюрные восьмерики-барабаны, завершающиеся небольшими золотыми главками, также гранёными. Купола и кресты позолочены. Колокольня представляет собой два четверика, несущих восьмерик звона, увенчанный шатром с окнами-слухами. Колокольня расположена строго по канона − по оси над западным входом в храм. По своей композиции и набору декоративных деталей более тяготеет к архитектуре середины XVII века; возможно, она является самой ранней частью здания. Об этом же свидетельствует характер примыкания колокольни к кладке западной стены трапезной, осуществлённой с «перебивкой» карнизов. До сегодняшнего времени не дошли некоторые элементы архитектуры колокольни: колонки на столбах-опорах шатра, декоративные наличники слухов. Колокола отлиты специально для храма на одном из уральских заводов во время возрождения церкви в конце 80-х годов прошлого века, а один колокол сохранился с давних времён, подобранный и спрятанный прихожанами во время разрушения храма в конце 30-х годов. При сносе Тропарева колокол был сохранен и в дальнейшем передан в расположенный напротив храма Театр на Юго-Западе, где и хранился до 1989 года.

Добавить комментарий

Закрыть меню