Актерское мастерство

Развитие актерского мастерства

В этой рассылке вы найдете несколько упражнений, развивающих актерские навыки оратора. Добавьте их в свою копилку полезных игр.

Подробное описание различных актерских приемов можно найти в специальной литературе, например, в книге К. Станиславского «Работа актера над собой».

Упражнение: Смена ролей

Смена роли — один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

  • Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены — «Ведь это не я это делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д.»

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

  1. Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).
  2. Продавец с востока (цыганка).
  3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).
  4. Разозленный начальник, устраивающий разнос.
  5. Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача — войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

После того как вы отыграли эти 5 спектаклей, ваши партнеры-наблюдатели дают обратную связь: оценивают по 10-тибальной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Можете вместе подумать, что стоит изменить в вашей игре, что добавить к тому или иному образу.

  • Например: «Лучше всего удалась роль продавца с востока — 9 баллов из 10. На втором месте пенсионер — 7 баллов из 10. Здесь по ходу выступления стоило сильнее сгорбиться и чуть тише говорить…»

Если какая-то роль не удалась, то попробуйте отыграть ее еще раз, учитывая полученную обратную связь!

Все получается легко? Устройте себе бонус-игру: сами придумайте роль и произнесите речь исходя из этой роли, а партнеры пусть угадывают, что за роль вы играли.

Упражнение: Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые.

Обезьянничают! И это — один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей?

Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь.

Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели.

  • Чтобы такой «щелчок» произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его «двойником».

Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите все это — и создайте свой уникальный стиль.

Сергей Шипунов

Руководитель и ведущий тренер

«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

— ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ

Определенный успех многих вокалистов связан с прирожденными вокальными данными. Остальные исполнители достигают результатов, научившись владеть основами исполнительского искусства. В современное время разнообразие подходов к изучению эстрадного вокала большое количество. Можно анализировать, изучать, выявлять что лучше, что полезнее, но все равно все педагоги приходят к одному выводу: «Нет универсальных методик работы с голосом. К каждому ученику нужно подходить индивидуально. Каждый голос совершенно уникален». Действительно, это так. Ведь нет одинаковых людей, точно также и нет одинаковых голосов. У каждого человека свой неповторимый тембр, диапазон. Но как же тогда работать над тем или иным материалом, т.е. голосом?

Наша методика построена на сочетании нескольких манер пения, а именно, на трех основных стилях, подразумевающих разную постановку голоса- академический, эстрадный и народный. Каждый из этих стилей имеет свою специфику, свой арсенал приемов, свои методы постановки голоса, свое применение. В настоящее время вокалист должен быть универсальным: владеть гибкостью голоса, уметь перевоплощаться в разные образы, а также владеть большим диапазоном, поэтому методика трех стилей поможет идти в ногу со временем!

Какие навыки приобретет ваш ребенок на занятиях по вокалу?

  1. Постановка певческого дыхания
  2. Правильное звукоизвлечение
  3. Раскрытие природного тембра
  4. Правильное интонирование
  5. Развитие диапазона
  6. Свобода певческого аппарата
  7. Развитие чувства ритма
  8. Освоение вокальных приемов (скэт, йодль, субтон, штробас, спады, мелизматика)

Кроме вокальных навыков, также:

  1. Сценическое раскрепощение
  2. Снятие психологических зажимов
  3. Формирование у ребенка чувства ответственности, собранности, внимательности.

Солисты нашей студии получат навыки работы с микрофоном. Лучшие из них примут участие в различных конкурсах и фестивалях, приобретут опыт выступлений на сцене, как настоящие большие артисты!

Основной целью занятий является приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие певческих способностей.

Каждое занятие строится по схеме:

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Речевые упражнения
  3. Распевки
  4. Упражнения на сценическое мастерство
  5. Работа над произведением
  6. Задание на дом

На занятиях по вокалу используется самое современное оборудование: микрофоны, синтезатор, мониторы, микшерный пульт. А атмосферу настоящего шоу создают спецэффекты: лазерная цветомузыка, дым, мыльные пузыри. Такое специальное оборудование максимально приближает эффект выступления юного артиста на профессиональной сцене, что делает занятия вокалом наиболее эффективными.

Занятия по вокалу также способствуют улучшению физического и эмоционального состояния, поднимают настроение и тонус в целом.

— СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

В современное время, ставя своей целью научиться петь, мы забываем, что движение и работа на сцене неотъемлемая часть образа певца.

Поэтому, уже на первых публичных выступлениях, вокалист понимает, что учиться двигаться на сцене, обладать актерскими способностями также необходимо, как и правильно дышать при пении. Уроки актерского мастерства для маленьких вокалистов в полной мере позволят освободиться от комплексов, раскрепоститься, овладеть искусством актерской импровизации, почувствовать себя на сцене свободно и расковано.

Какие навыки приобретет юный артист?

  1. Умение выражать свои чувства в пении
  2. Вокальная дикция
  3. Музыкальная фантазия
  4. Анализ вокального произведения
  5. Чувствование, проживание музыки
  6. Освобождение от телесных зажимов
  7. Позиция тела: мимика и жест во время пения
  8. Сценическое движение
  9. Темп и ритм

Основы актёрского мастерства.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Теория:Основные направления в актёрском искусстве. Специфика театрального искусства. Беседы в популярной форме о театральном искусстве, истории, жанрах, обсуждение увиденного. Произвольное и непроизвольное внимание.

Наблюдательность и фантазии.

Практика: Настройка к действию. Тренинг на внимание. Развитие сценического внимания. Круги внимания: малый, средний и большой. Зрительное и слуховое внимание. Упражнения на развитие стойкости внимания, сообразительности, быстроты реакции, находчивости, ощущения партнёра и группы. Упражнения, развивающие память физических действий и ощущений, действия с воображаемыми предметами,

В жизни – смущение, в искусстве – зажим. Преодоление психических зажимов. Освоение основных приёмов построений (кругов, змеек, восьмёрок, ломаных линий и т.д.),

упражнения для достижения эмоционального раскрепощения и снятия мышечных зажимов.

Воображаемое пространство, предмет, животное. Органическое действие: простое физическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства. Этюды. Элементы психофизической техники. Понятие события. Этюды. Ритм, эмоциональный выплеск, раскрепощение.

В зависимости от успехов обучающихся, некоторые темы логически переходят в темы второго года обучения, а некоторые уступают место более сложным по требовательности и исполнению. К концу первого года обучения желательно, чтобы обучающиеся уже были ознакомлены с основами актёрской техники, подробное изучение которой начнётся после летнего перерыва, чтобы материал уложился в подсознании. Параллельно рассматриваются основы пластики и речи по программе второго года для того, чтобы в дальнейшем более продуктивно совмещать их использование, целесообразность чего была рассмотрена выше. Таким образом, к концу первого года обучения, обучающиеся подготавливаются к восприятию более сложного и специфического материала.

Основы сценического движения

На первом году обучения основное внимание уделяется преодолению мышечных зажимов, для чего вводятся упражнения, развивающие способность контролировать зажимы в различных частях тела и помогающие овладеть умением снимать их и достигать полного расслабления тела или расслабление мышц в отдельных частях тела, сохраняя напряжение в других.

Теория:Внимание в ощущении движения. Особенности физического действия. Разнообразие форм физического существования на сцене (отличие бытового движения от пантомимы и других театральных форм). Теория. История. Показ видеоматериалов.

Практика: Работа над осанкой. Дыхательные и мышечные занятия. Память физических действий и ощущений. Тактильные ощущения. Преодоление мускульных зажимов. Релаксационный тренинг. Движение в пространстве. Упражнения: » Заполнить ограниченное пространство», распределение на сцене, диагональ, гребёнка, создание круга, полукруга. Внутреннее ощущения движения. Упражнения » пружина», «тесто», «робот», «неизвестная форма жизни».

Взаимодействие партнёров друг с другом. Учимся ощущать интервал между партнёрами. Упражнения: » почувствовать движение через руку», «передать движение глазами», «продолжить движение», основы пластической импровизации. Воспитание ощущения расстояния, пропорциональности движений.

Координация движений. Равновесие. Упражнения на развитие чувства равновесия, координацию. Собственная индивидуальная разминка.

Ритм. Воспроизведение ритмических рисунков. Особенности физического действия на площадке.

Пластическая ритмическая импровизация. Простейшие гимнастические упражнения: кувырок вперёд и

назад, колесо, мостик и др.

Основы сценической речи.

Теория: Знакомство с существующими моделями, схемами предложений русской речи (повествовательными, вопросительными, восклицательными, ударными словами во фразах), с организацией верного звучания и дыхания, с глоточными и артикуляционными упражнениями. Краткое сведение об анатомии и физиологии речевого аппарата. Дыхание, как фундамент работы над речью. Зависимость сценической речи от жанра. Стили произношения. Разговорные, публицистические, ораторские, бытовые, сценические речи. Слуховое внимание. Тарабарский язык.

Практика:Резонаторные упражнения. Глоточные и артикуляционные упражнения.

Упражнения для языка. Дыхание как фундамент работы над речью. Речевые упражнения с движениями. Организация верного звучания. Скороговорки, чистоговорки. Освобождение голоса. Голос внутри меня. Развитие объёмности артикуляторных органов. Способы влияния на голосо-речевую систему. Исправление звукопроизношения.

Культурно — досуговая деятельность

Периодически проводятся открытые занятия для родителей обучающихся, но наибольшее воплощение результатов, работы происходит на всевозможных фестивалях, смотрах, праздниках, творческих встречах. Благотворно влияет на детей обмен гостевыми поездками к другим коллективам, походы в музеи и театры и поездки в оздоровительные лагеря.

Репетиции, выступления, праздники, фестивали, творческие встречи, культпоходы.

Второй год обучения

Главная задача — овладение основами артистической техники.

Работа в этот период держится на «трёх китах»:

— творческое внимание, при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя важным, нужным, интересным;

— воображение (способность делать для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют);

-фантазия (та часть актёрского искусства, которую необходимо развивать именно в детском театре, так как у обучающихся ещё не притуплена творческая наивность и глубокая серьёзность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла).

Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по охране труда. Правила внутреннего распорядка. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.

Актёрское мастерство.

Теория: Работа актёра над собой: приёмы концентрации, релаксации, внимания,

дыхания, снятие мышечных зажимов. Принципы импровизации. Приём апелляции к зрителю.

Практика: Приёмы концентрации. Оправдание поз. Составление сюжетной линии из фото. Оправдание места действия. Правдоподобное оправдание действием. Физическое и словесное взаимодействие с объектом. Характер и характерность. Возможность одухотворения материала. Вертикаль и горизонталь сцены. Состояние публичного одиночества на сцене. Этюды на одно событие в разных образах. Мастер- класс по актёрскому мастерству. Комедийное преувеличение в подражании. Скетч. Условность и достоверность. Последовательность действий, мыслей, чувств.

Сценическое движение.

Теория: Понятие акробатика. Техника безопасности. Какие бывают одиночные упражнения. Подготовка косно-мышечного аппарата актёра и определение степени готовности к активной работе на занятиях. Понятие «пластика». Объяснение понятия «психо — физические качества актёра».

Практика: Акробатические и гимнастические упражнения: кувырки, кувырки назад вперед, стойка «свечкой», мост, каскад и др. Упражнения на взаимодействие с мячом, скакалкой, плащом, стулом,столом и др.

Упражнения: «Ходьба по канату», «Крокодил», «Видеокамера» и др., парные и групповые упражнения.

Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию, реакцию и др.) Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность. Упражнения на развитие чувства пространства, формы. Чувства партнёра, инерции движений и др.

Сценическая речь.

Теория: Слух как важный контролирующий орган. Работа с текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения. Работа с литературным текстом: словесное действие, логика речи. Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах.

Практика: Тренинг, включающий в себя предыдущие разделы курса «сценическая речь». Вибрационно-звуковые упражнения. Дыхательный тренинг. Упражнения по орфоэпии и дикции. Стихотворная импровизация, буриме. Самостоятельная работа над отрывком.

Ансамбль резонанса.

Техника театрального грима

Теория: К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.

Происхождение грима. Образы. Религиозные празднества первобытного человека.

Магическая раскраска тела. Условные маски. Древнейшие театры (малайский, сиамский, индийский и др.) Китайский классический театр. Японский театр «Кабуки». Органическая связь грима с характером представления, жанром, стилем.

Безвредность красок и их состав. Контроль Министерства здравоохранения за всей продукцией, выпускаемой в нашей стране для гримирования.

Подготовка лица к занятиям гримом. Гигиена рабочего места. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество гримировальных принадлежностей, их производственная характеристика. Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины ( лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление.)

Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Жевательные и мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физических изменений по влиянием ожирения, отражающихся пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щёк, шеи, подбородка, заплывшие глаза.

Объяснения очерёдности нанесения грима полного лица. Отличие грима женского молодого лица от мужского молодого лица.

Ограниченность средств живописного грима. Скульптурно-объёмные приемы грима и их применение. Наклейки, налепки, подтягивание. Особенности их использования. Особенности и основные качества приёмов аппликаций.

Значение причёсок и париков в создании образа. Приёмы гримирования с применением с применением волосяных изделий. Виды париков, надевание и их заделка.

Нахождение стиля, образа. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически весь внешний облик.

Практика: нанесения общего тона и подчёркивание впадин, нанесение бликов на выпуклые места. Растушёвывание границ. Румяна. Подводка глаз. Приёмы нанесения румян и подводка глаз. Грим молодого лица. Грим молодого и худого лица.

Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Блики. Грим полного человека. Запудривания. Налепки из гуммоза. Подтягивание глаз и носа с применением газо-шифона.

Приёмы фактуры и аппликации: Изображение шрамов, синяков, веснушек, отсутствие зубов. Надевание париков и их заделка. Приклеивание готовой растительности:

усов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов. Подбор костюма по характеру сказочного персонажа. Подбор костюма к гриму и подбор грима к костюму.

нанесение характерного грима по эскизу. Характерный грим молодого человека. Характерный грим старого человека. Грим европейского лица. Грим монголоидного типа. Грим негроидного типа. Грим Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Домового, Кощея Бессмертного, Вампира, и др. Гримы зверей (лиса, собака, кот и др.) Концертный грим в соответствии с жанром концерта. Грим

Театральные мастерские.

Практика: Создание под руководством педагога костюмов, нового реквизита. Изучение основ профессии гримёра. Организация творческих и технических процессов.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

В этой рассылке вы найдете несколько упражнений, развивающих актерские навыки оратора. Добавьте их в свою копилку полезных игр.

Подробное описание различных актерских приемов можно найти в специальной литературе, например, в книге К. Станиславского «Работа актера над собой».

Упражнение: Смена ролей

Смена роли — один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

  • Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены — «Ведь это не я это делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д.»

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

  1. Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).
  2. Продавец с востока (цыганка).
  3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).
  4. Разозленный начальник, устраивающий разнос.
  5. Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача — войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

После того как вы отыграли эти 5 спектаклей, ваши партнеры-наблюдатели дают обратную связь: оценивают по 10-тибальной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Можете вместе подумать, что стоит изменить в вашей игре, что добавить к тому или иному образу.

  • Например: «Лучше всего удалась роль продавца с востока — 9 баллов из 10. На втором месте пенсионер — 7 баллов из 10. Здесь по ходу выступления стоило сильнее сгорбиться и чуть тише говорить…»

Если какая-то роль не удалась, то попробуйте отыграть ее еще раз, учитывая полученную обратную связь!

Все получается легко? Устройте себе бонус-игру: сами придумайте роль и произнесите речь исходя из этой роли, а партнеры пусть угадывают, что за роль вы играли.

Упражнение: Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это — один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей?

Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом.

Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь.

Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели.

  • Чтобы такой «щелчок» произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его «двойником».

Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите все это — и создайте свой уникальный стиль.

Сергей Шипунов

Руководитель и ведущий тренер

«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

Добавить комментарий

Закрыть меню