Античность как тип культуры

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелœетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половинœе XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века.

И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но, усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов, чаще всœего определœенных природными границами. Οʜᴎ различались языковымии диалектами, календарями и монетами, почитаемыми богами и героями. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определœенной целостности. Долгое время в базе такой связи лежало осознание общности интересов и крайне важно сть объединœения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим.

Каковы же характерные особенности античной культуры?

1.Космологизм. Космос выступает ее абсолютом греческой культуры. Космос по-гречески — ϶ᴛᴏ не только мир, Вселœенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Верность красоте окружающей природы становится незыблемым принципом греческого искусства. Красота объективно существует в настоящем мире, в ее базе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определœенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера – характеристика совершенства. ʼʼНичего сверх мерыʼʼ – учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из базовых ее категорий.

Основная черта бытия понималась греками как гармония – единство в многообразии, ʼʼвнутренняя природа вещейʼʼ. Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосœе, природе, гармония человека, общества.

2. Рационализм Античная культура — ϶ᴛᴏ тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить всœе, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. Именно рационализм античной культуры способствовал зарождению и развитию философии. Сегодня мировую философию и культуру невозможно представить без таких имен как Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

Античный рационализм выразил себя и в искусстве, свидетельством чему стала теория ʼʼзолотых делœенийʼʼ, рассказывающая о правильных соотношениях между частями зданий или скульптур.
Греки полагали, в случае если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно ʼʼдвижение и положениеʼʼ, в случае если она выражается в ʼʼпропорции и связи вещейʼʼ, то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры.

3. Телœесность. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Антропоцентричность (сосредоточенность на человеке) античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в человеческом образе и наделяли высшей телœесной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целœей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

Человеческое тело стало мерилом всœех форм греческой культуры (в философии – эстетическая теория красоты и гармонии, в математике, физике, астрономии – ʼʼскульптурность и осязательностьʼʼ). Пластично всœе греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера, а сам актер представлял собой живую статую.

Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда ʼʼКанонʼʼ. Практически теория пропорций Поликлета выражена в его собственных статуях атлетов, в скульптуре ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносœецʼʼ).

4. Калокагатия. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – соедениение этических и эстетических качеств. Прекрасный (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму

5. Агональность (состязательность). Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всœего, как гражданин полиса, но его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.

Наиболее ярким выражением античного агона стали Олимпийские игры. Позднее к ним прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посœейдона, Немейские, в честь Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам – ʼʼаретэʼʼ и моральное право властвования над людьми.

В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы, обосновывается право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса.

6. Зрелищность. Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителœей полиса. (праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинœеи, Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса).

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

· Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).

· Второй период связан с захватническими войнами македонских царей — Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.).

· Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев ( 1500- 1200 г.до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени — 5 в. до н.э.

Материальная культура Древней Греции

Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма «Одиссей» представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другой особенностью Греции был — засушливый климат плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли.

Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура служили также предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.

Экономическая деятельность основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли «говорящими орудиями». Греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному — труд военный. Наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления.

Греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений), но и теорию этого ремесла, написав множество руководств.

Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с 7 в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой «банкиров», живших с процентов от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег — хрематистика. Греческий город-полис — жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

Социально-политическая культура Древней Греции

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:

· рабовладельческую демократию — выборную форму правления,

· тиранию — единоличное правление;

· олигархию-правление небольшой группы аристократов и др.

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде,селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) — место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).

Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.

Население делилось на 4 класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание состояло только из свободных и к тому же из граждан Афин. Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали.

Повседневной жизнью города управляли различные службы. Избираемые квартальные надзиратели (10) человек ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба продавалось в городе. Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба. Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, также как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.

Общественная жизнь древнегреческих городов знала периоды реформ. Так, для того чтобы сломить обычай кровной мести, Драконт (7 в. до н.э.) ввел закон об обязательной передаче дела об увечье или убийстве в суд. После чего виновные должны были пройти религиозный ритуал очищения. Во время его правления впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (6 в. до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных порядков, чтобы отстранить от власти родовую аристократию и привлечь новые политические силы. Реформы Солона (6 в. до н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать дальнейшее развитие Афин как демократического государства и т.п. В середине 5 в. до н.э. Перикл провел реформы в интересах средних слоев населения.

Духовная культура Древней Греции

Идеологической основой духовной жизни древних греков был антропоморфный политеизм и мифология. Древнегреческие боги в период классической Греции (5-4 вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, на стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов.

За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни. Так, философ Протагор за книгу «О богах» был осужден на казнь, но спасся, бежав из Афин. Содержанием мифов были деяния богов — Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки не относились к вере экстатически. Это придавало деловой характер вере. Богов они воспринимали как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Так, врач Гиппократ считал себя 17 потомком бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа еще в течение 200 лет тоже считали себя асклепиадами. Мать македонского царя Александра была из рода гераклидов, что предполагало непосредственное родство с Гераклом. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Древние греки, заимствовав у египтян форму колонн, усовершенствовали их и использовали при строительстве храмов (прямоугольных и круглых в плане с одним или несколькими рядами колонн). Храмы имели портики, богато украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет, Фидий и др. создали неповторимые по уровню художественности произведения.

Греки — родоначальники театра в его профессиональном понимании. Мировую славу греческой драматургии принесли комедиограф Аристофан («Осы», «Лисистрата»), автор трагедий Эсхил («Прометей прикованный», «Персы»), драматурги Софокл(«Царь Эдип») и Еврипид («Медея»). Имея богатую литературу: эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», поэтическое творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода и др., греки основали и науку о литературном творчестве.

Заимствовав у финикийцев принцип фонационного письма, греки создали свою систему обучения грамоте. Считается, что в Афинах, например, грамотным было большинство свободных греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных греков получали образование в платных школах, где изучали грамоту, арифметику, музыку, читали тексты Гомера и Гесиода. С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические школы. В Афинах существовала академия Платона (с 386 г до н.э. по 529 г до н.э.), ликей Аристотеля, где можно было получить философское (самое широкое в те времена) образование и другие школы.

Античность как тип культуры. Материальная культура античности.

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

• Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.).

• Второй период связан с захватническими войнами македонских царей — Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.).

• Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев ( 1500- 1200 г.до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени — 5 в. до н.э.

1. Древнегреческий этап античной культуры

Материальная культура Древней Греции

Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма «Одиссей» представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другой особенностью Греции был — засушливый климат плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли.


Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура служили также предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.

Экономическая деятельность основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли «говорящими орудиями». Греки не считали труд унизительным, подобно спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду производительному — труд военный. Наряду с рабским, был распространен труд свободных в мастерских, на торговых судах, в службах надзора и управления.

Греческие строители и архитекторы заложили не только основы практики строительства разных сооружений (храмов, причалов, палестр, жилых домов, складских помещений), но и теорию этого ремесла, написав множество руководств.

Торговля до введения денег, которые они заимствовали у лидийцев, имела меновый характер. С введением печатных металлических денег (с 7 в. до н.э.) стало развиваться ссудное дело, появился слой «банкиров», живших с процентов от ссуд. Так родилось искусство делать деньги из денег — хрематистика. Греческий город-полис — жил за счет сбора налогов, которые взимались с каждого ввоза и вывоза, за пользование гаванью, базаром, с продаж. Взимались пошлины за рабов, в казну поступали пошлины от штрафов, конфискованное имущество, доходы с государственных серебряных рудников.

Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма

В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков.В александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острое Родос — Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м.

Материально-культурное развитие Древнего Рима

В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного.

• Этнический фактор проявился в том, что римляне не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали. Они включали их в свою империю на правах провинций, составляли совместные варианты правовых документов на основе местных законов, «приглашали» богов завоеванного народа к «сотрудничеству», разрешая строить им храмы.

Римляне в ранний период много заимствовали у сложившейся материальной культуры этрусков и греков. От этрусков римляне научились строительству дорог и оборонительных сооружений, осушению болот, обработке металлов, выделке зеркал и стекла, обработке драгоценных металлов, научились строить купольные храмы, чего не делали ни египтяне, ни греки. От греков были переняты приемы сельскохозяйственной деятельности, военного дела, строительства и украшения храмов и др.

• Воинственный фактор заключался в том, что воинственность римлян оказала влияние на многие стороны их жизни:

o на планировку городов, на воспитание подрастающего поколения,

o на рост благосостояния всего государства,

o на постоянный приток огромного числа рабов, среди которых были отличные мастера-ремесленники,

o на совершенствование самого военного дела,

o на нравственную деградацию свободного населения на последнем этапе развития.

Государство в период империи вооружало воинов, платило им жалование, обеспечивало землями и пособиями после выхода на пенсию и др.

Устройство городов римляне осуществляли, как впрочем и все другие народы в этот период, на холмистых местах. Поэтому и Рим основан на семи холмах.

Главные площади городов, которые были одновременно и рынками, назывались форумами. На них устраивались общие собрания, проходила торговля, строились храмы, портики, в которых вывешивались для ознакомления народа законы и указы. Форумы с годами становились все богаче. На форумах появились жилища царей, хранилища казны, триумфальные арки, колонны, скульптурные украшения. Многие императоры, не довольствуясь старыми застроенными форумами строили свои. Так, в Риме есть форумы: Трояна, Юлия.

Прямые как стрелы улицы городов окаймлялись рядами колонн, представлявших собой самостоятельные сооружения. Такой принцип застройки улиц был принят другими государствами и, в частности, Пальмирой, впоследствии покоренной римлянами. Триумфальные арки (из которых лучше сохранились арки Константина и Тита) возводились в честь императоров-победителей по решению Сената.

Древний Рим был обильно снабжен водой, для чего строились многочисленные акведуки, колодцы, хранилища для воды. Император Агриппа устроил в Риме 700 колодцев (в том числе 105 фонтанов), украшенных 300 статуями и 400 мраморными колоннами. В Риме в определенный период функционировала система стока отходов, т.н. клоака, и система общественных туалетов, приносивших большой доход ее организатору, откуда и пошла поговорка: «Деньги не пахнут». Потребность мыться каждый день привела к строительству бань(терм). Со временем термы превратились в места отдыха и развлечения римлян. Они включали в себя сады, помещения для игры в мяч, библиотеки, залы для гимнастических упражнений, галереи художественных произведений (скульптур), залы для бесед и отдыха. Римляне располагали временем для досуга, поэтому и в первой, и во второй половине дня они могли посещать амфитеатры.

Римские театры приобрели грандиозные размеры. Среди них — Колизей, вмещавший 70 тыс. зрителей. На закате своего существования Рим продолжал возводить колоссальные театры-крепости даже на окраинах империи.

Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления. Однако богатые и свободные римляне могли пользоваться услугами ремесленников самых разных специальностей. Среди них были производители самых разных сортов бумаги — от тончайшей, белой и гладкой до грубой, предназначенной для обертки товаров. В огромном числе существовали специалисты в области хлебного дела, повара, кондитеры, виноделы и т.п. Широко распространено было «банковское» дело. Государство пыталось контролировать книги банкиров. Известны случаи субсидирования разорившихся банкиров из государственной казны.

Для религиозных целей римляне строили базилики, храмы, уличные алтари. Самым крупным храмом был Пантеон — храм всех богов, имеющий подкупольное пространство 42 м высоты, 10-ти метровое отверстие-окно в куполе. Для римских сооружений характерны монументальность, оригинальность решений, разнообразие используемого материала, долговечность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Античность как тип культуры и культурный идеал

Античность: наполнение термина. Основные концепции античной культуры: античность как грех (средневековая оценка), античность как идеал (ренессансная и нововременная позиция), античность как модель культуры (О. Шпенглер, Ф. Ницше). Хронологические рамки античности. Отличительные черты и основные категории античной культуры. Особенности культуры др. Греции (Л. Шестов, Вяч. Иванов, А. Боннар, А.Лосев). Особенности культуры древнего Рима (А. Лосев, Л. Шестов, А. Мень). Значение традиционных культур Средиземноморья для человечества. Античность как культурный идеал. Образ античности в европейской культуре.

АНТИЧНОСТЬ термин, перешедший врус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность, старина. В общем смыслевполне равнозначен русскому «древность». Чаще имеет, однако, особое употребление: в том же значении»древность», но специально в приложении к Др. Греции и Др. Риму.

Шпенглер и античность

Сравнение и сопоставление античной культуры, Эллады, с культурой европейской, Западом представляет собой наиболее яркое и впечатляющее обстоятельство в шпенглеровской морфологии мировой культуры, осуществленной им в «Закате Европы». Нередко Шпенглер делает меткие замечания и в адрес других культур, например египетской или арабской, и тем не менее прослеживается основной интерес автора — выявить принципиальную несхожесть и различия между античным (аполлоновским) и западным

(фаустовским) человеком. Эти различия столь же велики, как различия между греческим богом Аполлоном (воплощением меры, гармонии, порядка и согласия, сообщаемого им внешнему миру) и доктором Фаустом (воплощением неудовлетворенности, незавершенности, раздвоенности и сомнения, наступивших в результате его безмерной гордыни в научных исканиях), отвернувшимся от жизни, а затем пытавшимся наверстать упущенное и лишь глубже погружающимся в безмерность и хаотичность душевных мук и жизненных исканий. Античность — это целая эпоха, хотя античная культура и не обладала исторической памятью, согласно Шпенглеру, поскольку жила «настоящим». Это настоящее глубоко символизировано эллинскими символами, таким величайшим символом выступает дорическая колонна. По утверждению Шпенглера, этот символ характеризует отрицание времени, прошедшее тотчас же испаряется и превращается в покоящееся вне времени впечатление, фон и смысл которого передаются греческим термином космос. «То, что греки называли «космосом», было картиной мира, не становящегося, а пребывающего. Следовательно, сам грек был человеком, который никогда не становился, а всегда пребывал» (Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. С. 42).

Исходным пунктом эллинского чувства формы было приведение в порядок ставшего, «поскольку оно является чувственным, наличным, осязаемым, измеримым, исчисляемым» (с. 142). Весьма примечательно следующее заключение Шпенглера: «Начало и конец размышлений античного человека вращаются вокруг отдельных тел и ограничивающих их поверхностей» (с. 143). Через всю работу Шпенглера «Закат Европы» проходит мысль о те­лесности как основном принципе греческой культуры, начиная с математики: античный математик знает только то, что видит и может осязать, а для обозначения фигуры он применяет слово сома. Это характерно как для художника, так и для математика, то же слово применяет и юридический язык. Большой обобщающей силой обладает следующее положение Шпенглера: «Обратится ли античный человек к художественному выражению своего чувства формы, он стремится придать человеческому телу в танце, в борьбе, в мраморе и бронзе то положение, при котором поверхности и контуры полнее всего осуществляют меру и смысл» (с. 144).

Для Шпенглера весь мир античного человека ограничен телесностью, мраморная статуя в ее чувственном виде без остатка выражает действительность. Эта действительность и есть вселенная античного человека, его космос, благоустроенное множество всех близких и вполне обозримых предметов, которое к тому же ограничивается небесным сводом. Подлинной действительности может противостоять только находящееся за ее пределами как нечто, которое не существует. Космическое целое, суть божественное целое, а его начало архэ — это начало всякой величины, меры и вещественности.

Античная культура — это культура обозримого предела, в котором множественность отдельных тел требует подобного же мира богов, т. е. множественности их телесности. Ведь Зевс — это человек, более того, тело. Только античная пластика, и здесь Шпенглер абсолютно прав, окончательно сформировала образы Афины и Аполлона. Не случайно Шпенглер замечает, что эллинский храм и задуман и исполнен, как массивное тело, поэтому он вообще говорит о единственном идеале античного изобразительного искусства (а соответственно, и всей культуры), которым выступает покорение «свободностоящего человеческого тела как сущности чистой вещественной наличности» (с. 307). Единственная цель — это «чисто веще­ственное» и даже, как через запятую пишет Шпенглер, «бездушное тело», «сома» (с. 308). Но человек смотрит и на свою душу как на некое сложившееся в прекрасное целое группу частей, космос. Здесь Шпенглер ссылается на известный образ души, содержащийся в диалоге Платона «Федр», где душа уподобляется колеснице, в упряжке которой находятся два коня (один — добрый, другой — злой), управляемые возницей (разумом). В этом случае в противоположность фаустовскому «душевному пространству» (западноевропейская психология) Шпенглер пишет о «душевном теле». Эти суждения связаны с тем, что античный человек не имеет никакой памяти, никакой истории, он живет только на­стоящим, ведь в античном миросознании все прошлое тотчас же впитывается настоящим. Соответственно, можно ли говорить в этом случае об эллинском человеке как о личности? Шпенглер говорит о чувственно-настоящей личности. Более того, он говорит об эмпирическом «Я», отождествляемым с сомой. Драма Эдипа — это драма космического положения, о котором господствует судьба, судьба мучает и терзает чувственно настоящее тело. Здесь нет внутренней драмы, в которой можно говорить в случае с сумасшедшим королем Лиром. Здесь нет речи и о душевных муках, здесь созерцается человеческая и одновременно космическая драма. Если ти­пично западная драма может быть названа драмой характеров, то греческая драма — драмой положений. Грек чувствует нелогичность, случайность момента, поскольку в мире присутствуют слепой произвол судьбы и зависть богов. Положение же человека в этом мире изображается стереотипными масками, которые указывают на телесные (соматические) ситуации. «Физиологически они немы, телесно они неизбежно обнажены» (с. 198). Античный человек чувствует себя не субъектом, а объектом, он может занимать определенное место в жизни, роль, символизируемую определенной маской. Речь идет о душевной статике, по отношению к которой слово «личность» весьма условно, а просопон, персона, означает «роль», «маска». Данное словоупотребление «обозначает общественное проявление, отмечая, таким образом, самую сущность бытия античного человека» (с. 411).

Человек может занимать определенное место в жизни, играть определенную роль, всегда имеется в виду группа чувственно-осязаемых, исключительно публично проявляющихся ситуаций, предназначенных для других, а не собственному «Я». Положение Аристотеля о том, что человек есть зоон политикон, существо общественное, Шпенглер понимает так, что античный человек всегда играет «на публику», действуя на агоре или на форуме, где каждый отражается в другом, благодаря чему и приобретает подлинно реальное существование. Весьма важно заключение, которое делает в этом контексте Шпенглер, отождествляя человека с телом, сомой, и в этом качестве называя его гражданином города (с. 412).

Фридрих Ницше (1844-1900) вошел в историю культурологической мысли как провозвестник переоценки ценностей(науки, религии, морали). «Философ неприятных истин», – так он охарактеризовал свое творчество. Ницше констатировал кризис европейской культуры, угасание ее творческого начала. «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто; подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задумываться» . Буржуазный образ жизни, погоня за жизненным комфортом, карьерой, деньгами, развлечениями сделали европейцев чуждыми высших ценностей, возвышенных идей и творческих порывов.

Центральное место в философии Ницше занимает понятие жизни – органического процесса, постоянно совершенствующегося, превозмогающего самого себя, расширяющего свое господство, никогда не застывающего в конечных и ограниченных формах. Ницше рассматривал жизнь как «волю к власти», к которой стремится все живое.

В историю культурологической мысли вошла ницшеанская концепция двух начал культуры, созданная в его первом труде «Рождение трагедии из духа музыки», в которой Ницше анализируя культуру досократовской Греции, утверждает, что она определялась равноправием двух начал – диониссийского и аполлонического. Дионис – бог вина и опьянения, символ самой жизни, ее иррациональной стихии. Аполлон – покровитель искусств – культ разума и гармонии. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. Трагическое мировосприятие, основанное на борьбе двух начал, позволило, по мнению Ницше, древним грекам добиться огромных успехов. Но теоретический разум уничтожил истоки процветания древнегреческой культуры. Со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлонизмом. Это привело ее к глубокому кризису.

Обыденная жизнь оказалась строго регламентированной, в ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные люди создали, по Ницше массовые религии – христианство и социализм – религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке.

Ницше описывает наступлении эпохи нигилизма, т.е. времени, когда происходит обесценивание высших идеалов, а христианский Бог утрачивает свою значимость для европейской культуры. После «смерти Бога» европейская культура попытается поместить на его место человеческие ценности «прогресса», «государства» и т.п. Однако крушение всех прежних ценностей является неизбежным. Нигилизм приводит к исчезновению всех прежних целей и смыслов мира, созданных на основе представлений о сверхчувственной сфере, возвышающейся над человеком, одновременно с этим, открывается возможность для нового истинного полагания ценностей.

Выход из кризиса культуры Ницше видит в воплощении идеи сверхчеловека. В знаменитой работе «Так говорил Заратустра» Ницше утверждает, что человек есть путь к сверхчеловеку, тому, кто стоит над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Сверхчеловек нуждается в новой морали – мужественной, морали борца и воина. Освобожденный от общественного влияния и морали стада, сверхчеловек несет ответственность только перед самим собой. Идея сверхчеловека рассматривается Ницше как конечный смысл жизни и культуры.

Путь человеческого духа на пути к сверхчеловеку весьма сложен. Образно он изложен Ницше в притче книги «О трех превращениях» из его книги «Так говорил Заратустра» . Преображение духа подобно обретению выносливости верблюда, свободы льва и непосредственности, невинности, полной открытости миру ребенка – символа нового начинания.

В своей переоценке ценностей роль противостояния нигилизму Ницше отводит искусству. Он не скрывает своей нелюбви к науке. Именно искусство, по Ницше, должно спасти сильных духом от упадка и жалости к обездоленным, дать им освобождение от моральных обязательств перед обиженными и угнетенными.

Творчество Ницше вызывает множество противоречивых оценок – от восхищения до полного отрицания. Работы Ницше отрывают за собой огромную перспективу смысла, дают повод для различных интерпретаций. Часто фразы, афоризмы, вырванные из контекста произведения, становились символами противоположных убеждениям самого Ницше идей (как, например, отождествление его концепции сверхчеловека с фашисткой идеологией). Но несомненна значимость трудов этого мыслителя для развития культуры ХХ века. На идеях Ницше выросло поколение художников-модернистов, поэтов-символистов, философов-экзистенциалистов и пр. На знамени ХХ века начертаны ницшеанские слова «Бог мертв». Трактовке этих слов посвятил свой труд М. Хайдеггер и другие философы ХХ века.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. аntqus– древний) для определения греко – римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, политические и юридические взгляды.

Античная цивилизация (Iтыс. до н.э. –Vв. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.).

2. Архаический (VIII–VIвв. до н.э.).

3. Классический (V–IVвв. до н.э.).

Эллинистический ( конец IV–Iвв. до н.э.).

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Фактура и цвет земли, силуэт и масштаб гор – все различно в каждой из областей Греции. Не представляла собой единства античная Греция и в социально – политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов – полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Характерные особенности античной культуры.Прежде всего античная культуракосмологична.Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мерапонимается как исходный принцип существования чего – то определенного. Она – характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Как основная черта бытия понималась греками игармония– единство многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура–это тип европейской рациональной культуры.Грек созерцал космос, воспринимая его таким, кокой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что он утвердил умозрительно и принял на веру. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2 пол. 5 в. до н.э.), автор труда «Канон».

Математические Расчеты на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса – калокагатия. Прекрасная (калос) и хороший, добрый (агатос) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет отдан второму. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени. Ко второму относилось «поприще муз» — все виды искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Античный грек был способен на героические самопожертвования, но, умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир.

Антропоцентричность (космос постоянно соотносится с человеком в греческой культуре, природные объекты – с человеческим телом) античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в архитектуре и скульптуре. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически крепкого

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню