Анализ основных показателей деятельности

Глава 1. Теоретические основы анализа основных экономических показателей предприятия

Введение………………………………………….………………………………..5

Глава 1. Теоретические основы анализа основных экономических показателей предприятия………………………………….…………………….7

1.1. Понятие, содержание, задачи и принципы анализа показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятия……8

1.2. Методики и показатели анализа показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятия…………………………………11

1.3. Анализ имущественного положения и структуры капитала предприятия………………………………………………………………………15

1.4. Анализ производственной деятельности предприятия………………..17

1.5. Анализ кадрового потенциала предприятия……………………………..21

1.6. Анализ финансового состояния предприятия……………………………24

1.7. Комплексный анализ бизнес — среды предприятия……………………32

Глава 2. Анализ экономических показателей ФБУ ИК — 5………..………..38

2.1. Характеристика исследуемого предприятия……………………………..39

2.2. Анализ результатов финансовой деятельности предприятия…………44

2.3. Анализ финансового состояния предприятия ФБУ ИК-5…………….48

2.4. Анализ показателей хозяйственной деятельности ФБУ ИК-5…….59

Заключение…………………………………………………………………….…62

Библиографический список……………………………………………………..65

Приложения……………………………………………………………….……..67

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию.

Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Здесь решаются вопросы наиболее экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление — менеджмент.


Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается в немалой степени его финансовым состоянием.

Финансовая деятельность предприятия может быть охарактеризована различными показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).

Основным звеном в функционировании и развитии предприятия является управление. Главной задачей управления является проведение диагностирование финансового состояния предприятия. Именно диагностирование предприятий находится на низком уровне. Одной из главных причин этого является нежелание самих руководителей проводить комплексный финансовый анализ, используя научные методы, выработанные за последние годы учеными.

Таким образом, тема анализа основных экономических показателей предприятия является на сегодняшний день актуальной.

Цель данной работы — комплексный анализ основных экономических показателей предприятия ФБУ ИК – 5 и на его основе подготовка выводов и предложений относительно стратегического положения предприятия на рынке.

Задачи работы:

— провести анализ результатов финансовой деятельности предприятия;

— провести анализ финансового состояния ФБУ ИК – 5;

— рассчитать прогноз показателей финансовой деятельности ФБУ ИК – 5.

Основанием для написания работы послужили труды Кондратьева Н.Д., Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С., Ковалева В.В., Гиляровской Л.Т.

Объектом исследования является ФБУ ИК – 5.

Предметом исследования работы является экономическая деятельность предприятия.

Глава 1. Теоретические основы анализа основных экономических показателей предприятия

1.1. Понятие, содержание, задачи и принципы анализа показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятия

Анализ показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятия представляет собой комплексное исследование действия внешних и внутренних факторов, рыночных и производственных факторов на количество и качество произведенной предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывает возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро — и микро экономики, технологии, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание аналитического анализа, статистики и эконометрики.

В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Основное направление анализа: от сложного комплекса — к составляющим его элементам, от результата — к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл этого принципа совершенно очевиден; сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.

Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу.

Во-первых, необходимо составить достаточно четкую программу анализа коммерческой деятельности предприятия, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей, требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных экспертизы материалов, предоставленных экспертом для анализа.

Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравнивают. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение — только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.

В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющую экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была видна роль каждого из них и не создавалась впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую, вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику её построения.

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей.

Основная цель проведения анализа — повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: анализ результатов работы за прошедшие годы; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.

В процессе достижения основной цели анализа деятельности предприятия решаются следующие задачи:

¨ определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

¨ повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

¨ объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции, работ, услуг;

¨ определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

¨ прогнозирование результатов хозяйствования;

¨ подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур оценки деятельности предприятия. Содержательная сторона анализа деятельности предприятия включает следующие элементы (процедуры):

¨ постановка и уяснение конкретных задач анализа;

¨ установление причинно — следственных связей;

¨ определение показателей и методов их оценки;

¨ выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

¨ выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

1.2. Методики и показатели анализа показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности предприятия

Для анализа показателей эффективности финансово — хозяйственной деятельности используется система показателей (абсолютные, относительные, структурные, приростные), причем, с одной стороны, дается оценка показателей состояния финансов на предприятии, а с другой — успешного их применения. В первом случае речь идет о показателях, характеризующих состояние авансированного капитала (структура имущества, оборот капитала, формы амортизации), структуры привлекаемого капитала (структуры вложений, доля самофинансирования), ликвидность финансов. При этом используют следующие соотношения:

¨ собственных и заемных средств;

¨ привлеченных средств к общей сумме;

¨ собственных средств к общей сумме;

¨ суммы начисленного износа к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов (коэффициент высвобождения авансированных средств);

¨ неиспользованной части амортизационного фонда к первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов;

¨ стоимости основных средств и нематериальных активов к стоимости общего имущества;

¨ стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств к стоимости всего имущества.

Во втором случае для анализа результативности финансовой деятельности используют показатели структуры прибыли и затрат, рентабельности капитала, Оценка эффективности производственной деятельности основывается на анализе отчета о прибылях и убытках. С этой целью производится так называемый вертикальный анализ данного отчета, смысл которого состоит в вычислении процентного соотношения между статьями затрат и валовой выручки после осуществления всех выплат с выручки (налом с продаж, скидки и так далее). Различные варианты соотношений затрат и валового дохода позволяют судить о степени эффективности производственной деятельности в разных условиях ее ведения. Для характеристики и оценки результативности текущей производительной деятельности применяется ряд показателей.

Важнейшими из них являются: объем товарной продукции, уровень издержек производства, качество продукции, производительность труда.

Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности, ее возможности и вычисляется по формуле №1:

Qt=Pn*N, (1)

Где Qt — объем товарной продукции (руб.);

Р n- цены предприятия одной единицы продукции (руб./шт. кг);

N — количество единиц готовой продукции (шт., т.).

Уровень издержек производства определяется степенью использования производственной базы, уровнем прогрессивности организации производства и труда, его технической оснащенности. Снижение уровня издержек производства является важнейшим условием повышения конкурентоспособности продукции и получение большей прибыли.

При оценке уровня издержек производства необходимо иметь в виду, что измерить данный показатель довольно сложно. Это связано, прежде всего, с тем, что в область его измерения входят расходы на сырье и материалы, топливо, рабочую силу, амортизацию и многое другое, которое определяется по-разному. Важным показателем, эффективности работы производственных служб является количество выпускаемой продукции. Ведь рост качества продукции — одно из условий повышения цены изделия, что ведет к увеличению дохода, и повышения его конкурентоспособности. Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень результативности производственной деятельности, является производительность труда, увеличение которой ведет к снижению издержек производства, а главное — способствует достижению запланированного выпуска продукции при минимуме затрат на их производство.

В текущей производственной деятельности значительная роль принадлежит и большой группе технико-экономических показателей. Они характеризуют технико-экономическое и организационное состояние производства на определенный момент времени. Кроме того, важны и такие показатели, как уровень использования, степень механизации и автоматизации производства, прогрессивности технологии и организации труда, квалификации кадров. Сложность их использования состоит в определении степени влияния каждого из них и всех вместе на уровень экономического состояния предприятия в целом.

Показатели оценки результатов коммерческой деятельности. Основным показателем здесь является объем продаж, который определяется по формуле №2:

Q=P*N (2),

где Q — объем продаж (руб.);

Р — рыночная цена за единицу товара (руб./шт.);

N- количество единиц готовой продукции (шт./т.).

Проблема измерения данного показателя состоит в том, что он подвержен сильному влиянию инфляционных процессов, поэтому очень важно сделать правильный выбор периода, за который он подсчитывается (неделя, месяц, квартал, год). При выборе длительного периода его рассчитывают, как правило, в неизменных ценах, а для нужд бухгалтерского учета и текущего планирования в текущих. Однако показатель результативности применяется не только для оценки результативности. В США, например, по нему судят степени значимости компании на рынке данного товара. С этой целью там ежегодно публикуется информация об объемах продаж у 1000 крупнейших компаний.

В оптовой и розничной торговле в соответствии с указанным показателем осуществляется стимулирование труда. Уровень организации работы коммерческих служб характеризуют также и другие важные показатели:

1) Рентабельность продаж (Кпр), определяется по формуле №3:

Кпр = Мч/Q * 100 % (3),

где Мч — чистая прибыль (руб.);

Q — объем продаж (руб.).

Рентабельность продаж характеризует величину прибыли, приносимую каждым рублем, полученным от продажи продукции, а, следовательно, отражает эффективность работы коммерческих служб.

2) Коэффициент оборачиваемости активов (Коа), рассчитывается по формуле №4:

Коа = Q/Acp (4),

где Q — объем продаж (руб.);

Аср — средняя величина текущих активов.

Этот коэффициент показывает, сколько активов необходимо использовать для получения каждого рубля от продажи продукции. В оценке потенциала предприятия используется также группа дополнительных показателей, позволяющих судить об эффективности различных ее сторон. К ним относятся: доля на рынке товаров продукции, производимый предприятием; объем товаров, продаваемых в кредит; процент возврата товаров; затрата на единицу реализованных товаров; количество каналов сбыта по объему продаж и так далее.

Поиск Лекций

Анализ основных показателей деятельности предприятия

Введение

С целью закрепления и расширения теоретических и практических знаний, приобретения более глубоких практических навыков по специальности проведена производственная практика в ТОО «SunRise Technology» с 5 декабря 2016 г. по 16 января 2017 г. В процессе прохождения практики изучена деятельность предприятия, проведен анализ важнейших показателей деятельности предприятия на основании изучения таких основных источников, как учетная политика предприятия, начисление заработной платы, хозяйственные договора, бухгалтерская отчетность и др.

При изучении основ учетной политики предприятия принимались во внимание формы бухгалтерского учета, степень автоматизации учетных работ. Изучая организацию труда на предприятии, проведено ознакомление со штатным расписанием, должностными инструкциями, профессионально-квалификационным уровнем работников. Изучены формы и системы оплаты труда, порядок премирования, действующий на предприятии.

При анализе производственной программы предприятия учтены показатели объема производства, ассортимента, качества продукции. Особое внимание уделено таким факторам, как обеспеченность трудовыми ресурсами, предметами труда и эффективности их использования, технической оснащенности предприятия и рациональности использования основных средств.

Проведен анализ затрат на производство, себестоимости продукции, ценовой политики. Сделаны выводы для принятия управленческих решений. Изучен порядок расчета и уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты: республиканский областной и местный. В процессе прохождения производственной практики были получены следующие навыки: самостоятельная работа с учредительными документами; уставом организации, учредительным договором; изучение таких основных источников информации, как хозяйственные договора, договора поставки продукции, нормативно-справочные материалы и др. Для изучения организации бухгалтерского учета на ТОО «SunRise Technology» использовались кредитные соглашения, различная бухгалтерская отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Дана общая оценка финансового состояния предприятия: платежеспособности, устойчивости, оборачиваемости средств. Даны рекомендации по использованию результатов оценки в управлении предприятием.

Общая характеристика хозяйственной деятельности предприятия

ТОО «SunRise Technology» основана и учреждена по решению учредителей, в феврале 2015 года.

Задолженности перед работниками предприятия по оплате труда нет.

Задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды нет.

Состав работников представлен в составе сертифицированных специалистов высокой квалификации имеющих опыт работы.

Основной вид деятельности – оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой- либо конкретизации.

На предприятии организована служба охраны труда и техники безопасности. Службой охраны труда производятся первичный и плановый инструктаж по технике безопасности при работе на всех участках, что обеспечивает безопасность жизни работников.

История развития предприятия

ТОО «SunRise Technology» основано в 2015 г. Форма собственности – частная.

Местонахождение офиса ТОО «SunRise Technology»: Республика Казахстан, город Алматы, улица Шолохова, дом 17/7.

Согласно уставу основными видами деятельности являются оказание оптовой торговли широким ассортиментом товаров без какой- либо конкретизации.

Целью ТОО «SunRise Technology» является извлечение дохода от основной деятельности и использование его в интересах учредителей ТОО.

ТОО «SunRise Technology» имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютные счета, печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках.

Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции (должностными лицами), являются:

– исполнительный директор ТОО «SunRise Technology»;

– заместитель директора.

Анализ основных показателей деятельности предприятия

В условиях рыночной экономики руководство предприятия при ответственном отношении к финансово-хозяйственной деятельности предприятия четко представляют за счет каких источников ресурсов осуществляется производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Значимость финансовых ресурсов с помощью, которых осуществляется формирование производственного потенциала предприятия приобретает особую значимость, поэтому анализ наличия источников формирования и размещения капитала, а также анализ хозяйственной деятельности имеют исключительно важное значение. Основными источниками информации для анализа служат бухгалтерский баланс, отчеты: о прибылях и убытках, о движении денежных средств, о движении капитала, о наличии и движении основных средств, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия является: доход (выручка) от реализации продукции, работ, услуг, т.е. денежные поступления за конкретный период на расчетный счет или в кассу предприятия за реализованную или отгруженную продукцию. В процессе работы у предприятия могут возникать доходы от неосновной деятельности. К таким доходам относятся: доходы от реализации нематериальных активов; доходы от реализации основных средств и прочие доходы, несвязанные с основным видом деятельности.

К расходам относятся: затраты на приобретение продукции, себестоимость продукции (работ, услуг); общие и административные расходы предприятия; расходы по реализации; расходы по процентам.

Разница между суммами доходов и расходов, образует либо прибыль, либо убыток финансово – хозяйственной деятельности предприятия.

Основными факторами, влияющими на доход от реализации, является спрос, формируемый на рынке на данный вид продукции, а также экономичность и компактность предприятия, позволяющие уменьшить затраты на реализуемую продукцию. Немаловажным фактором при достаточно устойчивом спросе, является состояние ликвидности и платежеспособности предприятия и то, насколько оно позволит удовлетворить сформировавшийся уровень спроса на рынке.

Динамика основных экономических показателей деятельности

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Предприятия за период с 2010-2012 гг

Экономический анализ является непременным условием рационального управления деятельностью предприятия. Его результаты используются для регулирования и оптимизации хозяйственных процессов в организациях на основе выявления и мобилизации резервов повышения эффективности производства, своевременного контроля над выполнением планов и договорных обязательств.

Экономический анализ базируется на системе экономической информа­ция, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. В основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.

Динамика экономических показателей деятельности ООО «белла-Дон» за 2010-2012 гг представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Динамика экономических показателей деятельности

ООО «белла-Дон»

Показатель 2010 г 2011 г 2012 г Абсолютное отклонение, +/- Темп роста, %
Выручка от реализации, тыс руб 41995,0 61097,4 74538,0 32543,0 177,5
Затраты и расходы, тыс. руб 29873,3 45487,0 57638,0 27764,7 192,9
Операционная прибыль, тыс. руб 12121,7 15610,0 16899,0 4777,3 139,4
Затраты на 1 руб оказанных услуг, коп/коп 0,71 0,74 0,77 0,06 108,4
Рентабельность услуг, % 72,5
Среднесписочная численность, чел 103,6
Фонд оплаты труда, 114379,2 142607,4 169542,7 55163,5 148,2
Среднемесячная заработная плата, тыс.

руб/ мес

15600,0 19450,0 22320,0 6720,0 143,1
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 12254,0 15765,5 22543,3 10289,3 183,9
Производительность труда, тыс. руб/чел 68,73 99,99 117,7 49,02 171,2
Фондоотдача, руб/руб 3,42 3,87 3,31 -0,11 96,8
Фондоемкость, руб/руб 0,29 0,26 0,3 0,01 104,2

В 2012 г затраты на работы ООО «Юг-Электромонтаж» составили 57638 тыс. руб, что на 92,9 % выше показателя 2009 г (29873,3 тыс. руб).

Среднесписочная численность компании увеличивается из года в год. Ее динамика увеличилась за период с 2010 по 2012 г на 22 чел или 3,6 .

Увеличение численности привело к увеличению производительности труда с 68,73 тыс. руб/чел в 2010 г до 117,7 тыс.руб/чел в 2012 г. Повышение производительности труда в первую очередь связано с применением на предприятии системы технологического обучения, которая направлена на развитие ключевых компетенций специалистов Компании. Планируя свое развитие, ООО «белла-Дон» стремится к привлече­нию молодых талантливых сотрудников. Компания уже сегодня заботится о тех, кто придет на работу через пять-десять лет.

Общие положения о службе маркетинга предприятия

Служба маркетинга предприятия, в организационной структуре представ-лена как специальная часть, является самостоятельным структурным подраз-делением предприятия и подчиняется непосредственно генеральному директору. Служба возглавляется начальником службы или заместителем директора по маркетингу. Начальник отдела назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора по представлению заместителя директора по финансам и экономическим вопросам. На должность начальника службы маркетинга назначаются лица с высшим экономическим или инженерно-экономическим образованием и стажем работы по специальности не менее

5 лет.

Служба в своей работе руководствуется законодательными актами РФ, методическими, нормативными и другими руководящими материалами по организации маркетинга, реализации готовой продукции, приказами и распоряжениями руководства предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка и положением об отделе маркетинга и сбыта.

Структуру и штаты службы маркетинга утверждает генеральный директор предприятия с учетом объёмов работы и особенностей производства.

В состав службы маркетинга входят специалисты по маркетингу, товароведы, экономисты по сбыту (общая численность отдела равна 7 человек).

Среди основных задач службы выделяется следующее:

— управление развитием предприятия как процесса поддержания соответствия между целями и потенциальными возможностями предприятия;

— наблюдение и управление текущей проектно-изыскательской деятельностью предприятия.

Выделяют следующие функции маркетинговой службы:

— осуществление перспективного планирования роста предприятия на основе выработки программы развития, анализа рентабельности отдельных видов деятельности, а также стратегического контроля за деятельностью предприятия;

— обеспечение современного мирового уровня подготавливаемых и реализуемых на предприятии технологических и проектных решений с целью повышения прибыльности основного производства;

— текущее планирование маркетинга по отдельным видов деятельности;

— анализ конкурентоспособности выпускаемой конечной продукции предприятия;

— разработка стратегии рекламы, программы рекламной компании и ее осуществление;

— организация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах; подготовка необходимых документов и материалов, показ продукции в действии; организация других мероприятий по формированию потребительского спроса на выпускаемую предприятием продукцию;

— участие в подготовке перспективных и краткосрочных планов реализации, согласование условий и заключение договоров;

— участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий потребителей и подготовке ответов на заявленные иски, а также претензий потребителей при нарушении ими условий договоров;

— участие в определении себестоимости новых видов продукции и разработка мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции;

— подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции

Исполнение функций генерального разработчика научно-технической документации и контроля за ее исполнением в рамках авторского надзора, постоянного мониторинга и аудиторской оценки состояния работ.

Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия. В первую очередь маркетинговая служба находится в непосредственной взаимосвязи с руководством предприятия.

От руководства поступают различные приказы, распоряжения, указания, инструкции, утвержденный план по маркетингу, указания об устранении недостатков в организации. В свою очередь служба маркетинга обязана постоянно предоставлять руководству оперативную информацию об уровне спроса, состоянии рынка, конкурентах, заказчиках и т. д.

Отдел кадров предоставляет службе маркетинга копии приказов, связанные с приемом, увольнением работников и с вопросами трудовой деятельности. Сообщает об изменениях внутреннего распорядка. Служба маркетинга предоставляет отделу кадров предложения к планам потребности предприятия в специалистах с высшим и средним образованием, график ежегодных отпусков работников отдела и т. д.

От бухгалтерии и финотдела в службу маркетинга постоянно поступают сведения о платежеспособности заказчиков, сведения о поступлении денежных средств от них, сведения о расходовании средств на проведение маркетинговых мероприятий, финансовые условия для крупных сделок, утвержденные основные уступки в цене и т. д.

От планово-экономического служба маркетинга получает план производства проектов, сведения об уровне себестоимости, рентабельности и прибыльности..

Юрисконсульт предоставляет службе маркетинга завизированные проекты договоров, а также решения арбитражных органов, принятые в отношение неплатежеспособности заказчиков, сведения о заключенных договорах на поставку сырья, стройматериалов, о ценах и условиях поставок, сведения об отказе по договорам на поставку.

Главное условие эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной среды – устойчивость его экономики. Для каждого предприятия является внутренняя, финансовая и общая устойчивость. Внутренняя устойчивость достигается при таком состоянии экономики предприятия, который обеспечивает достаточно высокий финансовый результат его деятельности. Финансовая устойчивость достигается за стабильного превышения доходов над расходами, свободного маневрирования денежными средствами и устойчивого экономического роста. Общая устойчивость характеризуется положительным сальдо чистого денежного потока (превышением положительного денежного потока над отрицательным).

Финансовая устойчивость определяется рациональной обеспеченностью потребностей любого объекта финансовыми ресурсами для эффективной деятельности в рыночных условиях .

Для анализа финансовой устойчивости и рентабельности компании используем данные финансовой отчетности за 2011-2013 годы, которые представлены в виде формы 1 – «Баланс» и формы 2 – «Отчет о финансовых результатах» (Приложения А, Б, В, Г, Д, Е).

В магистеркой работе будут использоваться следующие показатели финансовой устойчивости:

1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) характеризует долю собственного капитала в общей стоимости авансированного капитала предприятия и рассчитывается по формуле:

, (2.1)

где Ка – коэффициент автономии (финансовой независимости);

СК – собственный капитал;

К – итог баланса.

Чем больше доля собственного капитала, тем больше возможность преодолеть неблагоприятные ситуации финансового обеспечения хозяйственной деятельности. Минимальное критическое значение этого коэффициента – 0,5. Оно свидетельствует о том, что при таких обстоятельствах любой субъект может все свои обязательства покрыть за счет собственных источников. Значит компания «Конти» зависит от внешних займов и кредиторов, так как показатели коэффициента автономии всех лет равняются 0,4, что меньше 0,5, т.е. оптимального значения.

2. Коэффициент маневрирования собственного капитала характеризует степень мобильности собственного капитала относительно возможного свободного маневрирования ним и рассчитывается по формуле:

, (2.2)

где Км – коэффициент маневрирования собственного капитала;

К – итог баланса;

СК – собственный капитал.

Чем больше значение этого коэффициента, тем лучше финансовое состояние, поскольку создаются лучшие возможности финансового обеспечения производственной и других видов деятельности, проведения расчетов с кредиторами. Минимальное критическое значение этого коэффициента – 0. Следовательно, анализируемое предприятие не использует собственный капитал для финансирования текущей деятельности, так как показатели коэффициента маневрирования собственным капиталом всех лет менее 0.


3. Коэффициент прогнозирования банкротства характеризует долю чистых оборотных средств в общей сумме активов баланса.

Рассчитывается по формуле:

, (2.3)

где Кб – коэффициент прогнозирования банкротства;

ОА – оборотные активы;

РБП – расходы будущих периодов;

ДБП – доходы будущих периодов;

ТО – текущие обязательства;

К – итог баланса.

В динамике коэффициент прогнозирования банкротства показывает возможность банкротства. Можно предположить, что данное предприятие может стать банкротом, так как коэффициент прогнозирования банкротства снижается к 2013 году.

В краткосрочной перспективе критерием оценки финансового состояния предприятия выступает его ликвидность и платежеспособность. Термин «ликвидный» предусматривает беспрепятственное преобразование имущества в средства платежа. Чем меньше время, необходимое для преобразования отдельного вида активов, тем выше его ликвидность. Таким образом, ликвидность предприятия – это его способность превратить свои активы в денежные средства платежа для погашения краткосрочных обязательств .

В данной магистерской работе будут использоваться следующие показатели ликвидности:

1. Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства из наиболее легко реализуемой части активов – оборотных средств. Этот коэффициент дает наиболее общую оценку ликвидности активов. Поскольку текущие обязательства предприятия погашаются в основном за счет текущих активов, для обеспечения нормального уровня ликвидности необходимо, чтобы стоимость текущих активов превышала сумму текущих обязательств. Нормальным значением данного коэффициента считается 2 … 2,5, но не менее 2. Рассчитывается коэффициент текущей ликвидности по формуле:


, (2.4)

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

ОА – оборотные активы;

ТО – текущие обязательства.

Таким образом, у предприятия была возможность осуществить расчет по своим текущим обязательствам, реализовав текущие активы в 2011 и 2012 годах, так как коэффициент текущей ликвидности этих лет превышает 2, но в 2013 у компании не было такой возможности, так как данный коэффициент меньше 2.

2. Коэффициент быстрой ликвидности – показывает, какую часть текущих обязательств предприятие способно погасить за счет наиболее ликвидных оборотных средств – денежных средств и их эквивалентов, финансовых инвестиций и кредиторской задолженности. Теоретически значение коэффициента считается достаточным, если оно превышает 1 Рассчитывается коэффициент быстрой ликвидности по формуле:

, (2.5)

где Кбл – коэффициент быстрой ликвидности;

ОА – оборотные активы;

З – запасы;

ТО – текущие обязательства.

Можно сказать, что у данного предприятия была возможность погасить свои краткосрочные обязательства при условии получения от реальных дебиторов всей суммы задолженности в 2011 и 2012 годах, так как коэффициент быстрой ликвидности этих лет превышает 1, но в 2013 у компании не было такой возможности, так как этот же коэффициент меньше 1.

3.Коэффициент абсолютной ликвидности позволяет определить долю краткосрочных обязательств, что предприятие может погасить в ближайшее время, не дожидаясь оплаты дебиторской задолженности и реализации других активов. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

, (2.6)

где Кал – коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС – денежные средства;

ТФИ – текущие финансовые инвестиции;

ТО – текущие обязательства.

Следовательно, компания «Конти» имела возможность мгновенного удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам за счет высоколиквидных средств в 2011 и 2012 годах, потому что коэффициент абсолютной ликвидности этих годов равен 0,9, но в 2013 эта возможность уменьшилась, так как данный коэффициент равняется 0,3, но все же остается в пределах допустимой нормы. А оптимальное значенние данного коэффициента должно превышать 0,2.

Анализ финансового состояния – обязательная составляющая финансового менеджмента любой компании. Задача такого анализа – определить, какое наше состояние сегодня, какие параметры работы компании являются приемлемыми и их необходимо хранить на сложившемся уровне, которые являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. Иными словами, чтобы успешно двигаться дальше, компании необходимо знать, почему ее состояние ухудшилось и как исправить положение (какие рычаги задействовать наиболее эффективно) .

По данным рассчитанным выше вычислим следующие базисные отклонения:

— абсолютный прирост (или снижение) базисный;

— темпы роста (или снижение) базисные;

— темпы прироста (или снижение) базисные (см. Табл. 2.1).

Таблица 2.1

Анализ базисных отклонений показателей финансовой устойчивости и ликвидности компании «Конти»

Показатель Показатели по годам Абсолютный прирост (или снижение) Темпы роста (или снижение) Темпы прироста (или снижение)
2012/2011 2013/2011 2012/2011 2013/2011 2012/2011 2013/2011
Коэффициент автономии (финансовой независимости) 0,4 0,4 0,4
Коэффициент маневрирования собственным капиталом -1,7 -1,4 -1,8 0,3 -0,1 82,4 -1,1 -17,6 -101,1
Коэффициент прогнозирования банкротства 0,8 0,8 0,6 -0,2 -25
Коэффициент текущей ликвидности 3,1 3,3 0,2 -2,1 106,5 32,3 6,5 -67,7
Коэффициент быстрой ликвидности 2,7 0,9 0,3 -1,8 111,1 33,3 11,1 -66,7
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,9 0,9 0,3 -0,6 -73

Анализируя базисные отклонения данных коэфициентов стоит отметить, что в 2012 году компания имела более стойкое финансовое состояние, по сравнению с 2011 годом. Но в 2013 году финасовое состояние компании ухудшилось (по сравнению с 2011 годом), о чем свидетельствует отрицательное отклонения анализируемых показателей. Ухудшение финансового состояния предприятия это последствия негативного воздействия как внутренних, так и внешних факторов. Для дальнейшего улудшения финансового состояния руководству компании «Конти» необходимо предвидеть эти факторы, а значит, своевременно принять, соответствующие меры к их устранению или ослаблению.

В процессе анализа рассчитываются также показатели на основании которых оценивается прибыльность предприятия, поэтому в магистерской работе освещается рентабельность предприятия, которая неотъемлемо зависит от прибыли.

Рентабельность – это относительный показатель, то есть уровень прибыльности, которая измеряется в процентах. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсов или потокам .

В данной работе рассчитаем 3 показателя рентабельности:

1. Рентабельность деятедьности рассчитывается по формуле:

, (2.7)

где ЧП – чистая прибыль;

ЧД – чистый доход.

Таким образом, на предприятии в 2011 году 2% прибыли приходится на 100 грн от чистого дохода , в 2012 году – 8%, а в 2013 году – 16%.

2. Рентабельность активов находится по формуле:

, (2.8)

где ЧП – чистая прибыль;

К – итог баланса.

Значит, на исследуемом предприятии в 2011 году 2% прибыли приходится на 100 грн от авансового капитала, в 2012 году – 9%, а в 2013 году – 17%.

3. Рентабельность собственного капитала – по формуле:

, (2.9)

где ЧП – чистая прибыль;

СК – собственный капитал.

Можно сказать, что на данном предприятии в 2011 и 2012 годах был эффективно использован собственный капитал, потому что коэффициенты этих лет превышают 0, а в 2013 году собственный капитал был использован более эффективно, так как равен 45%.

По данным рассчитанным в формулах рентабельности деятельности, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала компании «Конти» за 2011, 2012 и 2013 года также вычислим базисные отклонения, среди которых:

— абсолютный прирост (или снижение) базисный;

— темпы прироста (или снижение) базисные;

— темпы роста (или снижение) базисные (см. Табл. 2.2).

Таблица 2.2

Анализ базисных отклонений показателей рентабельности компании «Конти»

Наименование показателя рентабельности Показатели по годам Абсолютный прирост (или снижение) Темпы роста (или снижение) Темпы прироста (или снижение)
2012/2011 2013/2011 2012/2011 2013/2011 2012/2011 2013/2011
— деятедьности
— активов
— собственного капитала 383,3 283,3

Таким образом, прослеживая динамику базисных отклонений компании «Конти» стоит отметить, что уровень прибыльности по всем трем показателям увеличился в 2012 и 2013 годах (по сравнению с 2011 годом), что свидетельствует о положительной тенденцией развития предприятия.

АО ПО «Конти» – второй по величине и самый быстрорастущий производитель кондитерских изделий в Украине. По итогам 2010 года занимает 12% рынка Украины и 4% рынка России в денежном выражении . И исходя из этих данных, кроме показателей финансовой устойчивости и рентабельности АО ПО «Конти», в данной магистерской работе целесообразно проанализировать динамику производства продукции за последние годы.

В подразделе работы 1.1 был описан широкий спектр кондитерских изделий «Конти», который включал вафли, шоколад, десерт, бисквит, печенье и карамель. На протяжении 2010 года компания «Конти» увеличило выпуск продукции на 8,4% до 238 тыс. тонн (Рис.2.1) .

Рис.2.1. Производство продукции АО ПО «Конти» с 2001 по 2013 год

Добавить комментарий

Закрыть меню