Анализ стихотворения зимнее утро

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».
Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.
Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.
Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
«…вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче погляди в окно!»
Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.
Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.
Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Читать: Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения «Зимнее утро»

А. С. Пушкин очень тонко чувствовал природу и посвятил много стихов этой теме в своем творчестве. Его описания глубоко индивидуальны и талантливы. Стихотворение «Зимнее утро» – яркий пример особого «пушкинского» восторга и любования сиюминутным мгновением в природе.

В этом стихотворении поэт воспринимает прекрасное зимнее утро, как начало чего-то нового, неизведанного. Интересно, насколько тонко автор чувствует краткость мгновения, ведь зимний день так недолог. И в этом скоротечном моменте особенно трогательно восприятие А.С. Пушкиным всего великолепия природы.

Стихотворение начинается с воспоминания о вьюжной ночи, когда бушевала стихия, и луна выглядела мрачной сквозь тучи. Автор находит уникальные оттеки, мы явственно видим эту суровую картину. Все тревожно, неуютно, слово «злилась» усиливает эффект, ведь и героиня в эти минуты была «печальной». В нескольких словах передана масса эмоций и впечатлений.

И вдруг нашим глазам открывается настоящая сказка: сияет снег, очаровательна речка подо льдом, и ель покрыта инеем. Поэт призывает вместе с ним радоваться увиденному чуду. Он очень ярко передает свои эмоции, от которых загораешься таким же всеобъемлющим упоением и очаровываешься тайным миром природы.

Образ солнца усиливает впечатление, оно не летнее, не греет, но оживляет все вокруг.

Солнце оставляет надежду на свершение прекрасного в любое время года, даже в такую стужу. Поэт бесконечно радуется сказочным переменам, они несут надежду на счастливые события, и в этом глубокая философская мысль А.С. Пушкина. Нужно уметь быстро забывать невзгоды и открываться навстречу чудесному дню.

Открывающийся пейзаж настолько жив и лиричен, что его ничто не может омрачить, даже чернеющий лес, как напоминание о том, что не все так радужно в жизни. Но поэт подчеркивает, что лес «один», а все остальное вокруг достойно любования.

Читатель погружается в сияющий мир зимнего великолепия. Этот особый мир богат красками и сказочными видами. Все увиденное и тонко подмеченное поэтом передается читателю и заряжает его необыкновенной энергией.

Пушкин плавно переходит к мироощущению человека, его мыслям в этот момент наслаждения увиденным. Природа не может никого оставить равнодушным, она дарит нескончаемый фейерверк эмоций, и невозможно не соприкоснуться с этим вживую. Конечно же, хочется мчаться на коне туда, где радуется природа и ждет «милый берег».

В начале 1829 года Пушкин делает предложение своей будущей жене Наталье Гончаровой. Но ее мать дает такой уклончивый ответ, что невозможно было понять, «да» это или «нет». Раздосадованный Пушкин уезжает на Кавказ.

Он уже несколько месяцев не видит свою любимую. К концу года он возвращается обратно, с твердым намерением еще раз просить ее руки. По пути он заезжает в село Павловское, что в Тверской губернии, к своим давним знакомым, семейству Вульфов. Именно здесь, всего за один день – 3 ноября 1829 года – и создавалось это стихотворение.

«Зимнее утро» одно из самых, если не самое, замечательных стихотворений поэта, в которых он воспевает красоту родной природы. С первых же строк «Мороз и солнце; день чудесный!» чувствуется бодрое и веселое настроение автора, гордость за великолепие родной природы.

Этим настроением он заражает и читателя. Так и должно быть, ведь он спешит к своей возлюбленной, которую так долго не видел. Он хочет поделиться своим настроением с возлюбленной и мысленно представляет, что она рядом: «Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора красавица, проснись».

В своих обращениях к любимой поэт произносит: «Звездою севера явись». Северная звезда такая сияющая, завораживающая своей красотой и в то же время холодная. Возможно, в его душе есть тени опасения, боязни отказа, он боится холодного приема и от этого такое сравнение.

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» — вторая строфа представляет собой полный контраст с первой. Во-первых: этот прием позволяет еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра, во-вторых: перекликается с воспоминаниями самого поэта. Слова матери Натальи Гончаровой сильно огорчили и его, и Наталью: «…И ты печальная сидела…». Подобное свое настроение он сравнивает со вчерашней бурей.

Но теперь он намерен еще раз просить ее руки, поэтому при мысли о возлюбленной душа начинает петь, все кругом очаровывает своей красотой: и блестящий на солнце снег, и прозрачный лес, и речка, блестящая подо льдом.

При таком настроении не усидеть дома, даже если в нем уютно и печка весело трещит. Душа просится на волю, на природу, в объятия родной красоты. И он зовет с собой туда свою красавицу: «Друг, милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня…».

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 3, 6 класс

Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы. Стихотворение написано четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой. За счёт обильного использования обращений у читателя создается ощущение сопричастности происходящим событиям. Существительные данного текста называют все увиденное лирическим героем, глаголы же призваны создать определенную динамику описываемых событий. Произведение создано в романтическом ключе в жанре пейзажной лирики. Структурно текст можно разделить на пять частей, состоящих из шестистиший.

В первой части мы знакомимся с лирическим героем, который проснулся спозаранку и испытал восторг от красоты зимнего утра. Морозный денек, потрескивают ветки, усыпанные снегом, медленные дымные столбы от печных труб тянутся в небо, и солнце, обливая все своим светом, преображает каждую деталь в истинную драгоценность. Лирический герой жаждет разделить радостные чувства со своей возлюбленной, которая пока спит. Вторая часть построена на антитезе с первой, ведь в ней напротив описана бушующая вечерняя стихия. Все предметы размыты ( мутное небо, бледная луна- эпитеты), погода задает грустное настроение девушки.

Русская деревня зимой действительно прекрасна и поэтична. Бесконечная даль небес, необъятные снежные просторы, метафорично сравниваемые автором с коврами, за счет своей пышности. Словно в сказке лес, елка, с пробивающимися из-под инея несколькими иголочками. И ослепительный блеск реки, скованной морозцем. Но это только улица. Зима задает настроение и в помещении. За счет солнечного света, комнатка превращается в янтарный замок. В доме тепло, приятно потрескивают дрова, все это непременно навевает поэтические мысли. Но нет, лирический герой не может провести весь этот чудный день, сидя у печки, в четырех стенах. Его душа полна чувств, которые требуют немедленного освобождения, поэтому он так жаждет оказаться на улице, на свободе. Даже конь, запряженный в сани, так же нетерпелив, резв, как и душевный порыв героя. Он желает увидеть каждый кустик, рассмотреть каждую деталь, запомнить, как преобразились родные ему сердцу просторы.

Текст стихотворения не только показывает красоту русской природы в зимний период, но и раскрывает глубину привязанности и восхищения человека, живущего в её пределах, встречающего каждое время года вместе с ней, постоянно подмечающего с великим восторгом каждое её изменение.

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина

«Зимнее утро» Пушкина – это стихотворение, описывающее красоту русской зимы. Оно все пронизано ярким солнечным светом и звучит как призыв обратить внимание на все это великолепие. Так же, это произведение пробуждает чувство бодрости, желание к действию.

Написано оно в легком побуждающем стиле. Восторженность и активность звучит в нем. Самая первая его строка, восклицание, сразу же настраивает читателя на оптимистичный лад, ведь наступивший новый день так чудесен!

Автор стихотворения обращается не напрямую к читателю, а к некой особе. Из слов, обращенных к ней, сразу ясно, что он испытывает к своей лирической героине теплые и нежные чувства. Он называет ее прелестным другом, красавицей. Эпитеты, употребленные по отношению к ней, призваны подчеркнуть всю прелесть собеседницы автора.

Во второй строфе поэт противопоставляет нынешнему ясному утру вечер накануне. Тогда свирепствовала вьюга, и героиня стихотворения была печальна. Но теперь все переменилось. Автор призывает женщину полюбоваться видом за окном, в надежде развеять ее недавнюю грусть.

А дальше идет описание того, что же так обрадовало автора и разбудило в нем такие радостные чувства. Пейзаж, и впрямь, великолепен. Голубое небо – ясно. Снег блестит на солнце. Блестит и река подо льдом. Комната, в которой находятся лирические герои, вся залита светом солнечных лучей. Янтарным светом, как пишет Александр Сергеевич.

После описания красот природных, автор плавно переходит к описанию внутреннего уюта помещения. Начинается оно с того самого света, который проник в комнату. А затем – подчеркивание комфорта, царящего там. Здесь автор выражает все это просто – весело трещит печь. Этого уже достаточно для того, чтобы представить всю внутреннюю обстановку. Но и печь горит не просто, а весело.

Пушкин выражает то, что в доме хорошо и уютно. Но проскальзывающее в каждой строке его приподнятое настроение не может в этот день удержать автора в четырех стенах. И, он предлагает своей подруге прокатиться в санях, полюбоваться всем этим великолепием не через окно, а в его владениях.

Это легкое и поднимающее настроение стихотворение заставляет взглянуть на привычный глазу пейзаж по-новому. Большое обилие эпитетов подчеркивает еще больше все прелести окружающего мира. И, еще звучит в его строках мысль о том, что человек очень тесно связан с природой: плохая погода – он грустит, а солнечная и ясная – наоборот.

Вариант №3

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

Так же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

3, 6 класс по плану

>Картинка к стихотворению Зимнее утро

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

    Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством.

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго.

    Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного

  • Анализ стихотворения Брюсова Памятник

    В 1912 году написана элегия Брюсова «Памятник» . Свое творение он срочно посылает к 2 грандиозным подобным творениям Русской прозе. Из 20 века стихотворец знается с Державиным и Пушкиным. Помимо этого, Валерий Яковлевич озирается

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье…» — произведение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в период Михайловской ссылки в 1825 году, через два года размещено в «Северных цветах» под руководством А. А. Дельвига, друга поэта.

  • Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь

    Стихотворение «Зимняя ночь» написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении «Зимняя ночь» обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче…

погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: , . Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.
«… предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!
А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».
Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Добавил: MrYava

Беру!

118837 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема: «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить выразительному чтению; развивать речь, образное мышление; воспитывать эстетические чувства; раскрыть нравственный смысл стихотворения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Давайте вспомним основные этапы жизни А.С.Пушкина. (Дети рассказывают интересные сведения из биографии поэта).

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец С.Л.Пушкин и мать – Н.О.Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Мама происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии. Грамоте Пушкина обучила его бабушка – Мария Алексеевна. Воспитывала будущего поэта и привила любовь к фольклору няня Арина Родионовна. В 12 лет Сашу увезли в Царскосельский лицей на обучение.

3. Изучение нового материала.
Учитель. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском и по дороге из Москвы в Петербург сочинил стихотворение «Зимнее утро».
Первичное чтение.

— Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. Учитель читает стихотворение наизусть как образец классической русской поэзии.

После чтения учитель выдерживает небольшую паузу, а затем просит поделиться своими впечатлениями и выясняет, что предположения о веселом настроении героя подтвердились.

— Понравилось ли вам стихотворение? Нарисуйте словами, какие картины вы увидели?

4. Словарно – лексическая работа.

Прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните непонятные слова.

Нега – наслаждение

Взор – взгляд, в тексте глаза

Вечор – вечер

Нынче – сейчас

Озарена – освещена

Велеть – приказать

Предадимся – отдадимся

Аврора – богиня утренней зари

— К какому роду литературы относится это стихотворение? (Это пейзажная лирика. Поэт описывает зимнее утро.)

— А жанр лирики? (Стихотворение, потому что есть рифмы: чудесный – прелестный и т.д.)

Повторное медленное чтение с анализом системы образов и ключевых слов.
Чтение первой строфы. Словесное рисование.

— Какую картину представили?

— Я увидел комнату, в которой находится поэт и его возлюбленная. Зима. Утро.

Пушкин проснулся, смотрит в окно и восхищается увиденным. Настроение чудесное. Это доказывает восклицательное предложение: «Мороз и солнце день чудесный!» Это же чувство подчеркивается эпитетом в форме инверсии «день чудесный». А еще ему хорошо оттого, что рядом любимая, которую он нежно и ласково будит: «Пора, красавица, проснись: /Открой сомкнуты негой взоры/.

— Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования.

Чтение второй строфы. Словесное рисование.

— Какую картину представили?

— В комнате сидят двое и ведут беседу о том, каким пасмурным и неприятным был вечер накануне: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»

— Каким настроением проникнут эта картина?

— Сумрачным, мрачным, тоскливым.

— Найдите и прочитайте слова, которые это доказывают. (Злилась, носилась, желтела, мгла, печальная – эти слова вызывают тоску не только у «печальной» героини, но и у читателя.)

— Эти ощущения дополняются эпитетом «мутном»; эпитетом в форме инверсии «тучи мрачные» и сравнением: «Луна, как бледное пятно». Такая погода гнетуще действует на человека.

— Найдите и прочитайте олицетворения. (Злилась, носилась.)

Чтение третьей строфы. Словесное рисование.

Какую картину увидели?

— Картина зимней природы, залитой солнечным светом, многократно усиливающимся бриллиантовым светом: картина радостная, очень яркая: «Под голубыми небесами…»

— Как в литературе называется прием противопоставления? (Антитеза).

— В третьей строфе стихотворения автор рисует образ «великолепия» русской природы, которую герой наблюдает из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет». Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы подчеркнуть праздничность изображенной природы.
Чтение четвертой строфы. Словесное рисование.

— А теперь представили уютную и теплую комнату, наполненную солнечным светом.

— Каким настроением проникнута эта картина?

-Продолжается настроение предыдущей строфы.

— Какие художественные средства использует здесь автор?

— Эпитет, олицетворение, аллитерация.

— «Янтарным блеском озарена» о чем образно говорит автор? (О комнате наполненной солнечным светом.)

— А почему блеск янтарный? (Потому что янтарь – камень желтого цвета, как лучи солнца).

— Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Эпитет).

— Какой прием автор использует в сочетании «Веселым треском»? (Эпитет.)

— Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают?

— В предложении «Веселым треском трещит затопленная печь» автор использует прием аллитерации , , , который создает ощущение тепла, уюта, хорошего настроения.

— Настроение у лирического героя радостное. Однако к концу строфы мы ощущаем, что все же ему не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь…». Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в пятой строке.
Чтение пятой строфы. Словесное рисование.

Лирический герой мечтает, как они пустятся в путь: «Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня».

Эпитет нетерпеливого коняпередает желание прогуляться по утреннему снегу вместе со своей любимой. В последних строках звучит затаенная грусть одиночества, помогают нам это понять эпитеты в форме инверсии поля пустые, леса густые, берег милый.

— Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

— Настроение счастья, блаженства, восторга, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно чувство любви позволяет герою восхищаться разными, контрастными проявлениями природы, любви к жизни.
5. Обобщающая беседа.

— Герой Пушкина переживает контрастное настроение. С чем это может быть связано?

— В жизни случается и плохое, и хорошее, то люди радуются, то огорчаются.
6. Работа над выразительностью.

— Лирика – выражение чувств поэта. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Изменяется оно или нет?

— Прочитайте стихотворение еще раз.

Чтение стихотворение по строфам.

— Как прочитаем первую строфу? (Восторженно, ласково.)

— Как прочитаем вторую строфу? (Тревожно, печально.)

— Как прочитаем третью строфу? (Спокойно, любуясь природой; пауза.)

— Как прочитаем четвертую строфу? (Спокойно, нежась в домашнем тепле и уюте, мечтательно.)

— Как прочитаем пятую строфу? (Продолжая мечтать, с грустью последние три строки.)
7. Итог урока.

— Какое стихотворение прочитали? Кто автор?

— Какие слова и выражения А.С.Пушкина вам особенно понравились? Почему?

— Какие чувства испытывает лирический герой? (Чувства радости и грусти.)

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Добавить комментарий

Закрыть меню