Антимонопольное законодательство в России

Мощные предприятия, обладающие монопольной властью на рынке, являются очень опасным фактором, который может нанести непоправимый вред экономике не только государства, но и всего мира. По этой причине и было создано антимонопольное законодательство, которое является сводом законов, устанавливающие правила ведения бизнеса и направлено оно на урегулировании вопросов, связанных с борьбой над недобросовестной конкуренцией и прочими проявлениями ведения монопольного бизнеса.
Одним из основоположников антимонопольного законодательства считается Джон Шерман, который в 1890 году ввел правила ведения бизнеса, направленные на преодоление монополизации. Благодаря закону признавалось незаконным устранение конкурентов и действия, которые были адресованы на ограничение свободы торговли. Акт Шермана до сих пор входит в Кодекс Соединенных Штатов. Он являлся и является фундаментом для создания и борьбы с проявлениями монополии. Но акт был далек от идеала. Первые изменения и усовершенствования были приняты в 1914 году. Этим годом датирован Закон Клейтона, а также свод законов Федеральной торговой комиссии. Принятие антимонопольного законодательства прокатилось в Европе уже в послевоенный период. Англия была первой, затем Франция и Италия. В свою очередь, и Восточная Европа не осталась в стороне. С 1980 года антимонопольный свод правил был принят в ряде стран, одной из которых стала и Россия.
В России монополия стала проявляться исключительно благодаря руководящей верхушки государства. Власть руководствовалась непосредственным развитием экономики государства и благосостоянием страны в целом, и именно по этой причине искусственно создавались монополии и тресты. Но со временем создания отдельных монополий в отраслях экономики сыграло злую шутку с государством, так как они стали притеснять не только многие предприятия, но и саму верхушку, тем самым пытаясь диктовать свои условия. По этой причине было принято решение создать антимонопольное законодательство и внедрить его в России для того, чтобы лишить независимости и огромной власти монополии.
В послевоенный период СССР организовало собственный трест, который получил название «командная экономика». Да и составить конкуренцию Госплану, Госкомцену и Госснабу было просто невозможно.
В настоящее время в России действует Федеральная антимонопольная служба, которая взяла свое начало в 2004 году. На ее создание повлиял опыт работы Государственного комитета РСФСР по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур, который начал работать еще за четырнадцать лет до создания Федеральной антимонопольной службы. Задачей комитета было устранение ущемления участников торговли. Такие органы напрямую отчитывались перед председателем правительства. Если характеризовать Федеральную антимонопольную службу, то конкретно ее функциями была борьба с ведением монопольного бизнеса, а именно:
1. Рассмотрения вопросов, связанных с ведением недобросовестной конкуренции.
2. Предупреждение, обнаружение и предотвращение ведения явных признаков монопольного бизнеса.
3. Контроль над соблюдением всех законодательных правил ведения бизнеса.
Российские предприятия, которые обладают более 35% объемом продаж на внутреннем рынке, вносятся в специальный реестр, созданный антимонопольной службой. С помощью него органам власти легче влиять на предотвращение ведения монополии. Также служба занимается разработкой предложений, которые помогают усовершенствовать антимонопольное законодательство, и способствует развитию конкурентоспособности развивающихся предприятий. В 1995 году органами РСФСР был принят акт, который в дальнейшем стал основным законом с борьбой над монополией. Он получил название «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Конечно же, этот нормативный акт не раз дорабатывался и обновлялся, а некоторые пункты закона были удалены.
С момента его обнародования закон состоял из 7 разделов.

Со временем некоторые пункты были удалены или заменены. Каждый из разделов был выделен.
Например, первый раздел был посвящен исключительно общим понятиям и трактовании отдельных терминов.
Второй повествовал о том, какие компании считались такими, которые ведут деятельность с признаками монополии.
Третий и четвертый разделы объединили в себе понятия недобросовестной конкуренции и о том, какие задачи ставит перед собой антимонопольное законодательство.
Из последних трех можно выделить шестой раздел, в котором законодатель указал ответственность за ведение противоправных действий. Со временем отдельные части этого нормативного акта стали самостоятельными нормами.
К слову, в законодательстве часто упоминается термин «недобросовестная конкуренция». Недобросовестной конкуренцией называют действия, которые направлены на паразитирование, дискредитацию и дезорганизацию деятельности субъектов конкуренции. То есть, все действия, которые связан с выставлением конкурента в не лучшем свете, получении коммерческой тайны или же разглашение и незаконное ее использование.
Антимонопольное законодательство строится на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы действия антимонопольного законодательства в первую очередь отражаются в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне закрепляется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, то есть конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса. В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот фактор является необходимым условием для поддержки добросовестной конкуренции.
Что касается Гражданского Кодекса, то в нем закреплены важные нормы, которые напрямую диктуют правила, запрещающие определенные действия, связанные с ограничением конкуренции. Одна из статей гласит, что запрещается использовать гражданские права в корыстных целях ограничения конкуренции. Знаменательным моментом стал факт утверждения Закона «О защите конкуренции». Этот закон также был основан на понятиях антимонополии, нормы которого устанавливали методы защиты и пресечения трестов, монополий и ведения недобросовестной конкуренции. Но в случае, если международными нормами установлены другие правила ведения бизнеса, то они имеют приоритетное значение и отменяют нормы законодательства РФ.
Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается 2 уровня законодательства: федеральный, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.
К сожалению, законодательство, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далеко от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, правовая форма государственного регулирования рыночных отношений; совокупность законодательных актов, ограничивающих деятельность монополий в целях создания и поддержки добросовестной конкуренции, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Первый антимонопольный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). С конца 19 века такие законы стали приниматься и в других странах с развитой рыночной экономикой (Канаде, Австралии и др.). Эти законы дополнялись, всё более ограничивая власть монополий над потребителем, их господство в производстве и на рынке. В начале 1920-х годов антимонопольное законодательство в странах Запада сформировалось окончательно как антитрестовское законодательство. После 2-й мировой войны его приняли многие страны мира. Антитрестовские положения содержатся, например, в Римском договоре 1957 года о создании ЕЭС.

Основные принципы антимонопольного законодательства сводятся к ограничению деятельности монополий в области установления монопольных цен, раздела рынка на сферы влияния, находящиеся полностью под контролем крупных монополистов, запрещения действий монополистов, ограничивающих конкуренцию. Различают две системы антимонопольного законодательства: американскую (принятую также в Японии) и европейскую (действующую и в некоторых африканских странах). Наиболее разработанной и строгой из них считается американская система. Она запрещает не только тресты и другие объединения, направленные на ограничение торговли между штатами, сдерживание конкуренции, диктат над рынком и потребителями, но также использование в конкурентной борьбе нечестных методов. В европейской системе антимонопольное законодательство запрещает не саму монополию как таковую, а злоупотребление монопольной властью. Оно исходит из того, что крупные монополистические объединения полезны для развития национальной экономики.

Реклама

В народном хозяйстве СССР монополизм был выражен в самых крайних формах, что наносило огромный вред экономике. Реформы 1990-х годов в Российской Федерации уделяли значительное внимание борьбе с монополизмом. Появление антимонопольного законодательства в Российской Федерации было обусловлено необходимостью создания юридической базы для реализации мер, обеспечивающих нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Российское антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции государственными органами и др. Первыми законами в области антимонопольного законодательства были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 год), федеральные законы «О естественных монополиях» (1995 год), «О рекламе» (1995 год), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999 год). Эти законы имеют общую цель — регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и осуществление контроля концентрации капитала.

Действующее антимонопольное законодательство состоит из норм Конституции Российской Федерации, Закона о конкуренции, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 8), гарантируются единство экономического пространства и поддержка конкуренции. Антимонопольное законодательство является федеральным, поскольку Конституция Российской Федерации (статья 71) относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Федерации. Положения антимонопольного законодательства опираются и на положения международных договоров, так как, согласно Конституции Российской Федерации (часть 4, статья 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. В связи с этим особенно важна унификация норм антимонопольного законодательства, осуществляемая в форме международных договоров. Сотрудничество государств СНГ в области антимонопольного регулирования основывается на положениях Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства (1992 год), договоров о создании Экономического союза (1993 год) и о проведении согласованной антимонопольной политики (2000 год).

Ключевым для антимонопольного законодательства является понятие «доминирующего положения» хозяйствующего субъекта, для определения которого используются количественные (доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке и рынке финансовых услуг) и качественные критерии.

Антимонопольное законодательство устанавливает верхний предел — долю на рынке (65%), наличие которой является достаточным признаком для характеристики положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (безусловная доминанта) — и нижний предел (35%), недостижение которого исключает признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим. В антимонопольном законодательстве закреплена концепция «совместного доминирования» (если в качестве единого хозяйствующего субъекта рассматривается группа лиц, проводящих скоординированную политику). Само по себе доминирующее положение на рынке не является для хозяйствующего субъекта предосудительным.

Запрещается лишь злоупотребление этим положением («рыночной властью»).

Антимонопольное законодательство содержит общие запреты осуществлять монополистическую деятельность, а также отдельные составы нарушений, наиболее характерные для хозяйствующих субъектов. Пресечение нарушений проводится антимонопольными органами, важнейшими полномочиями которых является осуществление государственного контроля за созданием, слиянием и иной реорганизацией различных коммерческих организаций и их объединений. Антимонопольные органы при наличии предусмотренных в антимонопольном законодательстве условий проводят предварительный и последующий контроль за концентрацией производства и капитала (покупкой акций, долей, паёв в капитале хозяйственных товариществ и обществ, а также имущества). Проведение антимонопольной политики и реализация антимонопольного законодательства возлагается на Федеральную антимонопольную службу. Антимонопольное законодательство чётко отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий суда и исполнительных органов государства. При осуществлении предварительного контроля за концентрацией производства и капитала антимонопольные органы дают лишь согласие на слияние и присоединение коммерческих организаций, а государственную регистрацию осуществляют другие уполномоченные органы.

Нарушение антимонопольного законодательства влечёт административную или уголовную ответственность.

Н. И. Клейн, А. И. Левин.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

ВОПРОСЫ:

1. Содержание и методы антимонопольного регулирования.

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Содержание и методы антимонопольного регу­лирования

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления:

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования:
— поддержка здоровой конкуренции;

— обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

— пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

— недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены: злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

— оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

— антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

— применение ограничительных мер;

— противодействие недобросовестной конкуренции;

— контроль за экономической концентрацией;

— снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

— антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

— запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

— контроль в сфере размещения государственных заказов;

— анализ рынков;

— обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к: установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

— незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией.Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний. Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии. Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления.Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ. Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

Добавить комментарий

Закрыть меню