Анализ стихотворения о природе

Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится …»

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения «Зима недаром злится …»

Лирика Тютчева отличается особой разнообразностью и неповторимостью. Её всю пронизывает глубочайший философский смысл: как в описаниях природы, так и в темах любви и родины. Лиризм природы – величайшее художественное достижение Федора Тютчева.

Ему отлично удается передать движение и динамизм пейзажа. Неповторимая и живая тютчевская природа имеет свои образы – это организм, который чувствует, думает, имеет свой голос, свои пристрастия.

Каждое стихотворение поэта пропитано таинством природы, которое ревниво скрывается от глаз непосвящённых. Поэтика весны несет в себе эдемовскую первозданную свежесть. Образ весны в сочинениях Тютчева всегда девственно чист и прекрасен. Если осень наполнена земными мотивами и пустотой, являясь олицетворением вечности, то весна – время больших надежд, новой жизни, время пробуждения от спячки. Весенняя муза всегда связана со светлым будущим.

Природа Тютчева вечно юная, как сама весна. Зима не грозит ей старческим уходом. В своих стихотворениях поэт выразил торжество весны, как вечной молодости. Тютчев в 30-х годах посвятил ей несколько своих стихотворений: «Весенние воды», «Могила Наполеона», «Весенняя гроза», «Весна», «Зима недаром злится». Оптимизм поэзии утверждает прекрасное грядущее, олицетворением которого является наступающая весна. В мировоззрении поэта отражается жажда жизни и чистая любовь, которые нашли воплощение в жизнеутверждающем ликовании строк «Вешних вод» и «Весенней грозы».

В стихотворении «Зима недаром злится…» поэт мастерски изобразил последнюю схватку зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая злится, «еще хлопочет», ворчит, отдаляя конец отведенного ей времени. Весна – молодая, озорная, веселая девушка, которая гонит злую старуху со двора, смеясь ей в глаза. Это не просто яркое и образное описание зимы и весны. Это победа жизни над смертью, чудесное время обновления. Это стихотворение – гимн вечной юности.

Тютчевские строки о весне мастерски имитируют переливы бурлящих весенних ручьев и пенье птиц. Природа очеловечена Тютчевым так, как не удавалось, пожалуй, ни одному из его предшественников. Березы ждут, пруд грезит, цветы улыбаются, гром играет и смеется. Ручьи – гонцы, трубящие во все концы о приходе нового, о смене ветхого, старого и замшелого вечно обновляющимся неповторимым миром, который несет юность наступающей весны.

Разбор стихотворений Тютчева о природе

Тютчев Ф.И.

В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом, он понял, что какие-либо истины нужно искать в корне чего-либо – вот он и ищет философские истины в корне мироздания – природе.

Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.

Это и хотел показать Тютчев в своих стихах. Так, например, в стихотворении «Летний вечер» он говорит о наступлении вечера и отражении этого в природе и человеке: после того как зашло солнце и на небе появились звёзды, река начала «течь полней» грудь человека – «дышать легче и вольней», и сладкий трепет пробежал по природе, как когда человек касается горячими ногами ключевые воды, – у природы и человека началось время отдыха, время накопления сил.

Стихотворение «Полдень» пропитано усталостью и ленью, которая наступает в середине дня после некоторой работы, когда уже многое сделано, и ты устал и решил отдохнуть, но знаешь, что ещё многое нужно сделать: природа лениво делает свои дела (катит реку, топит облака), Пан (бог лесов и долин у пастухов в Древней Греции) спит в пещере.

В «Весенних водах» автор рассказывает о начале нового года для природы, её пробуждении, в нём автор сравнивает ручейки с гонцами, которые оповещают все составляющие природы о наступлении весны, они кричат, как люди: «Весна идёт, весна идёт», и природа наполняется хорошим настроением, прямо как человек.

В стихотворении «Весна» тоже рассказывается о приходе весны, но здесь олицетворена уже она сама, здесь, в отличие от предыдущего случая, она сама о себе напоминает, автор говорит на о приходе весны, а о весне, её свойствах и функциях в природе, показывает, что весна бывает не только у природы, но и у большинства в мире, что она – то, что начинает новый цикл в развитии чего-либо, что очищает и наполняет энергией.

В стихотворении «День и ночь» Тютчев рассказывает о противоборстве добра и зла, воплощённых в человеке в исцелении, дружбе и страхе, отсутствии границ; в природе – в дне и ночи. Везде автор показывает сходства природы и человека, их общность происхождения, значит, и общие проблемы и пути их решения, взаимное чувство поддержки (они всегда находятся вместе), общие проявления неидеальности – в этом они чем-то похожи на японские хокку: в обоих случаях описывается схваченный с натуры образ и раскрываются некоторые философские истины.

Федор Иванович Тютчев — певец природы. Во многих своих стихотворениях он говорит о природе как о живом существе. Поэт видит в ней то, что нельзя разглядеть не в чём ином. Он осознал, что любые истины необходимо искать в основе чего-либо. А главная основа жизни — это природа, она возникла гораздо раньше людей, в ней сокрыта философия бытия. Природа — основа жизни. Она похожа на людей, а именно всякий индивид частично дублирует её, ведь он её создание, следовательно, они имеют схожие черты. Это и хотел доказать Тютчев читателям во многих своих работах.

Таковым является и стихотворение «Лето», написанное поэтом в 1854 году. По своему построению, смыслу и умелому владению изобразительно-выразительными средствами данное произведение нисколько не уступает своим поэтическим предшественникам. Однако «Лето» считается далеко не популярным стихотворением. Наверняка, так происходит в связи с тем, что поэт написал его для себя, а точнее для своей будущей супруги Эрнестины Пфеффель.

Если быть точным, то строки, которые сегодня мы читаем в этом произведении, изначально и не предполагалось рифмовать. Многие из этих строк Тютчев посылал в тайных обращениях к Эрнестине в то время, когда между ними закрутился тайный роман.

Поэт в то время был законным мужем Элеоноры Петерсон. Таким образом Тютчев показывал свое стремление к расположению этой девушки тем жарким летом, когда он и встретил её на одном из балов. Вскоре у поэта все строки слились в стихотворение, он написал его и спрятал в стол, долго не решаясь рассказать о нем другим. Однажды он все-таки пересилил свои волнения и вручил первые его строчки Эрнестине, написав их на бумаге.

Небольшое стихотворение, состоящее всего из 12 строк, наполнено яркими эмоциями, восхищением незабываемым периодом жизни, когда поэт был предельно счастлив. Лето в данном стихотворении отожествляется с жарой переполняющих чувств, буйством эмоций, музыкой звуков. Но в нем поэт восторгается не только пейзажами. В первую очередь он потрясен собственными чувствами, которых, по его собственному мнению, он не испытывал ранее, хоть и был женат. Случайная летняя встреча для него — стала главным подарком судьбы.

Четырехстопный ямб, использованный поэтом, как нельзя лучше помог передать душевное волнение.

Все стихотворение — это гимн любви, радости и счастью. Поэт благодарен природе за то, что ей удалось «организовать» эту встречу, так как он верил в то, что во Вселенной все решено за человека, и тот лишь идет по уже проложенным природой путям.

Но конец стихотворения внезапно окрашен некоторым пессимизмом. Уже сейчас Тютчев предполагает, что красота любой девушки спустя всего несколько лет может исчезнуть или попросту надоесть своему почитателю.

Эти слова Тютчева, стали пророческими: после смерти первой жены и женитьбы на Эрнестине, рождения ею поэту двух детей, Тютчев нашел себе новую пассию. Ею стала Елена Денисьева, которая была на 23 года моложе Федора Ивановича.

Это стихотворение написано в форме обращения. Автор выступает против людей, которые недооценивают природу, говорит о их глухоте, очерствении души человеческой из-за отдаления от природы.

Нам становится понятным и то, что в строках стихотворения прослеживается поэт философского склад. Ведь у Тютчева был не только талант пейзажиста, но и собственная философия природы. И все в той природе представляется ему живым, полным глубокого смысла, все говорит с поэтом “понятным сердцу языком”.

Начинается стихотворение со слова “не”, чтобы оградить читателя от неправильного понимания природы.

Поэт стремился понять “душу” и жизнь природы, запечатлеть ее во всех проявлениях, поэтому мы замечаем те образы, из которых складывалась природа для самого Тютчева.

Написано стихотворение четырехстопным ямбом, а перекрестный принцип рифмовки сочетается с чередованием мужских и женских рифм. Ассонанс на “о”,“а”, “и” придает строфам возвышенный тон, изобилие сонорных согласных так же делает его более музыкальным и мелодичным. Торжественно звучит оно и благодаря использованию устаревших слов (“древо”, “чрево”, “лик”) и ударения (“приклеил”).

Автор применяет такие художественные выразительные средства, как олицетворения: (“в беседе дружеской гроза не совещалась”, “солнцы не дышат”, метафоры (“ночь нема была”, “весна не цвела”), сравнения (“живут в мире сем, как впотьмах”).

Это придает стихотворению красочность и выразительность, при этом полностью раскрывается художественный образ. Здесь встречаются и типичные для поэзии Тютчева сложные предложения, Как правило, в их конце ставятся восклицательные знаки, что делает художественную речь более насыщенной.

На мой взгляд, главная идея этого стихотворения – взаимоотношение человека и природы. Неоднократно в произведении автор указывает на то, что люди “глухие” и не умеют чувствовать, любить, не умеют жить. Для них природа безлика, но для поэта – “голос самой матери”. Ее образами Тютчев выражает свои чувства, сомнения, сокровенные мысли и мучительные вопросы.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”. Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сем мире, как впотьмах”).

Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”. Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

Добавить комментарий

Закрыть меню