Аналитическая работа в ОВД

Введение

Тема данной работы: «аналитическая работа в органах внутренних дел».

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в практике анализ внутренне присущ и неотделим от управленческих функций руководителей в органах внутренних дел. Важная проблема оптимизации процессов формирования и совершен­ствования управленческих решений во многом может быть разрешена пу­тем своевременной подготовки руководителями качественной аналитико-прогностической информации о ближайшей и отдаленной перспективе условий успешной служебной деятельности исполнителей.

Цель данной работы заключается в всестороннем изучении аналитической работы в ОВД.

При написании работы автором были поставлены следующие задачи:

Во-первых, рассмотреть содержание, цели и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел

Во-вторых, проанализировать методику осуществления и направления аналитической работы в органах внутренних дел

В-третьих, изучить организационное обеспечение аналитической работы. Основные направления совершенствования аналитической работы в органах внутренних дел.

1. Содержание, цели и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел

В широком смысле слова «анализ» означает всестороннее рассмотрение, изучение, исследование чего-либо. Причем значение «исследование» подчер­кивает большую углубленность, обстоятельность и тщательность изучения1.

Под анализом в управлении в органах внутренних дел понимается иссле­дование руководителями с помощью методов логического мышления раз­личных характеристик тех либо иных служебных ситуаций — условий служебной деятельности исполнителей. При этом исследованию подвер­гаются не сами реальные условия, а информация о них, зафиксированная, как правило, в документах различного вида.

В традиционном понимании, как уже отмечалось, информация — это сообщения, т.е. совокупности сведений (данных), которые используются или в принципе могут быть использованы в интересах успешной служебной деятельности.

Необходимость в анализе обусловливается тем, что обычно посту­пающая к руководителям информация не всегда может быть использована в качестве непосредственного основания для формирования и совершенство­вания управленческих решений.

Наиболее важная качественная информация может, в частности, со­держаться: в директивных решениях высших органов государственной власти и управления; в нормативных и распорядительных решениях высше­го руководства органов безопасности; в документах других государствен­ных органов и общественных организаций. Близкие по качеству сведения могут быть получены от компетентных специалистов в различных сферах государственной и общественной деятельности. Однако объем такой каче­ственной информации, как правило, бывает незначительным.

К руководителям чаще всего поступает первичная информация, как иногда говорят специалисты, «в сыром виде». Она выглядит как масса раз­розненных и отрывочных, неполных и часто противоречивых сведений. Нередко эти сведения кажутся несвязанными и не имеющими, на первый взгляд, какого-либо отношения к ситуациям, представляющим интерес для руководителей.

Только в результате логической обработки они могут приобрести но­вое качество и превратиться в качественное основание для формирования и совершенствования управленческих решений. Эта вторичная так называе­мая аналитическая информация, т.е. информация, полученная путем аналитико-синтетической обработки первичных сведений, является информацией более высокого качества, т.к. она более глубоко, полно и верно характери­зует условия служебной деятельности исполнителей, отражает их суть и состояние, тенденции и перспективы развития. Однако получение такой информации возможно лишь при наличии у руководителей и обработке ими определенных объективно необходимых первичных сведений.

Практически же невозможно собрать и проанализировать информацию обо всех без исключения свойствах и связях условий служебной деятельно­сти исполнителей. Это даже и нецелесообразно. Гораздо важнее получить информацию о таких характеристиках тех или иных ситуаций, которая отражала бы их в целостности (в виде целостных систем). Как бы ни была убедительна полученная информация, но если она содержит отдельные разрозненные и бессистемные сведения, правильно оценить такую инфор­мацию с точки зрения ее служебной значимости, а тем более сделать на ее основе обоснованные выводы о наличии и состоянии тех или иных ситуа­ций руководителям не всегда возможно либо весьма затруднительно. Совершенно иначе будут выглядеть те же отрывочные сведения, если они изучаются в сопоставлении, в совокупности с другими сведениями в определенной системе.

Назначение анализа прежде всего в том и состоит, чтобы имеющиеся разрозненные сведения о тех или иных свойствах и связях условий служеб­ной деятельности исполнителей привести в логически обоснованные систе­мы, в которых каждые из них обрели бы свое объективно обусловленное место и на этой основе выявились бы их пространственно-временные и причинно-следственные зависимости. Это достигается путем систематиза­ции, группировки и обобщения отдельных сведений.

Таким образом, анализ представляет собой совокупность исследова­тельских действий руководителей по подготовке систематизированных предварительно оцененных сведений — качественной основы для будущих управленческих решений.

К сожалению, поступающая к руководителям ОВД первичная информация обычно характеризует прошлое либо в лучшем случае настоящее состояние различных служебных ситуаций, а сформулированные и усовершенство­ванные управленческие решения будут реализовываться исполнителями в более или менее отдаленной перспективе. И чем она отдаленней, тем боль­ше вероятность возникновения ошибок и несоответствий.

2. Общая методика осуществления направления аналитической работы в органах внутренних дел

Он должен выполняться ими перед началом этих действий, во время их реализации и после их за­вершения.

В соответствии с местом анализа по отношению к практическим дей­ствиям руководителей можно выделить следующие его разновидности:

1) предшествующий (предварительный) анализ;

2) сопутствующий («теку­щий») анализ;

3) последующий (итоговый) анализ.

Каждая из выделенных разновидностей анализа имеет свои преимуще­ства и недостатки.

Предшествующий анализ исключительно важен для руководителей, т.к. позволяет своевременно подготовиться к предстоящим действиям. Од­нако он не может быть очень точным, поскольку руководители имеют дело с тем, что еще не произошло, и неизвестно, как именно произойдет в дейст­вительности.

Анализ во время действий крайне необходим для руководителей, что­бы не сделать ошибочных шагов.

Однако он не может быть достаточно глубоким. Из-за недостатка времени он подчас выполняется почти молние­носно.

Анализ после действий, наоборот, может быть таким подробным и уг­лубленным, насколько позволяет ум руководителей Однако, к сожалению, он не в состоянии предотвратить многое из того, что уже произошло.

Иначе говоря, каждая из перечисленных выше разновидностей анализа по-своему несовершенна, но, образуя в единстве систему, они могут во многом помогать руководителям.

Практически руководители могут исследовать различные совокупно­сти условий служебной деятельности исполнителей в целом либо лишь отдельные из них. В зависимости от содержания изучаемых руководителя­ми служебных ситуаций можно выделить такие разновидности анализа:

1) общий (комплексный) анализ;

2) специальный (специализированный) ана­лиз;

3) частный (тематический) анализ.

Общий анализ предполагает изучение руководителями всех возмож­ных условий служебной деятельности исполнителей в целом, а специаль­ный — либо всех «организационных», либо всех «ресурсных», либо всех «процессуальных» условий. Частный анализ позволяет руководителям изу­чать отдельные из различных возможных условий служебной деятельности исполнителей- либо отдельные «организационные», либо отдельные «ре­сурсные», либо отдельные «процессуальные».

Выбор руководителями общей, специальной или частной разновидно­стей анализа предопределяется потребностями в тех либо иных видах управленческих решений.

Еще три разновидности анализа занимают важное место в информаци­онной деятельности руководителей в органах внутренних дел:

1) ретроспек­тивный анализ (анализ прошлого);

2) современный анализ (анализ совре­менного);

3) прогностический анализ (анализ будущего)

Ретроспективный анализ выполняется руководителями прежде всего в интересах отчетной оценки проделанных действий, их эффективности, а также при необходимости в ходе специального изучения истории возникно­вения и разрешения тех или иных проблем.

Современный анализ характеризуется тем, что полученные в ходе его выполнения промежуточные результаты — обобщенные выводы содержат информацию о современном состоянии изучаемых служебных ситуаций.

Прогностический анализ отличается от двух предшествующих разно­видностей тем, что не только полученные в процессе его осуществления конечные результаты — рекомендации (предложения), но и обобщенные выводы имеют прогностический характер.

Результаты прогностического анализа (прогнозы) могут содержать информацию двух видов: во-первых, сведения о будущем состоянии реаль­но существующих служебных ситуаций и, во-вторых, сведения о будущем состоянии потенциальных ситуаций, которые в момент анализа реально не существуют, но могут либо должны возникнуть в будущем.

Прогностический анализ является наиболее сложной для руководите­лей разновидностью и представляет наибольший интерес для практики формирования и совершенствования управленческих решений.

И, наконец, в зависимости от практических потребностей служебные ситуации могут изучаться в масштабах либо органов безопасности в целом, либо региональных органов безопасности, либо их отдельных подразделе­ний, либо отдельных первичных организационных звеньев.

Вопрос 1. Понятие, задачи и принципы аналитической работы в органах внутренних дел.

Анализ как метод познания свойствен любой практической деятель­ности человека. В качестве научного метода исследования анализ заключа­ется в мысленном или реальном расчленении объекта исследования на со­ставные части, элементы. То есть это приём упрощения изучаемого явле­ния либо объекта, в результате чего собирается информация об отдельных элементах, которая и подвергается анализу для получения представления об объекте в целом.

Некоторая совокупность информации об отдельных элементах изучаемого явления может быть получена эмпирически (путём наблюдения, эксперимента) либо может быть дана в отношении уже из­вестных элементов. Таким образом, анализ связан с получением информа­ции и преобразованием её в знание.

В данном упрощённом виде метод анализа применяется практически всем оперативно-начальствующим составом органа внутренних дел. Лю­бой сотрудник, от постового полицейского до начальника органа, собирает информацию в отношении участка свой деятельности, подвергает её ана­лизу и предпринимает необходимые действия, меры, принимает решения.

Аналитическая работа как вид оперативно-служебной деятель­ности — это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительной информации, необходимой для осуществления про­цессов управления в органах внутренних дел.

В наиболее общем виде правовой статус аналитической работы за­креплен в таких основополагающих документах, как законы Российской Федерации «О полиции» и «Об оперативно-разыскной деятельности». Кроме того, аналитической работе посвящено значительное число подза­конных нормативных актов МВД России как общего, так и специального характера.

Субъектами аналитической работы в ОВД являются:

Уполномоченные должностные лица: руководители органов внутренних дел, их заместители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методических подразделений.

2. Структурные подразделения, в функции которых входит анали­тическая работа: организационно-инспекторские службы, штабы, инфор­мационные центры, отраслевые организационно-методические подразде­ления, дежурные части, кадры и некоторые другие.

Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также ко­ординации аналитической работы отраслевых служб в её проведении воз­ложены на штабы (организационно-инспекторские подразделения) МВД, ГУМВД, УМВД.

Совершенствование информационно-аналитической работы в овд

Талхигова Лариса Абдрахмановна, старший инспектор штаба МВД по Чеченской Республике.

Информационно-аналитическая работа является одним из важных направлений в практической деятельности органов внутренних дел. От ее уровня, конкретного содержания и направленности в значительной степени зависит успешное выполнение поставленных задач по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью на обслуживаемой территории.

Ключевые слова: информационно-аналитическая работа, оперативная обстановка, информация, функции, факторы, положительный опыт.

Improvement of informational-analytics work in the Department of Internal Affairs

L.A. Talkhigova

Key words: informational-analytics work, operative situation, information, functions, factors, positive experience.

Сущностью информационно-аналитической работы является исследование сути происходящих явлений, причин их возникновения и оказываемого ими воздействия на состояние и характер криминогенной среды, обеспечение информации об оперативной обстановке и определение на данной основе главных направлений работы по нейтрализации негативных факторов. Эффективность работы информационно-аналитических подразделений зависит от того, насколько четко организован процесс изучения реально складывающейся оперативной обстановки и вытекающих из ее анализа актуальных проблем борьбы с преступностью.

Эффективность управления определенной системой (органов внутренних дел. — Л.Т.) находится в прямой зависимости от обеспечения соответствующей информацией <1>.

Лишь на основе глубокого и всестороннего анализа оперативной обстановки, сложившейся на определенной территории, анализа и оценки деятельности органа внутренних дел, его служб и подразделений можно принимать своевременные и обоснованные решения по предупреждению и раскрытию преступлений, совершенствованию форм и методов профилактики правонарушений. Содержание информационного обеспечения может относиться как ко всему процессу управления, так и к конкретным функциям или отдельным его стадиям, к деятельности конкретных структурных подразделений или конкретных категорий сотрудников.

<1> Саркисов Г.С. Индивидуальная профилактика преступлений. Ереван: Айастан, 1986. С. 137.

С одной стороны, информационно-аналитическая работа позволяет выявить и познать закономерности, происходящие в негативных социальных явлениях (преступность, нарушения общественного порядка и др.), с другой стороны, отражает результаты повседневной деятельности служб и подразделений по противодействию этим явлениям. Другими словами, она представляет собой, во-первых, анализ состояния преступности и охраны общественного порядка за определенный промежуток времени, во-вторых — изучение эффективности и практической целесообразности каждой конкретной формы, используемой в борьбе с преступностью, направлениям деятельности органов внутренних дел по выполнению стоящих перед ними задач.

В аналитической работе высокоэффективен метод сравнительных исследований деятельности двух территориальных органов или двух отделов (отделений) одного органа, аналогичных по характеру выполняемой работы, двух или нескольких участковых уполномоченных милиции, дежурных смен, следственно-оперативных групп, располагающих одинаковыми людскими и материально-техническими ресурсами и действующих в однородных условиях, но значительно отличающихся друг от друга результативностью своей работы. Общая для таких исследований цель: путем сравнения форм и тактических приемов организации конкретной работы найти ответы на главные вопросы — почему при равных условиях, силах и средствах достигаются глубоко различные конечные результаты, что мешает отстающему работать лучше, в чем причины сбоев, что надо предпринять, чтобы дело пошло лучше; выявить и распространить положительный опыт, выработать конкретное управленческое решение начальника органа по итогам исследования.

Предметами сравнительного исследования могут быть также различные направления оперативно-служебной деятельности (предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников и лиц, пропавших без вести, результаты борьбы с преступностью и т.д.) и организаторской работы руководителя службы, подразделения (стиль и методы работы, эффективность управления силами и средствами и т.п.).

Проблема, требующая сравнительного исследования, чаще всего обнаруживается при изучении статистики о состоянии преступности и результатах борьбы с ней. Здесь и выявляются крайности, когда у одних подразделений, их руководителей или сотрудников показатели высоки, а у других — наоборот. Зафиксировав эту ситуацию, аналитик изучает условия их функционирования, и если они оказываются схожими, то налицо основание для проведения сравнительного исследования.

Изучение проблемы следует вести до такой глубины, когда становятся ясными причины исследуемого явления, вскрываются существующие взаимосвязи и взаимозависимости. Иными словами, не должно оставаться «белых пятен» в исследуемой проблеме.

Только в этом случае проекты управленческих решений освободятся от дежурных клише об «ослаблении контроля за работой подчиненных», «непринятии своевременных мер к исправлению положения дел» и им подобных, которые не меняют сути дела, так как остаются невыясненными реальные причины, взаимосвязи и взаимозависимости, которые привели, например, к ослаблению контроля за работой подчиненных. Конкретный глубокий анализ позволит вскрыть и объяснить подлинные причины создавшейся ситуации, внести конкретные предложения.

Целесообразно проводить и другого рода сравнительный анализ, сопоставляя места и обстоятельства совершения преступлений с организацией деятельности служб и подразделений ОВД, например места совершения уличных преступлений, автодорожных происшествий с дислокацией патрульно-постовых нарядов милиции, маршрутов передвижения дорожно-патрульных подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Анализ и оценка результатов работы горрайлиноргана, его служб и подразделений — один из самых сложных и ответственных этапов аналитического процесса, поскольку именно он отвечает на вопрос, как орган и отдельные его звенья выполняют свое основное предназначение, насколько эффективно функционируют.

Анализ результатов деятельности (как качественных, так и количественных) основывается на существующих в системе органов внутренних дел критериях и показателях, устанавливаемых ведомственными нормативными актами.

Критерий — это эталон, мерило, с помощью которого производится оценка деятельности. Он считается качественным признаком и в то же время имеет определенную размерность, шкалу измерений. Таким образом, оценка деятельности по тому или иному критерию может быть выражена в количественных показателях (критерий оценки качества предварительного расследования выражается, в частности, такими показателями, как количество возвращенных на доследование уголовных дел, количество фактов необоснованного предъявления обвинения, незаконного избрания меры пресечения).

Для оценки оперативно-служебной деятельности большое значение имеют показатели:

  • свидетельствующие о количестве проведенных оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т.д. (они характеризуют объем оперативно-служебной деятельности);
  • отражающие результаты использования сил и средств в осуществлении оперативно-служебной деятельности (к ним относятся показатели использования технических средств, личного состава и подсобных сил, денежных и материальных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат);
  • так называемые показатели-нормативы, в которых количественно выражены различные требования к проведению служебных действий (к примеру, сроки проведения дознания, предварительного расследования, нормативы нагрузок на личный состав и т.д.).

Помимо информационно-аналитической работы, крайне важно внимательно разобраться с состоянием управленческой деятельности в горрайлиноргане, поскольку именно от ее уровня во многом зависит успешное выполнение основных задач системы органов внутренних дел.

Названный комплекс взаимосвязанных показателей отражает объективную картину состояния деятельности органа, которая подлежит анализу и оценке на предмет получения выводов об эффективности этой деятельности.

Иными словами, анализ и оценка разносторонней деятельности органа внутренних дел, его служб и подразделений должны быть нацелены на выявление неиспользованных резервов, поиск путей и методов достижения высоких и устойчивых конечных результатов.

Сегодня информационно-аналитическая работа в органах внутренних дел не должна оставаться на том уровне, когда она лишь фиксирует уже совершившиеся необратимые явления. Прежде всего, она призвана своевременно выявлять назревающие негативные тенденции в сфере правопорядка и отстающие участки, когда эти тенденции еще не получили опасного развития, а отставание не достигло провального состояния и возможны соответствующая коррекция ранее разработанных оперативных и профилактических мероприятий, перераспределение имеющихся сил и средств, принятие иных упреждающих мер.

В связи с этим и в целях совершенствования информационно-аналитической работы можно предложить осуществление следующих мероприятий:

  1. Необходимо расширение идеологии, содержания аналитической работы. Это обусловлено тем, что аналитическая работа сводится не только к регулярному написанию аналитических справок и оценок обстановки, а включает в себя проведение научных изысканий, особенно по новым проблемам, с которыми ранее правоохранительным органам не приходилось сталкиваться.

Иными словами, идеология аналитической работы должна составить возможность для руководства иметь в каждый момент адекватную, целостную и обозримую картину состояния дел по важнейшим вопросам внутренней деятельности структур МВД и выполнения возложенных на систему внутренних дел задач в целом.

Для решения этой ключевой задачи информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел необходимо пересмотреть и скорректировать существующую систему формирования и ведения важнейшей информации в виде схемы взаимосвязи возникающих проблем и принимаемых решений <2>. В ней во взаимоувязанном виде должна содержаться сводная аналитическая информация по ключевым проблемам развития политической и экономической ситуации, процессам и тенденциям в состоянии правопорядка и преступности, деятельности органов внутренних дел и иных государственных и негосударственных структур, обеспечивающих общественную безопасность и борьбу с преступностью, условия эффективной реализации проблем, предлагаемые и осуществляемые решения. При этом возникает принципиально важное условие — возможность рассмотрения основополагающих проблем и решений не изолированно, а комплексно, что, в свою очередь, позволит руководителю осуществлять управление и контроль не по отдельным задачам, а с точки зрения реализации проводимой политики в целом.

<2> Рогов М.А. Система информации в органах внутренних дел: Лекция. М., 1993.

  1. Распространение перспективных форм и методов информационно-аналитической работы. Это, с одной стороны, либо создание самостоятельного ведомственного научно-практического издания по проблемам информационно-аналитической работы типа «Библиотечки работников информационно-аналитических аппаратов», либо (на первом этапе) использование для этого постоянной рубрики в уже существующих ведомственных изданиях, с другой стороны, регулярное проведение кустовых и всероссийских научно-практических семинаров по проблемам информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД с публикацией их результатов.
  2. Интеграция усилий разрозненных научных коллективов и отдельных ученых на решении проблем оценки анализа и прогнозирования преступности. С этой целью целесообразно разработать и утвердить отраслевую программу научно-исследовательских работ по проблемам информационно-аналитической деятельности ОВД, с использованием системного метода, который позволит изучить влияние социально-экономической ситуации на состояние криминогенной обстановки как взаимодействие системных образований.

Системный подход в аналитической работе правоохранительных органов достаточно полно изложен в литературе <3> и включен в учебные программы образовательных учреждений МВД России.

<3> См., напр.: Вицин С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980; Иванов Н.Н. Система изучения оперативной обстановки на территории республики, края, области. М., 1993.

Реализация такой программы должна обеспечить координацию при решении сложных проблем, таких, например, как:

а) разработка методики оценки криминогенной ситуации по линиям служб. А именно создание постоянной системы мониторинга преступности (в том числе общеуголовной, экономической, организованной) и системы мониторинга деятельности подразделений по различным направлениям оперативно-служебной деятельности, с использованием возможностей Организационно-аналитического управления ОИД, ГИАЦ и главных управлений МВД России;

б) для повышения уровня информационно-аналитической работы в регионах осуществление ее на базе глубочайшей всесторонней криминологической экспертизы состояния правопорядка в данном конкретном регионе с последующей проработкой задач, стоящих перед каждой службой.

Кроме того, анализ статистических материалов по различным, отдельно взятым направлениям, к примеру о влиянии социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки в конкретном регионе, открывает в настоящее время широкие, принципиально новые возможности в информационно-аналитическом обеспечении деятельности ОВД. Связано это, в свою очередь, также и с возможностью эффективного использования современных компьютерных технологий в информационно-аналитической работе органов внутренних дел <4>;

<4> Информационное обеспечение управления органами внутренних дел и внутренними войсками: Учебник / Под ред. В.Д. Минаева. М., 1997.

в) в связи с происходящим структурно-функциональным реформированием системы МВД России уточнение и корректировка перечня информации, которая должна накапливаться в информационно- аналитических подразделениях и отраслевых службах ОВД, с тем, чтобы максимально обеспечить потребность заинтересованных субъектов управления в разного рода сведениях при решении текущих задач;

г) совершенствование правового регулирования организации информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД, что в настоящее время также остается одной из важных нерешенных проблем.

Информационные фонды, предназначенные для обеспечения деятельности органов внутренних дел, ведутся на основе большого числа нормативных актов, которые зачастую противоречат друг другу. Существующие же ведомственные правовые акты касаются лишь отдельных аспектов данной проблемы.

Добавить комментарий

Закрыть меню