Административный порядок

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется, прежде всего, Президентом Украины, органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, а также должностными, служебными лицами этих органов.

Возможность такой защиты основывается на ст. 3 Конституции Украины, которая устанавливает, что содержание и направленность деятельности государства и его органов определяется необходимостью утверждения и обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, и на ст. 40 Конституции Украины, в соответствии с которой все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 102 Конституции Украины Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Он имеет право отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым, в том числе нарушающие гражданские права и интересы участников гражданских правоотношений. Президент Украины также наделен правом вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины, в том числе относительно гражданско-правового регулирования общественных отношений (ст. 106 Конституции Украины). Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом (ст. 117 Конституции Украины).

К способам административного порядка защитыгражданских прав относятся:

1) отмена правовых актов государственных органов, их должностных и служебных лиц вышестоящим органом власти;

2) использование органами государства или местного самоуправления, наделенными юрисдикционными полномочиями, способов защиты гражданских прав, установленных ст. 16 ГК Украины.

Наиболее распространенным способом защиты в административном порядке является признание правового акта незаконным и (или) его отмена. Ст. 118 Конституции Украины предусматривает, что решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом упразднены Президентом Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня.

Если лица частного права приобретают гражданские права и обязанности по принципу «Разрешено все то, что не запрещено законом», то лица публичного права, осуществляя свои полномочия, руководствуются принципом «Разрешено (этим лицам) и может выполняться (ими) го, что предписано законом». Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные, служебные лица обязаны действовать лишь в пределах своих полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины). Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ст. 3 Конституции Украины). Этим и определяются основы, порядок и способы участия органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и их должностных, служебных лиц в защите гражданских прав и интересов участников гражданских отношений.

Обращение за защитой гражданских прав к Президенту Украины, в органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, а также к должностным, служебным лицам этих органов не лишает лицо права обратиться в суд и требовать защиты гражданских прав и интересов в порядке, установленном ст. 16 ГК Украины.

8. Защита гражданских прав нотариусом

Защита гражданских прав и интересов участников гражданских отношений является одной из важных задач нотариата.

Как устанавливает ст. 18 ГК Украины, нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем совершения исполнительной ОДписи на долговом документе в случаях и в порядке, установленных законом.

Исполнительная надпись нотариуса— это подтверждение нотариальным органом наличия задолженности (денежных сумм или имущества) и распоряжение о принудительном взыскании с должника в пользу кредитора этой задолженности. Исполнительная надпись совершается нотариусом на долговом документе.

Порядок совершения исполнительных надписей определен главой 14 Закона Украины «О нотариате» и Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 18 июня 1994 г.

Взыскание по исполнительной надписи нотариуса допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Такие основания перечислены в Перечне документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июня 1999 г. № 1172.

В этот перечень входит совершение исполнительных надписей в следующих случаях: взыскание задолженности по нотариально удостоверенным сделкам; взыскание с граждан (физических лиц) налоговой задолженности; взыскание задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским нравом; взыскание задолженности с родителей или лиц, которые их заменяют, за содержание детей в учебных заведениях; взыскание задолженности с родителей или лиц, их заменяющих, за содержание детей и подростков в общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах социальной реабилитации; взыскание по диспаше; взыскание задолженности с военнослужащих, уволенных с воинской службы, и военнообязанных после окончания сборов; возвращение объекта лизинга; взыскание задолженности по арендной плате за пользование государственным и коммунальным имуществом; взыскание по чекам.

Нотариус совершает исполнительные надписи, если представленные документы подтверждают бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед кредитором при условии, что со дня возникновения права требования прошло не более трех лет, а в отношениях между юридическими лицами — не более одного года (ст. 88 Закона Украины «О нотариате»).

В соответствии со ст.

89 Закона Украины «О нотариате», в исполнительной надписи должны отмечаться: дата (год, месяц, число) ее совершения, должность, фамилия, имя, отчество нотариуса, совершившего исполнительную надпись; наименование и адрес кредитора; наименование, адреса, дата и место рождения должника, место работы (для граждан), номера счетов в учреждениях банков (для юридических лиц); срок, за который производится взыскание; суммы, подлежащие взысканию, или предметы, подле-

жашие истребованию, в том числе пеня, проценты, если такие подлежат взысканию; размер платы, сумма государственной пошлины, выплачиваемой кредитором, или таможенной пошлины, подлежащей взысканию с должника; номер, по которому исполнительная надпись зарегистрирована. Исполнительная надпись скрепляется подписью и печатью нотариуса.

Взыскание по исполнительной надписи осуществляется впорядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», который признает исполнительную надпись в качестве основания исполнения и в качестве исполнительного документа (ст.ст. 3, 181 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

Исполнительная надпись, по которой кредитором или должником является гражданин, может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет, а по всем другим требованиям — на протяжении одного года с момента совершения исполнительной надписи, если законом не установлено других сроков.

Хотя, в соответствии со ст. 91 Закона Украины «О нотариате», вопрос о возобновлении пропущенного срока для предъявления исполнительной надписи осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, последнее не предусматривает возобновления пропущенного срока, предъявление исполнительного документа к исполнению (исполнительной давности) относительно исполнительных надписей нотариуса (ст. 23 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).

Кроме того, защита гражданских прав нотариусом может осуществляться и иными способами. Например, согласно ст. 1283 ГК Украины нотариус, по месту открытия наследства или по месту нахождения наследственного имущества, принимает меры к охране такого имущества, если это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.

Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав

Административная форма защиты гражданских прав, наряду с судебной формой и самозащитой, представляет собой законодательно определенную совокупность действий лица, чьи права или интересы нарушены незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, по их обжалованию в вышестоящие или надзорные органы, уполномоченные государством рассматривать такие жалобы.

Процессуальным средством защиты нарушенных гражданских прав является жалоба, подаваемая в соответствующий орган, в отличие от судебной защиты, где основным средством защиты является иск.

Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд.

Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.

Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.

7.2. Роль административной формы защиты в гражданском праве России

Основу правового регулирования административной формы защиты составляет положение, закрепленное в ст. 33 Основного Закона Российской Федерации – Конституции, где указывается, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления.

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Закон (ГК РФ) предусматривает общее правило, в соответствии с которым срок для обращения в суд с жалобой установлен в один месяц со дня получения отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом. Законом может быть предусмотрен и иной срок для судебного обоснования таких действий.

Защита гражданских прав — это действия государственных органов, граждан и юридических лиц по предупреждению нарушения или восстановлению нарушенных прав, охраняемых законом, способами, установленными законом.

В учении о защите гражданских прав принято выделять формы и способы этой защиты.

Защита гражданских прав и интересов может осуществляться в трех формах:

а) судебной;

б) административной;

в) в форме самозащиты.

Иных форм защиты права не существует.

Если провести условный конкурс среди форм защиты прав, критерием в котором будет выступать степень эффективности таковых, то, безусловно, первое место займет судебная форма, второе — самозащита прав и замкнет список административный порядок защиты прав (как показывает практика — наименее эффективный).

В соответствии с п. 2 ст.

11 ГК РФ возможность защиты гражданских прав в административном порядке должна быть предусмотрена законом. Действующее гражданское законодательство исходит из презумпции о том, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, соответственно, административный порядок — исключение из правила, встречается крайне редко.

Пример. Один из немногих случаев прямой защиты гражданских прав в административном порядке определен в ФЗ «Об электроэнергетике», который предусматривает такую возможность защиты нарушенных гражданских прав сторон договора технологического присоединения: споры, связанные с определением цены договора, могут рассматриваться органами государственного регулирования цен (тарифов).

Главным недостатком административного порядка защиты гражданских прав является то, что решение, принятое уполномоченным государственным органом, в подавляющем большинстве случаев не является обязательным к исполнению, соответственно, практически все споры так или иначе перетекают в плоскость судебного рассмотрения. Чаще всего обращения к административной системе приобретают характер бездарной «переписки с любимой женщиной», которая не приводит к какому бы то ни было ощутимому результату.

Следует отметить, что различного рода обращения к Президенту РФ, главам администраций субъектов РФ, Уполномоченному по правам человека, любым иным должностным лицам, в компетенцию которых в соответствии с законом не входит непосредственное обеспечение гражданских прав граждан, никакого отношения к защите гражданских прав в административном порядке не имеют. Едва ли не единственным органом государственной власти, который может оказать хоть какое-то содействие в защите гражданских прав, является прокуратура РФ, однако, опять-таки, акты прокурорского реагирования в гражданско-правовой сфере носят рекомендательный характер и в подавляющем большинстве случаев не исполняются. Чаще всего такие обращения приводят к потере времени, а иногда и к пропуску сроков, имеющих юридическое значение, в некоторых случаях увлечение перепиской приводит к пропуску сроков исковой давности(!).

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд).

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к статье 11 Гражданского Кодекса РФ

1. Защита субъективных гражданских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Комментируемая статья посвящена форме защиты, точнее — такой ее разновидности, как юрисдикционная форма, под которой понимается деятельность органов, уполномоченных принимать на основании обращений потерпевших необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и пресечению правонарушений.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и административный порядки защиты нарушенных прав. По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, что нашло отражение в названии комментируемой статьи и прямо зафиксировано в п. 1. Специальный порядок защиты гражданских прав, применяемый в случаях, прямо указанных в законе, составляет их защита в административном порядке, на что и указывается в п. 2 ст. 11.

2. Судебная защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается судами общей юрисдикции, т.е. федеральными районными, городскими и областными судами, а также мировыми судьями. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В случаях, когда конституционные права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане и организации обладают правом на обращение в КС.

В качестве средства судебной защиты выступает по общему правилу иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в КС.

3. Административный порядок защиты гражданских прав охватывает собой их защиту как специально уполномоченными на то законом органами исполнительной власти, так и вышестоящими органами по отношению к тем должностным лицам и органам, которые нарушили права потерпевших.

К числу первых относятся, например, антимонопольные органы, наделенные правом принимать необходимые меры по защите прав потерпевших при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Обжалование незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, в вышестоящий орган возможно во всех случаях, когда такой орган имеется.

Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

4. Важнейшим положением комментируемой статьи, опирающимся на ст. 46 Конституции, является указание на то, что любое решение, принятое по жалобе потерпевшего в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Оно, в частности, означает, что избрание потерпевшим административного порядка защиты нарушенного права не лишает его возможности последующего, а порой и одновременного обращения по тому же вопросу в суд.

При этом следует учитывать, что при защите некоторых гражданских прав потерпевший, прежде чем предъявить иск (заявление, жалобу) в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления, специально созданный для разрешения определенной категории споров. Например, решение, принятое по заявке на регистрацию объекта промышленной собственности экспертами патентного ведомства, должно быть обжаловано заинтересованным лицом вначале в Палату по патентным спорам, после чего открывается возможность для обращения в суд.

Кроме того, важно подчеркнуть, что указание ст. 11 на возможность обжалования в суде любого решения, принятого в административном порядке, носит общий характер. Иными словами, данная возможность имеется во всех случаях независимо от того, что в конкретном законе об этом ничего не сказано или даже подчеркнуто, что принятое в административном порядке решение является окончательным.

5. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что к некоторым содержащимся в ней указаниям нельзя подходить слишком буквально. Так, очевидно, что предметом судебной и административной защиты могут быть не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы, а также свободы; что к числу судебных органов следует отнести также и КС, конституционные и уставные суды субъектов РФ; что в суд могут быть обжалованы не только решения, принятые в административном порядке, но и решения юридических лиц, а также их органов управления и т.п.

Защита гражданских прав в административном порядке

А. Громыко, помощник прокурора Новосибирской области по организационным вопросам и контролю исполнения.

А. Фирдман, старший помощник прокурора Кировского района г. Новосибирска.

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурорам нередко приходится опротестовывать незаконные акты органов управления коммерческих и некоммерческих организаций, нарушающие права граждан, а также вносить в эти органы представления об устранении нарушений гражданских прав. Подобных примеров много и в Новосибирской области. Так, в 1994 — 1995 гг., до принятия Федерального закона «Об акционерных обществах», прокурор Кировского района приносил протесты в АОЗТ «Сибтехмонтаж», АОЗТ «ЗКПД-6», АОЗТ «ЗЖБИ-1», АОЗТ «Востокспецавтоматика» и ряд других юридических лиц, чьи уставы содержали противозаконные положения, позволяющие по различным основаниям исключать акционеров из общества. В 1997 — 1998 гг. принесены протесты в ТОО «Спецстроймеханизация», ООО «Магнум» — всего в семь коммерческих организаций, поскольку в их уставах, в нарушение ГК РФ и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», также были положения, закрепляющие внесудебный порядок исключения участника из общества. По итогам различных проверок в прошлом году вносились представления об устранении таких нарушений прав акционеров, как неосновательный отказ от внесения записи в реестр акционеров, невыплата объявленных дивидендов.

Руководители коммерческих организаций высказывали сомнения по поводу правомерности применения таких мер прокурорского реагирования, как протесты и представления, по поводу нарушений в сфере гражданско — правовых отношений. Эта позиция, которую, безусловно, следует оценивать в общем ключе непрекращающихся попыток по сокращению надзорных полномочий прокуратуры, обосновывается следующими рассуждениями.

ГК РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» принадлежат к числу основных нормативно — правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения. Однако ни в одном из них, в отличие, скажем, от Закона РСФСР «О милиции», Федерального закона «О судебных приставах», не закреплено впрямую, что надзор за исполнением этих актов осуществляют органы прокуратуры. Поэтому делается ошибочный вывод, что поскольку в силу ст. 3 ГК РФ гражданские правоотношения регулируются, в первую очередь, нормами ГК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, применение в сфере этих правоотношений норм Закона о прокуратуре неправомерно.

Опуская политическую подоплеку такой позиции, хотелось бы акцентировать внимание на правовых предписаниях, полностью опровергающих эту точку зрения. В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, т.е. путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).

Именно такой случай и предусматривают ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления.

Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно — хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена!

Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ.

Тем более что ст. 12 ГК предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.

Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.

Осуществление и защита гражданских прав

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав выражается в действиях субъектов права, а также уполномоченных органов по предупреждению правонарушения или восстановлению нарушенных прав. Право на защиту выражается в применении мер имущественного характера и направлено на компенсацию, восстановление существующего положения и реализуется в исковой форме в судебном порядке.
Различают следующие формы защиты:

  • Административная,
  • Судебная,
  • Самозащита.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Так, например, Патентный закон РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров» предусматривают защиту патентных прав и прав на средства индивидуализации товаров, работ и услуг в Палате по патентным спорам, в частности, в случае отказа в регистрации товарного знака решение обжалуется в Палату по патентным спорам. В свою очередь решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Так, арбитражные суды рассматривают споры, которые возникают из предпринимательской, экономической деятельности.
В соответствии со ст. 14 Гражданского кодекса РФ допускается самозащита гражданских прав.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Например, огнестрельное ранение грабителя фруктов в саду едва ли может рассматриваться как действие, соразмерное нарушению. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость. В соответствии со ст.1066 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный при самозащите в состоянии необходимой обороны без превышения ее пределов, не подлежит возмещению.

Крайняя необходимость согласно ст.1067 Гражданского кодекса РФ — это опасность, угрожающая самому обладателю прав или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами.
Однако если в состоянии крайней необходимости причинен вред, то он, как правило, подлежит возмещению.
Способы защиты гражданских прав достаточно разнообразны, и некоторые из них перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
Защита гражданских прав осуществляется путем:

  1. признания права (например, права собственности, права авторства);
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  4. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  5. самозащиты права;
  6. присуждения к исполнению обязанности в натуре (например, передача индивидуально-определенной вещи);
  7. возмещения убытков;
  8. взыскания неустойки;
  9. компенсации морального вреда;
  10. прекращения или изменения правоотношения (например, расторжения договора);
  11. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  12. иными способами, предусмотренными законом.

Добавить комментарий

Закрыть меню