Античность временные рамки

Античность (от лат. antiquitas — древность, старина) — цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность — средние века — новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, — демократию, народовластие — ив процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета классической (образцовой) греческой демократии обычно и рассматривается как центр греко-римской античности (5—4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Время становления демократии (7—6 вв. до н. э.) называется архаическим (т. е. начальным, или древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины, доисторическое, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (11—8 вв. до н. э.), называется темными веками или (по времени создания знаменитых поэм) «гомеровским» периодом. Крито-микенскую цивилизацию (3—2 тысячелетия до н. э.) относят уже к доантичным временам. Эпоху упадка греческих демократических государств, но вместе с тем распространения греческой цивилизованности и культуры в результате побед Александра Македонского (см Александра Македонского держава) от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии называют эпохой эллинизма (338—30 до н. э.). Заключительную эпоху античности обозначают как эллинистическо-римскую, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии — Египта (30 до н. э.) — более высокая греческая цивилизация и культура продолжают сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние, а многие греческие города-государства и в пределах Римской империи сохраняют внутреннюю автономию, как и в эпоху эллинизма.

Греческая демократия содержала в себе черты, существенные и для современного понятия демократии, но были в ней и некоторые исторически неизбежные ограничения. Прежде всего, античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства .производства (и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (т. е. свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, рода, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тыс.) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не .говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами (см. Рабство, Работорговля).

Несмотря на указанную ограниченность, античная демократия (и даже аристократические государства) предоставляла свободу творческой инициативы такому количеству людей, которое было немыслимо в современных ей восточных деспотиях (см. Древний Восток), где, как правило, единственным частным собственником был деспот, а все прочие — его подданными, арендаторами и рабами. Именно гражданские права и послужили хорошей основой для веры грека классического времени в свои силы, в способность улучшить свою жизнь в результате собственных усилий, собственного труда. Все это имело своим результатом невиданное по динамике развитие и безусловную оригинальность в различных областях материальной и духовной культуры.

Одним из видимых результатов этого развития стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных египетских фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфически античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами.

До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гип-подамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (вплоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города теряли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ставших предметами обязательного школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда — аристократическая община — уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы — в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров различных лирических форм — Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города — театр. Величайшие драматурги трагедии — Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии — Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства — ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Исократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением» греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, т.е. историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, т. е. проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, — математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качестро, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки и водяные мельницы.

К 4 в. до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образования — общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки — древнегреческий и латынь — в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и многие неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными истоками — историческим опытом и достижениями прошлого.

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………………………….

1 ПОНЯТИЕ АНТИЧНОСТИ. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА…..

2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ ГОМЕРА ДО ПЛАТОНА:

а) ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ;….

б) РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ (СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)…………………………………………………………………………

в) АНТИЧНЫЙ ТЕАТР: ЗАРОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЕ (ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД, АРИСТОФАН)……………………………………………………………

г) АРХИТЕКТУРА, ОСНОВНЫЕ АРХИТЕКТУРНВЕ СТИЛИ…………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………

ВСТУПЛЕНИЕ

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным образом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествляется с понятием «цивилизация». Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры.

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

По мнению И.Ф.Кефели, культура — процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие:

дикость — «период преимущественно присвоения готовых продуктов природы» (Энгельс);

варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия (в обычном словоупотреблении «варварство» сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности);

цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

Цивилизация античности — один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции.

1 ПОНЯТИЕ АНТИЧНОСТИ.

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА.

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции, а также тех земель и народов, которые находились под её культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самого античного государства.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

— эгейский или крито-микенский (III — II тыс. до н.э.),

— гомеровский (XI — IX вв. до н.э.),

— архаический (VIII — VI вв. до н.э.),

— классический (V — IV вв. до н.э.),

— эллинистический (вторая половина IV — середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

2 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ ГОМЕРА ДО ПЛАТОНА

а) ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции — Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что «Гомер создал богов Греции», отражает какую-то историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию.

Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм — обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры — мифология. Греческая мифология — это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе — они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море — наяды и сирены ( птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога — творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре — хлебных злаков; Дионису — виноградарства и виноделия; Гермесу — изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону — обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные — полуисторические фигуры законодателей и устроителей городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ Гомера — легендарного автора «Иллиады» и «Одиссеи». По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

— теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

— теории народного эпоса;

— синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

Понятие «античность», «античная история». Общие хронологические рамки античной истории. Основные источники по истории Древней Греции, ее периодизация

Стр 1 из 34Следующая ⇒

Понятие «античность» , введенное деятелями итальянского Возрождения для обозначениякультур Древней Греции и Древнего Рима, весьма условное, так как может означать и другие древние культуры.

Однако в культурологии термин «античность» закрепился применительно именно к данным культурам.

Некоторые исследователи считают, что к античному миру следует также относить Крито-микенскую илиЭгейскуюцивилизацию ― непосредственную предшественницу древнегреческой. Основные очаги Крито-микенской цивилизации ―Критское царство со столицей в г. Кносс, города-государства Троя и Микены.

Время Эгейской культуры совпало с эпохой могущества древневосточных цивилизаций и земледельческой Трипольской культуры Поднепровья (3-2 тыс.л. до н.э.).

» Первый период Эгейской цивилизации ― критский или минойский (XX-XV вв. до н.э.);

» второй ― микенский или ахейский (XV-XIII вв. до н.э.) ― время господства племен греков-ахейцев на Балканском п-ове и о. Крит, время драматических событий Троянской войны (ХIII в. до н.э.).

Примерно через 100 лет после Троянской войны, в результате нашествия с севера Балкан племен греков-дорийцев, ахейская цивилизация погибает. Но высокий уровень Эгейской культуры сталмощным движущим фактором развития молодой греческой культуры. Это влияние сказалось в архитектуре греческих городов, мифологии, обрядах, искусстве и спорте.

Слова «Греция» и «греки» ― латинского происхождения. Сами греки называли себя «эллинами», а свою страну ― «Элладой».

Основные этапы древнегреческой культуры:

» гомеровский (ХI-VIII вв. до н.э.), названный по имени поэта Гомера, жившего в VIII в. до н.э. и увековечившего в поэмах «Илиада» и «Одиссея» события Троянской войны. гомеровский период часто называют «темными веками», что связано с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации;

» архаический ― VII-VI вв. до н.э., период становления фундаментальных основ древнегреческой культуры;

» классический период ― V-IV вв. до н.э., время наивысшего расцвета древнегреческой культуры;

» период с IV по I вв. до н.э. называется эллинистическим ввиду распространения греческой культуры на покоренных Грецией территориях. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греция теряет свою независимость и становится частью Римской республики.

Архаический период стал временем становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований и схожего образа жизни. Совершенствовалась особая форма государственности ― античный полис ― политически и экономически независимый город-государство, гражданская община.

Древняя Греция не была единым государством, как, скажем, Египет, она представляла собой не политическую, а этническую и культурную общность, состоящую из множества самостоятельных полисов.

В классический период, время расцвета древнегреческой культуры, сложилась рабовладельческая демократия , а греческие города объединились в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой ― Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литература, ведущие виды искусства ― монументальная живопись, керамика и вазопись, архитектура, скульптура, музыка, театр. Феномен классической эпохи нередко называют «греческим чудом» или «золотым веком».

В период эллинизма греческая культура распространилась на огромные территории ― Египет, Персию и даже Индию.

Но влияние культуры античной Греции продолжалось и после завоевания Греции Римом во II в. до н.э. Это дало основание ряду исследователей считать римскую культуру в ее основных видах сугубо подражательной греческой. Однако, на наш взгляд, верней говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культур.

Следующей эпохой античности является культура Древнего Рима. История римской культуры традиционно делится на следующие периоды:

» царский или этрусский период (VIII-VI вв. до н.э.) ознаменован основанием города Рима в 753 г. до н.э. Название данного этапа связано с правлением семи царей, избираемых народным собранием. Некоторые из них происходили из этрусков, народа, жившего на Апеннинском п-ове и оказавшего на римскую цивилизацию огромное влияние. Это ― время зарождения классового общества и государства, становления основ римской культуры;

» эпоха республиканского Рима (V в. до н.э. — 30 г. до н.э.) ―
период развития классической формы рабовладения. Это было время бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере ― правления народного собрания сената(первоначально ― совета старейшин) и выборных консулов. Территория государства расширялась за счет многочисленных войн. Это давало римлянам колоссальный приток богатств и рабов, однако тормозило развитие экономики, которая носила преимущественно экстенсивный характер;

» эпоха Римской империи (31 г. до н.э. — 476 г.) ― время правления императоров (цезарей). Для императорской власти, первоначально передававшейся по наследству, характерно ограничение, а подчас и полное прекращение деятельности всех демократических институтов. В это время Рим достиг наивысшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке. Происходило не только распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.

К концу эпохи империи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части ― Западную Римскую империю (погибшую в результате нашествия варварских племен) и Восточную империю (впоследствии ―Византия)самое могущественное государство Древнего Мира прекратило свое существование.

С падением Рима завершилась не только история Античности, но и история Древнего Мира.

2. Древнегреческая культура формировалась, используя достижения

других народов ― египтян, вавилонян, финикийцев. Но, уже начиная с периода архаики, греческой культуре были присущи особые взгляды на мир, принципиально отличные от древневосточного мировосприятия.

О религиозных верованиях и мифологии древних греков мы узнаем из более поздних литературных источников. Это объясняется тем, что в Греции не было единого письменного источника религиозных и, тем более, мифологи-ческих текстов, в отличие, скажем, от древнеегипетской «Книги мертвых».

В истории древнегреческой религии выделяют два периода:

· доолимпийский, для которого характерны черты тотемизма, истоки которого коренятся в первобытном обществе. К древнейшим пластам верований греков относятся также культ мертвых и погребальные обряды. В это же время возникает культ древнегреческих героев, таких как Геракл;

· олимпийский, с его культом богов-покровителей античных полисов. Складывается пантеон во главе с богами, обитавшими на горе Олимп. Культ богов-олимпийцев становится единой религией всей Греции.

Религиозным верованиям эллинов, как и других народов Древнего мира, были присущи политеизм (многобожие) и пантеизм (отождествление божеств с природой и восприятие природы как воплощения божественной сущности).

Мифологичность ― важнейшая черта мировоззрения эллинов. Сквозь призму мифа греки воспринимали и осмысливали природные явления, прошлое и настоящее своей родины, весь окружающий мир. В мифе гармонично сочетались вымысел и правда, фантазия и исторические факты.

Античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. И если для других народов специальные знания о мироздании могут квалифицироваться лишь как преддверие науки, то античным грекам было свойственно стремление создатьсистему позитивных знаний о Вселенной, базирующуюся на идее космического порядка не от Бога, а на основе закона. Их заслуга ― это творческая переработка культурных традиций прошлого и привнесение оригинальных мировоззренческих идей, исходя из нового космологического типа мышления.

Космос для греков был не только воплощением мирового порядка и единого целого, в отличие от беспорядочного Хаоса, но и рассматривался как воплощение эстетических принципов, таких как красота, мера, гармония.

12345678910Следующая ⇒

Date: 2015-07-27; view: 793; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Закрыть меню