Американская школа менеджмента



1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

(А) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

(В) иметь аналитический склад ума

(С) быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

(D) методичность в работе, прогнозирование будущего

2. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

(А) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

(В) сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

(С) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

(D) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

3. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

(А) среднего уровням

(В) низшего уровня

(С) высшего, среднего и низшего уровня

(D) высшего уровня

4. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?

(А) по возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы

(В) отсутствие дифференцированного отношения к людям

(С) для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками

(D) при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы

5. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

(А) чем больше информация, тем лучше

(В) избыток информации также вреден, как и ее недостаток

(С) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

(D) избыточный объем информации – залог успеха

6. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

(А) успех

(В) деньги

(С) свобода

(D) безопасность

7. Основные функции управления

(А) планирование, контроль

(В) планирование, организация, мотивация, контроль

(С) организация, мотивация

(D) организация, мотивация, контроль

8. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться:

(А) сборочная линия массового производства

(В) банковское дело

(С) страхование

(D) сетевой график

9. Пределом использования автоматизации является

(А) ограниченность наших знаний

(В) квалификационный уровень обслуживающего персонала

(С) невозможность исключения непредвиденных ситуаций

(D) несовершенство техники

10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?

(А) установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников

(В) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

(С) принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон

(D) уменьшением выгоды

11. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?

(А) всеобщая компьютеризация производства

(В) развитие социальной сферы

(С) профессиональный рост работников

(D) интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат

12. Целью планирования деятельности организации является

(А) обоснование затрат

(В) обоснование сроков

(С) определение целей, сил и средств

(D) обоснование численности работников

13. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

(А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

(В) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

(С) замкнутости элементов системы самих на себя

(D) наличии взаимодействия с внешней средой

14. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

(А) зарплата

(В) карьера

(С) сама работа

(D) признание окружения

15. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

(А) определенный законом минимальный уровень

(В) определенная штатным расписанием ставка

(С) уровень оплаты в фирмах конкурентах

(D) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

16. Основным в управлении по целям является выработка целей

(А) сверху вниз по цепи инстанций

(В) снизу вверх

(С) снизу вверх и сверху вниз

(D) по матричной схеме

17. Определите основные характеристики внешней среды для организации

(А) все перечисленное

(В) взаимосвязанность факторов, сложность

(С) сложность и подвижность

(D) взаимосвязанность и неопределенность

18. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

(А) для оптимального решения комплексной задачи

(В) для сохранения «группового» стиля работы

(С) для проверки квалификации рабочих

(D) все перечисленное

19. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

(А) созданы филиалы предприятия в пяти городах

(В) созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

(С) созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели

(D) созданы отделы на предприятии, равные по численности

20. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

(А) выпуск легковых автомобилей

(В) производство военной авиатехники

(С) строительство судов уровня

(D) переработка нефти, выплавка чугуна

21. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?

(А) матричная система управления

(В) функциональная система управления

(С) линейная система управления

(D) ни одна система не подходит

22. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?

(А) положительная

(В) корреляционная

(С) неопределенная

(D) отрицательная

23. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

(А) все перечисленное

(В) внутрифирменное управление, управление производством

(С) управление персоналом, управление производством

(D) внутрифирменное управление, управление персоналом

24. Планирование действий — это

(А) создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации

(В) уточнение ролей

(С) выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели

(D) оценка затрат времени для каждой операции

25. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов.

3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:

(А) 1, 2

(В) 2

(С) 1, 2, 3

(D) 1

26. Поведение, ориентированное на контроль – это

(А) действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

(В) ориентирование на заниженные цели

(С) использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

(D) ориентирование на завышенные цели

27. Что означает «принять решение»?

(А) перебрать все возможные альтернативы

(В) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

(С) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

(D) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

28. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

(А) научное управление

(В) административное управление

(С) новая экономическая политика

(D) человеческие отношения

29. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

(А) гибкой

(В) саморегулируемой

(С) стабильной и прочной

(D) все перечисленное

30. Почему именно США стали родиной современного управления?

(А) отсутствие проблем с происхождением, национальностью

(В) поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

(С) образование монополий

(D) все перечисленное

31. Ключевым фактором в любой модели управления являются:

(А) люди

(В) средства производства

(С) финансы

(D) структура управления

32. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

(А) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

(В) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

(С) на жесткий аппарат контроля на выходе продукции

(D) на проверку готовой продукции

33. Целью классической школы управления было создание

(А) методов нормирования труда

(В) универсального принципа управления

(С) условий трудовой деятельности работников

(D) методов стимулирования производительности труда

34. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

(А) в объеме

(В) во времени осуществления

(С) в методах

(D) в объеме и методах

35. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

(А) акционеры, конкуренты, поставщики

(В) потребители, торговые предприятия, местные органы

(С) все перечисленное

(D) правительственные органы, местные органы

36. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

(А) передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю

(В) передается ответственность нижестоящему руководителю

(С) передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель

(D) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность

37. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?

(А) название должности и отдела, в котором имеется эта должность

Американская школа управления

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Для американской школы менеджмента характерна иерархическая модель управления.

В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия стратегических и оперативных решений. Первые касаются деловых решений фирмы, которые определяют основные направления ее функционирования. После их выработки, фирма принимает оперативные решения для адаптации своей деятельности к различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку, изменению ситуации на рынке и т.п.).

Продолжительность трудовых контрактов обычно составляет несколько лет, в соответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США.

Работа по контракту контролируется профсоюзом.

Нужно отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в отрасли, а не на предприятии.

Размер вознаграждения работника определяется категорией рабочего места. При расчете заработной платы крайне редко учитывается стаж работника.

Подготовка управленческих кадров проводится путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, ролевого тренинга и деловых игр. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике – комплексный контроль качества. В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ каждого производственного работника.

Наиболее известная компания, использующая принципы американской модели управления – это Макдональдс. На ее примере можно выделить следующие особенности американской школы:

— жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника;

— четко прописанные должностные инструкции (начиная от того как нужно мыть пол и заканчивая технологией приготовления гамбургеров);

— контроль качества выполняемых операций на каждом рабочем месте;

— строго почасовая выплата зарплаты (штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше положенного времени, т.к. начальству придется платить больше денег – концепция «точно вовремя»);

— стремление создать равные условия для работников (прием пищи в одной комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня);

— поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех замеченных нарушениях);

— ответственность начальников за действия подчиненных.

Кадровая политика в фирмах США обычно строится на более или менее одинаковых принципах. Фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.

Руководящие кадры в фирме назначаются. Упор делается на узкую специализацию менеджеров. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний, и поэтому их продвижение по иерархии управления происходит только по вертикали (к примеру, финансист будет делать карьеру только в этой области). Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, а также переход из одной фирмы в другую.

При приеме на работу потенциальные кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников.

Оценка работы каждого работника проводится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуждаются работником и руководителем и подписываются обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и пути их ликвидации, а в случае необходимости – предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.

Поиск Лекций

Какие существуют подходы к менеджменту?

ТЕСТ НА ПОВТОРЕНИЕ (Пиянзина К.Ю Э091)

ЧАСТЬ

Содержанию какого понятия соответствует следующее определение — процесс целенаправленного воздействия на объект -это?

(A). Менеджмент

(B). Управление

(C). Функция менеджмента

Содержание какого понятия отражает следующее определение — особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели — это?

(A). Менеджмент

(B). Управление

(C). Функция менеджмента

В системе управления организацией — субъект управления — это?

(A). Управляющая подсистема

(B). Управляемая подсистема

(C). Связующая подсистема

Что поступает в организацию из внешней среды?

1. Цели

Информация

Ресурсы

Директивные указания

5. Отчетные данные

В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

(A). Школа научного управления

(B). Административная или классическая школа управления

(C). Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

(D). Школа науки управления или математическая школа управления

В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?

(A). Школа научного управления

(B). Административная или классическая школа управления

(C). Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

(В). Школа науки управления или математическая школа управления

В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

(A). Школа научного управления

(B). Административная или классическая школа управления

(C).

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

(D). Школа науки управления или математическая школа управления

Какие существуют подходы к менеджменту?

(A). Процессный

(B). Системный

(C). Ситуационный

(D). Динамический

Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

(А) отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

(В) наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

(С) замкнутости элементов системы самих на себя

(D) наличии взаимодействия с внешней средой

Почему именно США стали родиной современного управления?

(А) отсутствие проблем с происхождением, национальностью

(В) поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

(С) образование монополий

(D) все перечисленное

«Отцом научного управления» часто называют:

(А) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования

(В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

(С) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

(D) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

Система контроля в организации обычно состоит из

(А) предварительного, текущего и заключительного

(В) текущего и заключительного

(С) предварительного и заключительного

(D) только из текущего контроля

Ступени мотивации по Маслоу — это

(А) потребность развития и признания

(В) потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности

(С) социальная потребность и потребность в защищенности

(D) основные потребности

Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю?

(А) планирование работ

(В) организация работ

(С) независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)

(D) контроль

Какая способность менеджера, по Мак-Грегору, приводит к успеху?

(А) работоспособность

(В) прогнозирование человеческого поведения

(С) лидерство

(D) прогнозирование спроса на продукцию

Тактика — это

(А) долгосрочная стратегия

(В) краткосрочная стратегия

(С) среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

(D) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

Конечной целью менеджмента является

(А) развитие технико-экономической базы фирмы

(В) обеспечение прибыльность фирмы

(С) рациональная организация производства

(D) повышение квалификации и творческой активности работника

Какая из перечисленных коммуникационных ролей выполняет функцию передачи сообщений в организации?

(А) сторож

(В) связной

(С) лидер мнения

(D) космополит

К функциям стратегического уровня управления не относятся:

(А) проектирование организации

(В) прогноз

(С) учет запасов сырья

(D) анализ динамики рынка

К функциям оперативного уровня управления не относится:

(А) регулирование

(В) учет

(С) проектирование структуры организации

(D) контроль

Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:

(А) теория Абрахама Маслоу

(В) модель Портера Лоулера

(С) теория Фредерика Герцберга

(D) теория Макклеланда

Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

(А) организация

(В) действие

(С) координация

(D) мотивация

ЧАСТЬ

  1. В процессе управленческого контроля количественно определяют полученный эффект с помощью _________ эффективности.

· показателей+

· норм

· нормативов

· критериев

  1. В теории менеджмента решение, не зависящее от прошлого опыта, а основанное на объективном аналитическом процессе, является..

· интуитивным

· основанным на суждении

· аналитическим

· рациональным +

  1. Методы управления представляют собой способы…

· создания организаций и управления ими

· воздействия субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей +

· применения знаний в области управления

· использования ресурсов организации

  1. Под границами контроля в управлении следует понимать…

· количество функций, выполняемых руководителем

· объем работ, за выполнение которых несет ответственность определенное лицо +

· число функциональных специалистов в структурном подразделении

· количество уровней в организационной структуре

  1. Заключительным этапом фазы подготовки управленческого решения является…

· Выбор оптимального варианта решения

· Уяснения проблемы

· Постановка задачи

· Разработка вариантов решения +

  1. Обязательным следствием этапа проверки управленческого решения должно быть процесс, связанный с…

· проведением корректировки деятельности организации +

· организацией выполнения решения

· планированием реализации решения на будущий период

Американская школа менеджмента

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие:

· Способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

· Подчеркивание своей исключительности в этом мире;

· Борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям;

· Энергичность, активность.

Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Управление в американских фирмах базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов.

Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специализацию менеджеров, инженеров, ученых.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринимательства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.

Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию среды.

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.

Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

▫предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

▫привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);

▫предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;

▫участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

▫предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений управления.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.

Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.

Разработка систем участия в прибыли.

Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг.

они получили распространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией — советах директоров — на Практике встречается крайне редко.

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен, авторы известной книги «Организация бизнеса и менеджмент» выделяют шесть основных видов менеджмента:

Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).

Государственный менеджмент.

Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

Ассоциационный (клубный) менеджмент.

Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента»).

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент «как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.

В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.

Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

В конечном счете, деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.

Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

▣определение целей предприятия и путей их достижения;

▣организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);

▣создание системы мотивации и координация деятельности работников;

▣анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;

▣обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Система подготовки менеджеров в США является трехступенчатой. Проучившись четыре года в университете или колледже, можно получить степень бакалавра. Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам. Обычно на эти программы поступают те, кто имеет степень бакалавра и не менее двух лет практической работы. Учеба характеризуется интенсивностью, формирует теоретические и практические знания на основе разбора большого количества управленческих ситуаций, участия в управленческих играх, стажировок в крупных фирмах и т.п., и гарантирует высокое качество специалистов.

Третья ступень — обучение по программам, ведущим к получению степени доктора философии. Она предусматривает трех — четырехгодичное обучение с обязательной защитой диссертации и присвоением ученой степени.

Получающие степень доктора занимаются исследованиями, преподаванием. Менеджерами — практиками становятся имеющие степень магистра. Магистерская степень — профессиональная.

Для усиления связи науки и практики многие школы бизнеса берут в преподаватели людей, проработавших на руководящих должностях в фирмах и одновременно имеющих ученую степень.

Общей чертой обучения становится перенос акцента на человека. При этом психологическим вопросам на низшем и среднем уровнях управления уделяется значительно больше внимания, чем на курсах для высшего управленческого персонала. В профессиональной подготовке менеджеров высшего звена больше внимания уделяется стратегическому планированию и маркетингу. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

Всероссийская академия внешней торговли

Факультет внешнеторгового менеджмента

Кафедра менеджмента и маркетинга

Тема доклада:

Американская школа менеджмента

Выполнил: студент 1 курса 2 группы

Ужгинцев Александр Владимирович

Принял:

Полякова Светлана Викторовна

Москва

На сегодняшний день в менеджменте существует три основные национальные школы.

Это всем вам известные японская, европейская и американская школы.
Последнюю из них мне и хотелось бы рассмотреть в своей работе.

Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные ресурсы привлекали передовые умы того времени; уровень развития техники и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

Вовсе не случайно, что центр развития теории и практики менеджмента в начале XX века переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел в Англии эпохи Аркрайта, Смита,
Болтона и Оуэна. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента.

Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число мировых лидеров. Несколько фактов помогаю понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале XX века США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как
Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни.

Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

Отмечая различия в развитии индустрии континентальной Европы и Северной
Америки, некоторые специалисты указываю, что американцы начали с механизации всего комплекса операции, в то время как европейцы склонны были механизировать отдельные операции, например, ткачество или прядение. В результате а Англии были более совершенные станки, а в США – сборочные линии и конвейеры.

В Англии техническая мысль развивалась в Рамках академической науки. Так сказать, на государственной основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут же претворяли их в конкретные технические модели. Подход североамериканцев был более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные учреждения и университеты, а в США – предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.

В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.

Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.

Решения чаще всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде на одну-две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.

Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления.

В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Первый касается деловых решений фирмы, которые определяют основные направления её функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к различным непредвиденным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:

1) Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).

2) Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы.

Предполагается, что единственной жизнеспособной альтернативой рыночному механизму с точки зрения эффективности является фирма как иерархическая организация.

Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет в соответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту контролируется профсоюзом. Стоит также отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в отрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений рабочего определяется категорией рабочего места, при расчете зарплаты крайне редко учитывается стаж работника.

В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путём организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим методом, который применяется последнее время всё чаще, является служебная ротация. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного год, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познаёт проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы на более высоких должностях.

Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, — комплексный контроль качества (концепция «делать с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.

Основные недостатки этой школы следующие:

1) Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.

2) Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.

3) Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».

4) Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек.

Однако несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание. На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General
Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления. Как писал Питер Друкер – известный представитель американской школы менеджмента – «менеджмент – это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».
Особенностью американской школы также является значительное теоретическое обоснование процессов управления.

Наиболее известная всем нам компания, использующая принципы американской модели управления – это конечно же Макдональдс. Поэтому я предлагаю рассмотреть на примере этой компании обозначенные выше особенности американской школы.

1) Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.

2) Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.

3) Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».

4) Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».

5) Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

6) Перспектива карьерного роста в компании.

7) Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы

(существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили).

8) Ответственность начальников за действия подчинённых.

Список литературы:
1) А.И. Кравченко, История менеджмента. – М: Академический проспект,

2003.
2) А.С. Большаков, Современный менеджмент. – СПб: Питер, 2002.
3) Майкл Мескон, Основы менеджмента. – М: Дело, 1999.
4) Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Вильямс, 2003.
5) Джон Шелдрейк, Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб:

Питер, 2001.

Добавить комментарий

Закрыть меню