Анализ салической правды

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1

Развитие скотоводства у франков по данным «Салической правды»………………………………………………………………………….6

ГЛАВА 2

Развитие земледелия у франков по данным «Салической правды»…………………………………………………………………………10

ГЛАВА 3

Развитие ремесла у франков по данным «Салической правды»………………………………………………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..16

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Исследование общественного и хозяйственного строя древних франков по данным «Салической правды» очень важно. Источник отражает обычаи народа, недавно переселившегося на территорию Галлии, и поэтому сохранившего в более чистом виде нормы своей жизни. Этот источник позволяет более наглядно рассмотреть основные хозяйственные занятия древних германцев – франков.

«Салическая правда» — одна из древнейших и наиболее важная из варварских правд, она дошла до нас в многочисленных рукописях. Правда состоит из 65 статей, 7 капитулярий, двух прологов и эпилогов. Первоначальный текст до нас не дошел, но известно, что он терпел изменения и исправления в руках переписчиков.

О времени возникновения «Салической правды» до сих пор идут споры. Историки все же относят появление Правды приблизительно к 507-511 годам, полагая, что памятник возник до смерти Хлодвига.

Для составления «Салической правды» послужили главным образом обычно-правовые нормы, которые господствовали у различных племен салических франков, обосновавшиеся на территории Северной Галлии.

«Салическая правда» предстает в виде статей, предписывающие штрафы за те или иные проступки. Из Правды видно, что население франков является не равноправным. За кражу королевского имущества штраф был больше, чем обычно. Так же видно, что рабы являются скорее мебелью, вещью, чем человеком, за убийство раба штраф взимался такой же как и за порчу иного имущества (в 35 сол). Когда за свободного франка, родственники получали 200 солидов.

При изучении данного источника возникают большие трудности, т.к. он является юридическим документом, многие стороны жизни франков не освещены. Формулировки иногда не понятны. Структура Правды хаотична, перечисление серьезных и не значительных преступлений лишено последовательности. В ряде случаев один и тот же термин имеет разное содержание: например, термин «вилла» где означает деревню, а где дом общинника. Но такая особенность Правды иногда способна обрисовать даже мелкие черты быта франкского общества. Т.о. «Салическая правда» имеет исключительную ценность, как источник по истории древних франков.

Историография.

К настоящему времени тема данной контрольной тщательно разобрана. Особенно активно она обсуждалась в советское время и была предметом острых научных дискуссий. Большое внимание изучению «Салической правды» как источника, характеризующего хозяйственный и общественный строй древних франков, уделяли Н. П. Грацианский, А.И. Неусыхин, Ф.Я. Полянский, которые являются ведущими специалистами по данному вопросу. Так же много работ посвятила этой теме Г.М. Данилова, хотя ее мнение не во всем совпадает с мнением вышеназванных специалистов.

Н.П. Грацианский в сборнике статей «Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья» подробно рассматривает «Салическую правду» как источник, толкование в судебнике термина villa, виды материальных взысканий. Ф.Я. Полянский в своей работе «Экономическая история зарубежных стран» дает характеристику социально-экономического и общественного строя германцев эпохи Цезаря и Тацита и франко времен «Салической правды». А.И. Неусыхин в книге «Проблемы европейского феодализма» подробно характеризует понятия «свобода» и «собственность» в варварском обществе по «Салической правде», дает детальные характеристики категориям свободного и зависимого населения франкского общества. Данилова Г.М. в своей работе «Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев» дает сравнительный анализ франкских, древнерусских, хорватских, сербских и польских источников (свободное население, рабы и др.). Много интересной информации по теме содержится в книге «История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма» в 3-х томах: аграрный строй варваров, эволюция общины, формирование крепостной зависимости крестьян и т.д.

Тема данной контрольной: основные хозяйственные занятия франков по «Салической правде».

Цель данной контрольной рассмотреть основные хозяйственные занятия франков опираясь на исторический источник – «Салическая правда».

Для этого мы рассмотрим следующие задачи:

— рассмотреть развитие скотоводства древних франков;

— рассмотреть развитие земледелия древних франков;

— рассмотреть развитие ремесла древних франков.

Территория. «Салическая правда» появилась у салических франков, проживающих на территории Северной Галлии.

Хронология. Мы будем рассматривать период, начало VI века, когда появилась «Салическая правда».

ГЛАВА 1

РАЗВИТИЕ СКОТОВОДСТВА У ФРАНКОВ

ПО ДАННЫМ «САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»

Уже со второго титула Салического закона – «О краже свиней», мы встречаем целый каскад статей и титулов посвященных краже животных. Эти статьи крайне важны для понимания уровня и роли сельского хозяйства в обществе салических франков.

Второй титул полностью посвящен краже свиней и включает в себя 16 параграфов и 4 прибавления. Из того, что столь пристальное внимание уделяется краже свиней можно сделать вывод о развитом скотоводстве. Прибавления № 1 и № 2 к параграфу №1 так же доказывают нам о развитом скотоводстве у Франков. В этих прибавлениях речь идет о внутреннем – третьем и о запертом хлеве, что говорит о том, что свиней на ночь загоняли в хлева.

Из дифференциации штрафов в зависимости от характера кражи, качества и количества похищенного, можно сделать вывод об интенсивном разведении свиней, а параграфы № 14 — № 16, говорят нам о большом количестве свиней, которых разводили Франки. Ведь в этих статьях говорится о краж в 24 и 50 свиней, а как мы знаем Франки жили деревнями, следовательно, речь идет скорее всего не об общем стаде, а об имуществе одной семьи1.

Примечательно так же то, что кража даже полусотни свиней не стоит и половины вергельда за свободного человека, это прослеживается и в других титулах касающихся кражи животных. Из титула второго, можно сделать вывод, что свиноводство было крайне важной отраслью сельского хозяйства салических Франков.

Титул третий посвящен краже рогатых животных. Титул состоит из семи параграфов и пяти прибавлений. Интересно, что этот титул короче предыдущего и максимальное количество похищенных животных так же меньше, чем в предыдущем, что объясняется, во-первых, большими габаритами крупного рогатого скота, а во-вторых, меньшей интенсивностью разведения.

В данном титуле наиболее интересен параграф № 5, а точнее прибавление к нему. Речь в нем идет о королевском быке, за кражу которого платят больше, чем за кражу целого стада в 50 голов. Из этого можно сделать вывод, что были и королевские стада или же упомянутый «королевский бык» был уготован для налога королю, а украсть его – нанести оскорбление верховному сеньору. В третьем титуле речь идет как о придоменном скотоводстве – параграф № 3, прибавление № 2 («Если кто украл домашнюю корову…»), так и о скотоводстве другого типа.

Освоив земли гало-римлян, Франки порой были вынуждены селиться скученными поселениями, в которых нанимался общий пастух – смотревший днем, за общим стадом2. На это намекает нам параграф № 4,о быке, ведущем стадо. Здесь речь идет либо о быке ведущем стадо всей деревни, либо стадо одного владельца, первое вернее, но и второе возможно. Если существует возможность того, что стадо все принадлежало одному человеку, это говорит нам о том, что некоторые франки были достаточно состоятельные, которые могли позволить себе владеть целым стадом.

Титул четвертый посвящен краже овец. Вместе с титулом пятым – «О краже коз», эти два титула можно назвать в целом титулами о краже мелкого рогатого скота. Эти титулы достаточно короткие, а максимальное число овец, упомянутое в законе – превышает соответственное число коз. Действительно, овец разводили всегда больше, нежели коз, ведь с них можно получить и большее число мяса, а также столь необходимую шерсть, козье же молоко можно компенсировать коровьем. Штрафы за похищенных коз и баранов – сопоставимы со штрафами, присуждаемыми за кражу свиней.

Титул под № 7, посвящен краже птиц. Ряд статей о краже охотничьих ястребов не интересен нам, поскольку элитарную охоту нельзя включить в состав сельского хозяйства. Однако в прибавлениях № 2 — № 4, к параграфу № 2, упоминаются уже домашние птицы, разведение которых относят к придоменному хозяйству. Это курицы, петухи, домашние журавли и лебеди. Штрафы за них одинаковы и равняются трем солидам, как и за кражу поросенка. Куры и другая птица, были крайне важны, ведь обеспечивали людей не только и не столько мясом, но и яйцами.

В параграфе № 4 говорится о гусях, как о домашней птице, но наиболее интересны для нас и прибавления к этому параграфу. В них говорится не только о домашних голубях, еще со времен Рима, крайне популярных в разведении животных.

Титул № 8, касается пчеловодства. Это именно пчеловодство, а не бортничество, сиречь добыча меда диких пчел. Данный вывод можно сделать на основе параграфа № 1 и прибавлений № 1 и № 2. В них говорится о «краже пчел из под замка», «из под крыши и запора». Возможность похищения более 7 ульев в одном месте говорит о большом количестве ульев и большом значении пчеловодства у салических Франков. Ведь, кроме меда – других столь же легкодоступных и массовых сладостей не знали. Да и из меда можно было готовить алкогольный напиток, столь часто упоминаемый в сагах.

Титул № 9. В нем можно встретить ряд любопытных статей, касающихся сельского хозяйства у Франков3. Параграфы № 1 и № 2 направлены на сохранение нивы, от чужого скота, а прибавление № 1 говорит о несправедливом клеймении чужого скота, из этого прибавления можно сделать вывод о том, что клеймение было свойственно франкам, что так же говорит о развитой частной собственности и обилии скота, для различия которого его требовалось клеймить. Интересно так же, что далее размещен ряд статей, говорящий о защите животных, совершивших «набег» на чужую ниву, если хозяин нивы будет в отместку убивать животных.

Титул № 23, упоминает коня, однако речи пока нет о разведении коней. Конь одно из главных подспорий в сельском хозяйстве, а так же крайне важный транспорт. Как и титул № 38, полностью посвященный конокрадству.

Параграфы же № 20 и № 21 отсылают нас к рыбной ловле, упоминая сеть, невод – необходимые при рыболовстве принадлежности. Титул № 21, повествующий о краже лодок. Лодки использовались не только как транспорт, но и как платформа для рыбной ловли, которая была немаловажным пополнением рациона.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что у франков скотоводство было хорошо развито. Животные являлись ценность, и степень богатства определялось количеством скота.

ГЛАВА 2

РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ФРАНКОВ

ПО ДАННЫМ «САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»

«Салическая правда» показывает, что для франков земледелие имело большое значение, и их агрикультура стояла на довольно высоком уровне. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожай складывался в амбары и риги.

В земледелии, которое в VI веке являлось основным занятием франков, по-видимому, уже господствовало двухполье, прекратились периодические переделы пахотной земли, затруднявшие развитие более интенсивных форм земледелия. Помимо зерновых культур — ржи, пшеницы, овса, ячменя, — у франков получили широкое распространение бобовые культуры и лен. Стали активно возделываться огороды, сады, виноградники. К концу VI века повсеместное распространение получает плуг с железным лемехом, хорошо взрыхлявший почву.

Страница 1 из 2

ТЕМА VI. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

§ 6.1. Общая характеристика Салической правды
§ 6.2. Преступления, наказания и судебный процесс по Салической правде
Список рекомендуемой литературы

§ 6.1. Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение.

Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

<< Первая < Предыдущая12Следующая > Последняя >>

Салическая правда. Пролог. VIII в.

По данным «Салической правды», хозяйство франков стояло на гораздо более высоком уровне, чем хозяйство германцев, описанное Тацитом.

Производительные силы общества к этому времени значительно развились и выросли.

Важную роль в нём по-прежнему, несомненно, играло животноводство.

«Салическая правда» необычайно подробно устанавливала, какой штраф надлежит платить за крашу свиньи, за годовалого поросенка, за свинью, украденную вместе с поросёнком, за молочного поросёнка отдельно, за свинью, украденную из запертого хлева, и пр.

Так же подробно в «Салической правде» рассматривались все случаи кражи крупных рогатых животных, кража овец, кража коз, случаи конокрадства.

Устанавливались штрафы за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей), что свидетельствовало о развитии птицеводства.

Имелись титулы, говорившие о краже пчёл и ульев с пасеки, о порче и краже плодовых деревьев из сада, о краже винограда из виноградника.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px»
data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>

Определялись штрафы за кражу самых различных рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты, и пр.

Это значит, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли — и животноводство, и пчеловодство, и садоводство, и виноградарство.

Вместе с тем не утратили своего значения и такие отрасли хозяйственной жизни, как охота и рыболовство.

Скот, домашняя птица, пчёлы, садовые деревья, виноградники, так же как лодки, рыболовные свести и пр., составляли уже частную собственность франков.

Основную роль в хозяйстве франков,согласно данным «Салической правды», играло земледелие.

Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.

Пахота в это время производилась на быках, франки были хорошо знаком и с плугом, и с бороной. Потрава жатвы и порча вспаханного поля карались штрафами.

Полученный урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей.

Урожаи хлеба были довольно обильными, ибо хлеб складывался уже в амбары или риги, и при доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки.

Франки широко пользовались водяными мельницами.

Тема 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ ПО «САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ»

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Методические рекомендации

Изучение темы должно начинаться с осмысления понятия «государст­во» и основных законов его становления.

При изучении «Салической правды» вначале нужно дать развернутую характеристику документа, выделив его структуру и основные особенно­сти. При работе с текстом могут возникнуть затруднения, поскольку это источник юридического характера и многие стороны жизни франков в нем не освещены. Структура «Правды» хаотична, а формулировки подчас не­ясны. Поэтому при работе студент должен внимательно проанализировать, а затем выписать и сгруппировать относящиеся к рассматриваемому во­просу титулы и параграфы, дополняющие друг друга.

При подготовке ответа на первый вопрос необходимо проследить про­цесс роста территориальных владений франков и одновременного склады­вания государственных структур.

Определенные сложности в п. II может вызвать определение форм землевладения. Для рассмотрения этой проблемы важно выяснить, с одной стороны, объем прав отдельных общинников на пользование «огорожен­ными участками», пахотной землей, угодьями, с другой — объем прав са­мой общины как верховного собственника земли.

В ходе рассмотрения п. Ill и IV студент должен определить соотно­шение процессов имущественной и социальной дифференциации во франкском государстве в целом и отдельно в общине, особое внимание следует обратить на шкалу вергельдов. При описании статуса литов нужно указать, что именно сближало их с рабами, а что — со свободными. В вы­воде по данному вопросу следует определить соотношение имущественной и социальной дифференциации.

Для уяснения вопросов о типе семьи, характере общины у франков то­го периода необходимо привлечь главы «Правды», свидетельствующие о наличии большой семьи, и отметить, какие титулы указывают на начало ее распада и выделение малой индивидуальной семьи, а также те, которые ка­саются проблемы переселения в деревню пришлых людей.

План занятия

I. Завоевание Галлии и возникновение государства у франков:

1) территория;

2) оформление королевской власти;

3) пережитки первобытных отношений.

II.Хозяйство франков по «Салической правде»

1. Сельское хозяйство:

а) земледелие и характер землевладения;

б) скотоводство.

2. Ремесло.
III.Тип семьи.

IV.Имущественное расслоение. V.Социальная дифференциация. VI. Характеристика общины.

Основная литература

1. История Европы. М., 1992. Т.2.

2. История крестьянства в Европе.

М, 1985. Т.1.

/3) История средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и СП. Карпова М

1990. Т. 1 3- История средних веков / Под ред. СП. Карпова. М., 1998. Т. 1. \Ъ) Практикум по истории средних веков / Сост. МЛ. Абрамсон,

С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. М.,1981. Вып. 1. (б*. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина М

1961. Т. 1. 7. Григорий Турский. История франков. Любое издание.

Дополнительная литература

1. Грацианский Н.П. О материальных взысканиях в варварских Правдах // Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории средневеко­вья: Сб. статей М., 1960.

2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1990.

3. История Франции. М., 1972. Т. 1.

4. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Римской империи и воз­никновение варварских королевств. М., 1984.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

6. Лебек С. Происхождение франков. V — VIII вв. М, 1993.

7. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI — VIII вв. М., 1956.

Тема 3. ПРОЦЕСС ФЕОДАЛИЗАЦИИ ФРАНКСКОГО ГОСУДАРСТВА В VI- XI вв.

Методические рекомендации

Феодализация франкского общества — одна из важнейших тем первого периода истории средних веков. Территория франкского государства — это район классического синтеза античной и первобытной цивилизаций и соз­дания на этой основе средневекового феодального общества.

Начать рассмотрение темы следует с характеристики основных групп источников, определив значение каждой из них для изучения данной темы.

Причины разорения крестьян студент должен показать, основываясь на анализе отрывков из «Истории франков» Григория Турского и докумен­тов, отражающих процесс втягивания крестьян в зависимость.

Разбирая вопрос об основных путях и методах втягивания свободных крестьян в зависимость, студент должен охарактеризовать каждый вид за­висимости (поземельная, личная, судебно-административная и крепостная) и на основе источников выяснить характерные для него способы (прека-рий, коммендация, кабала, залог). Также необходимо отметить особенно­сти зависимости крестьян от сеньоров в Западной Европе VI — XI вв.

Освещая вопрос об иммунитете, следует показать основные виды им­мунитета и определить, что происходило раньше — фактическое оформле­ние независимости отдельных территорий или жалование иммунных прав центральной властью крупным собственникам земли. Кроме того, следует выяснить, какое значение имело юридическое предоставление иммунитета для последующего политического состояния государства и для крестьян, проживавших на территории иммунного округа.

При анализе капитуляриев следует показать, какими приемами поль­зовались светские и церковные собственники, чтобы принудить крестьян передавать им землю или право собственности на нее. На основании этих документов студент должен определить значение, которое имело прямое насилие в процессе вовлечения свободных общинников в систему фео­дальной эксплуатации. Освещая политику государства по отношению к за­крепощению крестьян, студент должен объяснить мотивы, которыми руко­водствовались представители Каролингской династии, пытавшиеся оста­новить втягивание свободных крестьян в зависимость.

Подводя итог изучению темы, необходимо определить общие резуль­таты процесса феодализации и основные признаки феодального строя.

План занятия

1. Эволюция аллода.

2. Причины разорения крестьян.

3. Основные пути и способы втягивания крестьян в зависимость.

4. Иммунитет и его роль в процессе феодализации.

5. Политика Каролингов в отношении крестьян.

6. Итоги процесса феодализации.

Основная литература

1. История Европы. М., 1992. Т.2.

2. История крестьянства в Европе. М, 1985.1\1.

3. История средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и СП. Карпова. М, 1990. Т. 1

4. История средних веков / Под ред. СП.Карпова. М., 1998. Т. 1

5. Практикум по истории средних веков / Сост. МЛ. Абрамсон, СА. Сливко, М.М. Фрейденберг. М.,1981. Вып. 1.

6. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. СД. Сказкина. М., 1961. Т. 1.

Дополнительная литература

1. Грацианский Н.Л. Из социально-экономической истории средневеко­вья: Сб. статей. М., 1960.

2. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Запад­ной Европе. М. 1963.

3. Мильская Л.Т. Светская вотчина в Германии в VIII — XII вв. и ее роль взакрепощении крестьянства. М, 1957.

4. Неусыхин А.Л. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI — VIII вв. М., 1956.

5. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе V-ХУПвв.Л., 1990.

6. Сказкин СД. Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века II Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

7. Филиппов И.С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. Проблема становления феодализма. М, 2000.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Федеральное агентство общего и профессионального образования

(Рособразование)

Ярославский государственный университет

им. П. Г. Демидова

Кафедра всеобщей истории

Доклад

«Салическая правда» как исторический источник

Студент__________

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Гипотезы о времени и месте создания Салической правды…………………6

2. Салическая правда: язык, объем, структура, стиль и содержание…………12

3. Издания и переводы Салической правды……………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Приложение………………………………………………………………………18

Список использованных источников и литературы……………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Доклад посвящен анализу сборника варварских законов «Салическая правда» (Lex Salica), одного из важнейших исторических источников о жизни, деятельности, социальном и политическом устройстве салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе.

В основу данной работы в первую очередь легли труды отечественных исследователей-медиевистов. Среди них можно отметить статью Н. П. Грацианского под названием «Введение к изданию перевода Салической правды»1. В ней автор подробно останавливается на различных гипотезах датировки Правды и дает общую характеристику этого источника. Особое внимание уделяется данному памятнику в работе А. Д. Люблинской «Источниковедение истории средних веков»2, где преимущественно дается информация о его структуре и стиле. Интерес представляет также статья А. И. Неусыхина «Эволюция общественного строя варваров от ранних форм общины к возникновению индивидуального хозяйства»3, в которой Салическая правда рассматривается как источник для изучения социально-хозяйственной сферы жизни франков.

Среди зарубежной историографии можно отметить труд бельгийского исследователя А. Пиренна «Средневековые города Бельгии»4, в котором даются важные сведения о границах франкской колонизации.

Таким образом, при опоре преимущественно на указанные исследовательские труды, в этой работе предполагается рассмотреть как внешние характеристики источника, так и его содержание. Среди интересующих нас вопросов можно выделить следующие. Во-первых, время и место создания памятника, его структура, язык оригинала и стиль. Во-вторых, степень ценности данного источника при изучении различных сторон жизни франков.

1. ГИПОТЕЗЫ О ВРЕМЕНЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ

Прежде чем говорить о датировке и локализации «Салической правды» необходимо выяснить, кто такие салические франки и где они обитали при Хлодвиге и ранее.

В исторических памятниках франки начинают фигурировать лишь с 242 г. н. э., когда незначительный их отряд совершил вторжение в Галлию и был наголову разбит трибуном Аврелианом. По-видимому, как в это, так и в последующее время, название «франки» не употреблялось в смысле этнического термина, а прилагалось к большинству западногерманских народностей. Многие полагают, что франки – это конфедерация зарейнских германцев, направленная против Рима, в целях завоевания его территории. Существует и другая версия, согласно которой название «франки» — простой эпитет, указывающий или на бродячий образ жизни германских народностей и отдельных отрядов воинов (wang, wrang) или на их отвагу (frak, ferax).5

III – IV столетия ознаменовались постоянными натисками варваров-франков на территорию Римской империи. Будучи сами теснимы сильными соседями с севера и востока и ощущая потребность в новых местах для поселения, франки не могли оставаться спокойными. Они массами врываются на территорию Северной Галлии. Даже блистательные победы римлян не приводили к желанным результатам, так как на место истребленных варваров тот час же приходили другие. В конце концов, римлянам пришлось пойти на компромисс, допустив поселение на территории Галлии целых франкских племен в качестве подданных и союзников императоров. Салийцы были первыми из франков, получивших разрешение осесть в пределах империи. К IV в. н. э. они заняли северо-западный угол Галлии с частью Токсандрии, т.е. область до нижней Шельды, и простирали свои владения по морскому берегу до северной оконечности Батавского острова.6

Существует мнение, что салические франки пришли в эту местность с юго-восточного побережья Флавиевого озера (Зюдерзее) из области, известной под именем Salland. Однако ни один исторический источник не содержит сведений о том, что салические франки когда-либо проживали там. Напротив, известно доподлинно, что с III в. Salland была во владении хамавов, вошедших затем в состав так называемых рипуарских франков.

Стоит оставить также и прежнее производство наименования салийцы от протекающей по данной местности реки Sala (позднейшая Иссель), так как нет никаких подтверждений, что река Иссель носила когда-либо такое название.

Грацианский Н. П. полагает, что предки салических франков – старинные союзники римлян – батавы. При таком разрешении вопроса их родиной следует считать не Salland, а Батавский остров. Это сравнительно небольшая полоса земли в устьях Рейна, представляющая собой форму правильного треугольника. Племена, населяющие Батавский остров, распространились по морскому берегу до Шельды и получили наименование салических, т.е. приморских, франков, от кельтского слова sal, sale, saile, что означает море.

Но каково бы ни было происхождение салических франков, важен факт, что уже к половине IV в. они твердо осели на римской территории. Салийцы отдались в подданство Римской империи и обязались защищать ее территорию от вторжения неприятелей. Впрочем, у них сохранились свои племенные короли, которые, может быть, и назначались с согласия императора, однако не всегда были покорны императорскому правительству.

В 481 г. к власти приходит Хлодвиг, который заложил крепкие начала могуществу франкского государства. В 485 г. он напал на Суассонского наместника – римлянина Сиагрия, разбил его на голову и в медленном движении на юг захватил всю страну до Луары.

С неменьшим успехом Хлодвиг действовал и на севере, где сумел подчинить своей власти тюрингов и алеманов. В 496 г. Хлодвиг со всем народом принял крещение. В 508 г. он совершенно изгоняет вестготов из Галлии, а через год покоряет франков рипуарских. Истребив всех своих родственников, он стал единодержавным властителем Галлии, за исключением Бургундии, король которой, Гундобальд, сумел отстоять свою независимость. Кроме того, Хлодвиг возводится в звание римского консула, тем самым юридически закрепляя за своим народом то положение, которого он добился оружием. Скончался Хлодвиг в 511 г., оставив наследникам могучее франкское королевство, созданное непрерывными двадцатилетними войнами.

Возвращаясь к вопросу о времени составления «Салической правды», обратимся к ее, так называемым, прологам, из которых первый обыкновенно считают древнейшим, относя его возникновение ко второй половине VI в.. Народная традиция, записанная в первом прологе, повествует, что франки редактировали свою Правду еще во времена язычества и что редакция была произведена выборными старшинами в количестве четырех человек: «Когда еще держался варварства (народ франков), по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение»7. Позднее при королях Хлодвиге, Хильдеберте и Хлотаре, как говорится в этом же прологе, «все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большей ясностью»8.

Другой, менее длинный и более поздний пролог, прямо говорит, что вышеназванные четыре мужа жили «в селах, которые за Рейном»9. Если принимать эти сведения на веру, то время редакции правды нужно относить к эпохе, когда салические франки еще не появились на территории Галлии и когда у них в полной силе господствовали народные собрания. Однако содержание самого памятника решительно противоречит этой народной традиции, поэтому достоверность ее обычно оспаривается – одними исследователями целиком, другими в частностях. Так в титуле XLVII «о розыске» (de filtortis) территория действия правды определяется двумя границами: Угольным лесом на севере и рекою Луара на юге.10 Угольным лесом назывался густой лес, тянувшийся от берегов Шельды до сланцевых возвышенностей Ардени.11 Т.е. и тот и другой географические указатели стоит искать на территории Галлии. На основании этого все исследователи Правды приходят к единогласному выводу, что ее редакция не могла совершиться ранее второй половины IV в., т.е. ранее появления франков на территории Галлии. К тому же, как замечает Грацианский Н. П., не только отдельные выражения, но и все содержание Правды не может быть приложимо к быту беспорядочного германского общества III или начала IV столетия.12

И все-таки по вопросу о времени и месте редакции Правды существуют непримиримые разногласия. Так исследователи Вайц и Фальбек относят ее возникновение к началу V в. – времени правления Хлойо (428 – 448).13 Другие ученые считают временем ее появления правление Хлодвига. Из последних часть склонна допускать возникновение Правды до принятия Хлодвигом христианства, а часть – уже после крещения. Наконец, в последнее время находит все больших и больших сторонников версия о более позднем времени возникновения этого документа (от VI до VIII столетия).

Наиболее правдоподобной все же выглядит версия о создании этого памятника во времена правления Хлодвига. Уже сам факт редакции Правды говорит за то, что салические франки в эпоху этой редакции заняли важное положение среди германцев и римлян, почему и нуждались в более прочном устройстве своей государственной жизни. А это случилось не ранее правления Хлодвига, так как еще при его предшественнике Хильдерике римляне неоднократно распоряжались судьбами салийцев по собственному усмотрению.14

Далее, в Правде красной нитью проглядывает верховенство короля и его королевских приближенных (I, LVI), а Хлодвиг был первым из Меровингов, кто крепко держал в своих руках бразды государственного управления и не признавал ничьей власти рядом со своею на протяжении громадной территории.

Сильнейшими обстоятельствами, подтверждающими невозможность возникновения правды ранее правления Хлодвига, служат усвоение франками латинского языка и своеобразная монетная единица. Латинский текст памятника варварского законодательства указывает на то, что франки успели войти в тесные отношения с гало-римлянами. А это прямо намекает на распространение франкского владычества, по крайней мере, до Луары. Далее, монетная единица, принятая в Салической правде, отличается от той, что была при Хильдерике (золотой солид был равен тогда 24 серебряным денариям (dinarios), тогда как в Правде 40 денариям). Кроме того, о составлении Правды во времена правления Хлодвига свидетельствует и эпилог документа: «Первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го»15.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие заключения:

1) Салическая правда как частичная запись обычаев салических франков была редактирована по почину верховной власти со слов старейших представителей племени.

2) Место возникновения Правды – объединенное франкское королевство, распространившееся за Луару.

3) Время редакции Правды – годы правления Хлодвига.

2. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ЯЗЫК, ОБЪЕМ, СТРУКТУРА, СТИЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ.

Первоначальный текст Салической правды, или Салического закона (Lex Salica) до наших дней не дошел. Сохранившиеся редакции уже носят компилятивный характер и являются сокращенными или же расширенными обработками исчезнувшего древнего текста. Было предпринято несколько попыток реконструировать утраченный оригинал, но все они являются спорными.

Добавить комментарий

Закрыть меню