Административное право республики Беларусь

Административное право как отрасль права Республики Беларусь. Наука и учебная дисциплина.

Административное право — это самостоятельная отрасль права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере госуправления (исполнительной власти). Административное право устанавливает рамки и формы госуправления, определяет его содержание, цели, задачи. Отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, поэтому для понимания сущности административного права, его отличительных особенностей необходимо определить его предмет и метод.

Предмет науки — те общественные отношения, на которые распространяют своей действие нормы данной отрасли права, или предмет науки — то, что она изучает.

Предмет административного права — это общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов госуправления. Это определение логически предопределено тем, что «администрация», по сути, и является управлением, следовательно: админи­стративное право — это управленческое право или право управления. Предметом административного права являются все управленческие отношения, за исключением тех, которые регулируются другими отраслями права.

Наука административного права, во-первых, включает деятельность специалистов в данной области знаний, выражающуюся в изучении, объяс­нении административно-правовых явлений; во-вторых, представляет собой определенную сумму накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах административного права, административно-правовых ин­ститутах, понятиях и категориях.

Следовательно, наука административного права — это система науч­ных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответ­ствующих правовых норм и их применения органами и должностными лица­ми исполнительной власти.

11редмст науки административного права состоит из нескольких частей, составных элементов:

1)административно-правовые нормы;

2) административно-правовые отношения;

3) административно-правовые категории;

4) практика применения норм административного права.

Наука административного права исследует:

· правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государ­ственного управления;

· правовой статус органов государственного управления;

· правовое положение негосударственных объединений в сфере управления предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

· административно-правовой статус государственных и обще­ственных служащих;

· правовые формы и методы управления;

· способы обеспечения законности и дисциплины в государствен­ном управлении;

· административный процесс и его виды;

· систему общего, отраслевого и межотраслевого управления и р ре­гулирования управления в указанных системах нормами административного

· права;

· административно-юрисдикционную деятельность государства.

Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется.

Необходимо отметить, что наука административного права не может ограничиться только анализом имеющихся норм этой отрасли права и адми­нистративно-правовых отношений. Она обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности органов исполнительной власти, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения адми­нистративно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, гос­ударственного регулирования рыночных отношений.

Кроме того, наука административного права находит свое выражение в реальной управленческой практике, в том числе в практике применения пра­вовых норм.

На основе выводов, полученных при изучении административно-­правовых явлений, ученые разрабатывают рекомендации по улучшению структуры аппарата управления, а также норм, регламентирующих правовое положение граждан и общественных объединений.

Для решения теоретических проблем административного права особо важное значение имеет изучение практического опыта организации и дея­тельности органов государственного управления, мер по совершенствованию систем и структур управления, форм и методов работы, административной правоприменительной практики и др.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологический методы исследования.

Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства.

Среди функций науки административного права можно выделить теоре­тическую, прикладную, воспитательную.

Теоретическая функция способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления.

Прикладная функция призвана разрабатывать рекомендации по совер­шенствованию правового регулирования, деятельности государственных ор­ганов, создавать необходимые условия для изучения административно- правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и др.), пропа­ганды правовых знаний.

Воспитательная функция способствует развитию необходимых навыков, подходов, принципов и правил поведения у граждан, служащих, понимания или необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.

Наука административного права Республики Беларусь является состав­ной частью белорусской юридической науки. Она имеет связь с подобными науками зарубежных стран, с юридической практикой своей страны и зару­бежных с тран, опирается на положительные (приемлемые) достижения зару­бежной науки.

Метод правового регулирования используется во всех отраслях права. В наиболее общем виде метод правового регулирования представляет собой систему юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое воздействие на поведение участников общественных отноше­ний.

Метод административно правового регулирования — совокупность правовых средств, способов, приемов, посредством которых регулируются общественные отношения. В качестве способов правового регулирования административное право использует:

1) Запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать соответствующее действие в условиях, предусмотренных административно правовой нормой.

2) Дозволение — предоставляет участнику правовых отношений субъективные права на совершение определенных действий либо отказ от их совершения (право на обжалование действий госуправления)

3) Рекомендация — пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой (альтернативное право обратиться в органы госуправления или суд)

4) Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нор­мой.

(обязанности гражданина получить общегражданский паспорт по достижении определенного возраста)

Методу административно правового регулирования присущ прежде все­го императивность — повелительный характер использования правовых средств, именно они составляют основу деятельности органов гос.управления.

Принципы административного права — основополагающие начала, на базе которых происходит практическая реализация исполнительной власти.

Основные принципы административного права:

1) 11риори гет прав человека над интересами государства;

2) Законности в административном праве;

3) Эффективности административного права — эффективность обеспечи­вается например: работой по принятию и доведению до исполнения решений в сфере правоприменительной деятельности органов госуправления и др.

Источниками административного права являются акты госорганов, в ко­торых содержаться правовые нормы. В зависимости от того кем приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, можно выделить следующие виды источников административного права:

1) Конституция;

2) HIIA национального собрания:

Законы

Постановления палат парламента

3) НПА президента Республики Беларусь:

Декреты

Указы

4) НПА совета министров:

Постановления

5) НПА министерств и ведомств, входящих в систему республиканских органов госуправления:

Постановления республиканских органов госуправления (МВД)

Инструкция

Правила

Устав (положение)

Приказы

6) НПА местных органов власти — решения местных советов депутатов и распорядительных органов (исполкомов);

7) Регламент;

8) Международные договоры, соглашения Республики Беларусь.

Источником административного права, не содержащим норм права рас­считанных на многократное применение можно отнести:

1) распоряжения президента

2) распоряжения председателей палат парламента

3) распоряжение премьер-министра

4) ненормативные (индивидуальные) приказы министерств и ведомств

5) распоряжения глав местных исполнительно-распорядительных органов.

Под системой административного права можно понимать объединен объединенные единой целью отрасль права, науку и учебную дисциплину. Отрасль административного права представляет собой совокупность административноправовых норм, институтов и подотраслей. Нормы административного права группируются по институтам административного права. Институт админи­стративного права — совокупность близких по юридическому содержанию норм, регулирующих определенную сферу отношений в рамках объекта ад­министративного права (институт государственного принуждения по адми­нистративному праву).

Система науки административного права шире системы отрасли права.

Во-первых, система науки административного права представляет собой не только сумму научных знаний о действующем административном праве и его институтах, но также знания о наиболее общих категориях (понятиях) админи-стративного права: предмете, методе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административно-правовых отношениях и их видах, субъектах и объектах этих отношений, исполнительной власти и ее признаках и функциях. Это базисные категории первого уровня.

Во-вторых, система науки административного права строится на началах, характерных для построения системы любой науки: разрозненный и хаотически расположенный материал систематизируется и превращается в логически стройное единое целое. Систематизация различает метод распределения научного материала на части (в соответствии с правовыми институтами) и метод организации его в целостное образование, доступное для познания и практического использования.

В-третьих, система науки административного права интегрирует мате риал о системах административного права — институционный, процессуальный, отраслевой — в единую систему знаний об административном праве.

Административное право как учебная дисциплина принадлежит к числу фундаментальных и профилирующих учебных дисциплин, изучающихся в юридических вузах. Она изучается во взаимосвязи с уголовным, трудовым, конституционным и другими правами. Система учебной дисциплины административного права неоднозначно трактуется различными учеными-правоведами. Существуют различные взгляды на ее содержание. Эти взгляды можно разделить на 2 основные группы:

1) исследования, признающие целесообразность деления дисциплины на общую часть (нормы, охватывающие управление в целом) и особенную (со­стоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности ис­полнительной власти: экономика, образование, охрана общественного поряд­ка и т.д.);

2) исследования, признающие наличие в учебной дисциплине 3 и более частей.

Таким образом, административное право не только крупная, сложная, но и важная отрасль права, поскольку исполнительной власти в государстве отведена весьма существенная роль. От ее состояния в значительной мере зависит эффективность и законность управления, возможность реализации физическими и юридическими лицами своих прав.

Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 202;

Под системой административного права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и учебная дисциплина которые могут выступать в роли самостоятельных системообразующих явлений.

Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

Что же касается системы учебной дисциплины «Административное право», то на сегодняшний день существуют различные подходы к ее пониманию. Условно, эти подходы, можно разделить на две основные группы:

— первая позиция заключается в признании целесообразности деления административного права на две части – «Общую» и «Особенную»;

— вторая позиция выделяет три и более части административного права.

Сторонники первого подхода, в большинстве своем, в «Общую часть» включают пять групп институтов (подотраслей), которые регулируют и поддерживают:

· основные принципы государственного управления;

· правовое положение субъектов административного права (органов государственного управления, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);

· формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т.п.);

· способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

· основы административно-процессуальной деятельности.

Однако имеется мнение ученых, которые подразделяют систему учебного курса «Административное право» на три части:

1. Первая часть включает общетеоретические вопросы административного права: понятие и содержание предмета, методы системы административного права, административно-правовых норм и отношений субъектов и форм, административно-правовых актов.

2. Вторая часть состоит как из общетеоретических вопросов, так и из вопросов рассматривающих механизм управления в конкретных отраслях и сферах.

3. В третьей части обычно рассматривается административное принуждение, административная ответственность, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

При этом необходимо отметить проблему, связанную с выделением отдельными учеными из общего курса «Административного права» самостоятельного курса «Административный процесс».

Таким образом, система административного права является динамичной, развивающейся в соответствии с процессами, происходящими как в обществе, так и в науке.
6. Наука административного права, ее основные задачи.


Предметом науки ап является исследование законов

Э закономерностей, и особенностей в сфере деятельности исполнительной власти и складывающихся общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ правоприментительной практики, выявление свойств, характерных для административно-правового регулирования.

Основные задачи: 1.исследование предмета ап в современных условиях становления и развития исполнительной власти; 2. Исследование метода и форм правового регулирования исполнительно-распорядительной деятельности в условиях рыночных отношений; 3. Исследование правового статуса органов исполнительной власти как субъектов ап; 4. Исследование правового положения физических лиц в сфере гос. управления; 5. Исследование админ-правов. статуса госуд. и негосуд. служащих; 6. Исследование правового положения негосуд. и обществ. объединений в сфере управления; 7. Исследование административного производства и его видов; 8. Исследование административного процесса и его видов; 9. Исследование эффективности обеспечения законности и дисциплины в исполнительной деятельности.

Все эти задачи исследуются в единтстве, т.к. они тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют предмет науки ап. Особым элементом предмета науки административного права является правотворческая и правоприментильная деятельность орган исолнительной власти.

Основная задача – исследовать предмет науки с целью выработки рекомендаций по созданию благоприятных условий для успешного функционирования государства и общества в целом.

Добавить комментарий

Закрыть меню