Акмеисты в литературе

Акмеизм – литературное модернистское течение (от греч. «akme»- остриё, вершина, высшая степень чего-либо).

Особенности акмеизма.

  • Чувственное восприятие действительности, изображение мира во всей его красоте, многообразии, звучности. «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (С. Городецкий).
  • Задача литературы – показать «прекрасную ясность» жизни, или кларизм (от лат. clarus— ясный).
  • Возврат к изображению материального мира — «естества», конкретность содержания, «самоценность каждого явления»; акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.
  • Изображение человека, всей многогранной гамме его чувств и эмоций, поэтизация природного начала. Акмеисты называли свое течение ещё и адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир.
  • Цель искусства – облагораживание души человека.
  • Конкретное содержание слова, а не символическое, чёткость образа, отточенность деталей. Гумилев призывал искать не «зыбких слов», а слов «с более устойчивым содержанием».
  • Поэзия – это такое же ремесло, которому можно научить любого.
  • Совершенствование поэтического мастерства.
  • Обобщение лучшего опыта поэтов предшествующих поколений.

Из истории акмеизма в России.

  • Течение сформировалось как ответ на крайности символизма (изображение идеальной стороны мира, мистицизм и пр.)
  • Представители акмеизма: С. Го­ро­дец­кий, Н.

    Гу­ми­лев (автор термина), О. Ман­дель­штам, В. Нар­бут, А. Ах­ма­то­ва, М. Зен­ке­вич и некоторые другие.

  • Акмеизм начал выделяться как самостоятельное направление в России в 1910 г.
  • Возглавляли направление – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.
  • Группа называлась «Цех поэтов», возникла в 1911 г.
  • 9 декабря 1912 года – впервые провозглашена программа акмеистов, в Петербурге, в кабаре «Бродячая собака».
  • Статьи акмеистов, в которых отражены принципы направления: Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма», 1913.; С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», 1913 г.; О. Мандельштам «Утр акмеизма», напечатана в 1919 г.)
  • Литературный орган акмеистов – журнал «Аполлон» (начал издаваться с 1909 г.).
  • Сборник акмеистов «Гиперборей», издавался в 1913-1919 г.
  • Просуществовало направление недолго, уже в 1914 году «Цех поэтов» распался. Однако особенности поэзии акмеизма проявлялись в стихах А. Ахматовой. А. Блока, М. Цветаевой, С. Есенина , Б. Пастернака и других поэтов.

Акмеизм.

В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.

Возникновение акмеизма.

«Акме»-пик, цветение, расцвет.

Акмеизм

-литературное течение, противостоящеесимволизмуи возникшее в началеXX векавРоссии. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова .

Воплощение поэзии ясности, вещности

Цель творчества

Отношение к реальности

Полное приятие реальности

Стремление придать слову определенное точное значение

Отношение к слову

Интерес к предшествующей культуре, ее традициям

Отношение к предшествующим культурам

Характерные черты акмеизма.

  • Предметность, точность
  • Сюжетность
  • Стремление к диалогу
  • Чёткость, стройность композиции
  • Воспевание красоты жизни, утверждение вечных ценностей .

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Представители.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Николай Гумилёв

Откуда я пришел, не знаю…Не знаю я, куда уйду…

* * *

Я вздрагиваю от холода,-

Мне хочется онеметь!

А в небе танцует золото,

Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный,

Люби, вспоминай и плачь,

И, с тусклой планеты брошенный,

Подхватывай легкий мяч!

Так вот она, настоящая

С таинственным миром связь!

Какая тоска щемящая,

Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно,

Мерцающая всегда,

Своей булавкой заржавленной

Достанет меня звезда?

О.Э.Мандельштам

Смерть

Настанет час, когда меня не станет,

Помчатся дни без удержу, как все.

Все то же солнце в ночь лучами грянет

И травы вспыхнут в утренней росе.

И человек, бесчисленный, как звезды,

Свой новый подвиг для меня начнет.

Но песенка, которую я создал,

В его трудах хоть искрою блеснет.

С. Городецкий .

E-mailПечать

Название «акмеизм» произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.
Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.
АКМЕИЗМ — модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”.

“Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно — чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма — возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

Добавить комментарий

Закрыть меню