Административная правоспособность и дееспособность

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоАдминистративное правовопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 451-456

1. Административная дееспособность гражданина РФ наступает в полном объеме в возрасте:
• 18 лет
2. Административная деликтность — это:
• административная ответственность
3. Административная деликтоспособность гражданина РФ наступает с:
• 16 лет
4. Административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного …
• наказания
5. Административная правоспособность гражданина РФ — это его способность …
• иметь права и обязанности в сфере государственного управления
6. Административная правоспособность гражданина РФ наступает с:
• рождения
7. Административная правоспособность предприятий и организаций, общественных и религиозных объединений как юридических лиц возникает, как правило, с момента:
• государственной регистрации
8. Административно-правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов):
• существенно не различаются
9. Административное наказание, которое может быть применено только в отношении иностранного гражданина-нарушителя государственной границы РФ, привлеченного к административной ответственности:
• выдворение за пределы РФ
10. Административное право сформировалось в России в конце ХIХ — начале ХХ века:
• в результате перехода от полицейского права
11. Административное правоотношение, в котором один из субъектов (участников) подчинен другому, называется:
• вертикальное
12. Административное правоотношение, участники (субъекты) которого не находятся в подчинении друг у друга, называется:
• горизонтальное
13. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста:
• 16 лет
14. Административные правоотношения делятся на вертикальные и горизонтальные в зависимости от:
• соотношения прав и обязанностей участников
15. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок:
• до 15 суток
• до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции

Раздел 2 Субъекты административного права.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

1. Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как:

а) иностранный гражданин;

б) гражданин РФ;

в) апатрид;

г) бипатрид.

2. В Российской Федерации дела о гражданстве не рассматриваются:

а) Президентом РФ;

б) Министерством иностранных дел;

в) Министерством внутренних дел;

г) Правительством РФ;

д) Советом Безопасности.

3. Прием в гражданство в общем порядке не предполагает:

а) принесение присяги РФ;

б) наличие ценза оседлости;

в) владения русским языком;

г) наличия законного источника средств к существованию.

4. Особый статус гражданина в административном праве предполагает:

а) права и обязанности, которые гражданин приобретает по своему желанию для удовлетворения своих индивидуальных потребностей;

б) возможность заниматься трудовой профессиональной деятельностью;

в) гражданский правовой статус;

г) правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

5. Минимальный возрастной ценз административной дееспособности составляет:

а) 7 лет;

б) 8 лет;

в) 14 лет;

г) 16 лет;

д) 18 лет;

е) 21 год.

6. Обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав или законных интересов называется:

а) жалобой;

б) предложением;

в) заявлением;

г) письмом.

7. Неограниченно по содержанию право на:

а) общую судебную жалобу;

б) общую административную жалобу;

в) специальную административную жалобу;

г) специальную судебную жалобу.

8. Срок рассмотрения общей административной жалобы составляет:

а) 10 дней;

б) один месяц;

в) 3 месяца;

г) срок рассмотрения жалобы не ограничен.

9. Рассмотрение заявлений и принятие решений по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимается в срок до:

а) трех лет;

б) двух лет;

в) одного года;

г) 6 месяцев.

10. Не предполагает членства:

а) общественная организация;

б) общественное движение;

в) общественный фонд;

г) общественное учреждение;

д) орган общественной самодеятельности;

е) профсоюз.

11. Общественное объединение проходит государственную регистрацию:

а) в органе юстиции и налоговом органе;

б) в органе местного самоуправления;

в) в органе юстиции;

г) в налоговом органе.

12. Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории:

а) более половины субъектов РФ;

б) менее половины субъектов РФ;

в) одного субъекта РФ;

г) муниципального образования.

13. Централизованная религиозная организация состоит
не менее чем из:

а) одной местной религиозной организации;

б) двух местных религиозных организаций;

в) трех местных религиозных организаций;

г) четырех местных религиозных организаций;

д) пяти местных религиозных организаций.

14. Через сколько лет своего существования на данной территории религиозная группа может быть преобразована в религиозную организацию:

а) 10;

б) 15;

в) 20;

г) 50.

15. Учредителями религиозной организации могут быть:

а) не менее двух граждан РФ;

б) не менее десяти граждан РФ;

в) не менее десяти физических лиц;

г) физические и юридические лица;

д) юридические лица – религиозные организации.

16. Признаки религиозного объединения:

а) коммерческий характер деятельности;

б) цель – совместное вероисповедание;

в) территориальный масштаб деятельности;

г) длительность существования;

д) стремление к совершению богослужений;

е) возможность осуществлять обучение религии и религиозное воспитание.

17. В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

а) государственные комитеты;

б) федеральные ведомства;

в) федеральные министерства;

г) федеральные департаменты;

д) федеральные агентства;

е) федеральные службы.

18. Высшее должностное лицо субъекта Федерации:

а) назначается на должность Президентом РФ;

б) избирается населением;

в) назначается на должность Президентом РФ с согласия законодательного органа субъекта Федерации;

г) назначается на должность Президентом РФ с согласия федерального законодательного органа;

д) выбирается законодательным органом субъекта Федерации.

19. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации составляет:

а) не более 3 лет;

б) не более 5 лет;

в) пожизненно;

г) по усмотрению Президента РФ.

20. Председатель Правительства РФ:

а) назначается на должность Президентом РФ;

б) избирается населением;

в) назначается на должность Президентом РФ с согласия Федерального Собрания РФ;

г) назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ;

д) выбирается федеральным законодательным органом

21 . В состав Правительства РФ входят:

а) Председатель Правительства;

б) заместитель Председателя Правительства;

в) федеральные министерства;

г) федеральные министры;

д) министры субъектов Федерации;

е) директор Центрального банка России.

22. Функции по оказанию государственных услуг реализуют:

а) Правительство РФ;

б) федеральные министерства;

в) федеральные службы;

г) федеральные агентства.

Функции по управлению государственным имуществом реализуют:

а) Правительство РФ;

б) федеральные министерства;

в) федеральные службы;

г) федеральные агентства.

24. Исходя из классификации государственных органов, Правительство РФ является органом:

а) коллегиальным;

б) единоначальным;

в) производным;

г) первичным;

д) общей компетенции;

е) специальной компетенции.

24. Министерство образования и науки является органом:

а) общей компетенции;

б) специальной компетенции;

в) отраслевой компетенции;

г) межотраслевой компетенции.

26. Контрольно-надзорные функции государственного
органа предопределяют его компетенцию:

а) общую;

б) специальную;

в) отраслевую;

г) межотраслевую.

27 . Президент РФ в сфере исполнительной власти:

а) отправляет в отставку Правительство РФ;

б) утверждает Постановления Правительства РФ;

в) утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

г) может председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

д) возглавляет исполнительную власть в РФ.

28. Систему и структуру органов исполнительной власти субъекта РФ формирует:

а) высшее должностное лицо субъекта РФ;

б) законодательный орган субъекта РФ;

в) Президент РФ;

г) Правительство РФ;

д) Федеральное Собрание РФ.

29. Категории должностей государственной гражданской службы:

а) руководители;

б) секретарь;

в) советники;

г) главные;

д) специалисты;

е) обеспечивающие специалисты.

30.. Минимальный возраст поступления на государственную гражданскую службу:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 21 год;

г) 25 лет;

д) 35 лет.

31. Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе:

а) 50 лет;

б) 55 лет;

в) 60 лет;

г) 65 лет;

д) 70 лет.

32 Аттестация государственных гражданских служащих проводится:

а) ежегодно

б) один раз в три года

в) один раз в пять лет

г) при пролонгации служебного контракта

д) не реже одного раза в четыре года и не чаще одного раза в два года

33. Квалификационный экзамен на государственной гражданской службе сдается:

а) ежегодно;

б) при пролонгации служебного контракта;

в) не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года;

г) не реже одного раза в три года;

д) не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет.

34. Для содействия лицам, занимающим государственную должность руководителя, учреждается должность:

а) специалиста;

б) обеспечивающего специалиста;

в) консультанта;

г) советника.

35. Постановка граждан на воинский учет осуществляется в возрасте:

а) 14 лет;

б) 15 лет;

в) 16 лет;

г) 17 лет;

д) по окончании службы в Вооруженных Силах РФ.

36 . Первый контракт о прохождении военной службы граждане РФ вправе заключать в возрасте:

а) от 18 до 30 лет;

б) от 18 до 40 лет;

в) от 18 до 45 лет;

г) от 20 до 40 лет.

37. Максимальный предельный возраст пребывания в за
пасе Вооруженных Сил РФ:

а) 40 лет

б) 45 лет

в) 50 лет

г) 55 лет

д) 60 лет

е) 65 лет

38. Возраст поступления на службу в полицию:

а) от 18 до 30 лет;

б) от 18 до 35 лет;

в) от 18 до 40 лет;

г) от 21 до 35 лет.

39. Выделите признаки, характерные для военной службы:

а) может регулироваться как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Федерации;

б) цель – обеспечение целостности и суверенитета страны;

в) может осуществляться как в добровольном порядке, так и по призыву;

г) подразделяется на федеральную и службу субъектов РФ;

д) особый порядок привлечения к ответственности лиц, проходящих военную службу.

Дополните утверждение.

40 … — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, но имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

41.. — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств гражданства иностранного государства.

42. …- выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в РФ и транзитный проезд через территорию РФ по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому РФ в этом качестве.

43. Виза может быть однократной, двукратной и ….

44. …- документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.

34. … – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

45. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и … .

46. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, …, региональные и местные общественные объединения.

47. В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве … .

37 . Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, …, федеральные агентства.

48. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный (представительный) орган субъекта РФ не позднее чем … дней до истечения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ

49. Под … понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ.

50. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и … службу.

51. Должности гражданской службы подразделяются на высшие, главные, …, старшие и младшие.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

КАС РФ Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в п. 2 ч. 2 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ).

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

1. Способность лица своими действиями осуществлять права,

предусмотренные административно-правовыми нормами.

2. Способность лица своими действиями осуществлять обязанности,

регулируемые административно-правовыми нормами.

3. Несение ответственности в соответствии с административно-правовыми

нормами.

4. Возникновение позднее административной правоспособности.

5. Возникновение ранее административной правоспособности.

5.Что является субъектом административного права?

1. Органы исполнительной власти.

2. Органы местного самоуправления.

3. Государственные служащие.

4. Общественные организации.

5. Физические лица, организации.

6. Какое значение имеют юридические факты в административном

Праве?

1. Не имеют значения.

2. Имеют значение, но не определяющее.

3. Имеют определяющее значение.

4. Невозможно определить.

5. Чаще имеют значение, чем не имеют.

7. Как следует расположить составляющие демократизма в порядке

Возрастания их значимости?

1. Гласность.

2. Разделение властей.

3. Народовластие.

4. Ответственность.

Как следует расположить федеральные органы исполнительной власти

В порядке возрастания их правового статуса?

1. Органы специальной компетенции.

2. Территориальные органы.

3. Центральные органы.

4. Органы общей компетенции.

Понятие должностного лица.

1. Лицо, выполняющее управленческие функции.

2. Руководитель, служащий, сотрудник или работник организации,

обладающий властными полномочиями.

3. Лицо, постоянно, временно или по специальному постановлению

осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее

организационно-распорядительные и административно-хозяйственные

функции в государственных органах, органах местного самоуправления.

4. Руководящий работник, имеющий властные полномочия.

Что является основной целью деятельности коммерческой

Организации?

Производство материальных благ.

2. Извлечение прибыли.

3. Отсутствие прибыли.

4. Самоокупаемость.

5. Распределение прибыли.

11. Что предполагает порядок образования организации?

1. Разработку и утверждение устава.

2. Подготовку и утверждение учредительного договора.

3. Решение собственника.

4. Направление пакета документов на государственную регистрацию.

5. Государственную регистрацию.

Что должен содержать ведомственный нормативный акт?

1. Наименование органа (органов), издавшего акт


2. Наименование вида акта и его название.

3. Введение.

4. Дату подписания (утверждения) акта.

5. Место подписания акта.

Что является сущностью принуждения?

1. Применение принуждения одновременно к нескольким субъектам права.

2. Осуществление принуждения в связи с неправомерным, вредным для

общества деянием как реакции на вредоносное поведение.

3. Применение правового принуждения только конкретным субъектам права,

которые нарушили юридические нормы.

4. Осуществление правового принуждения посредством юрисдикционных,

правоприменительных актов.

5. Существование государственной монополии на правовое принуждение.

Что является видами административного принуждения?

1. Административно-восстановительные меры

2. Меры пресечения.

3. Меры взыскания (меры наказания).

4. Меры поощрения.

5. Меры убеждения.

Как следует расположить виды административных наказаний

Юридического лица в порядке возрастания их степени

Ответственности?

1. Административный штраф.

2. Предупреждение.

3. Конфискация предмета административного правонарушения.

4. Возмездное изъятие предмета административного правонарушения.

Что подразумевается под административным наказанием

Юридического лица?

1. Лишение лицензии.

2. Конфискация предмета административного правонарушения.

3. Аннулирование ранее выданного сертификата на изготовляемую

продукцию.

4. Ликвидация юридического лица.

5. Административный штраф.

Что является административным правонарушением?

1. Любое противоправное действие физического лица.

2. Противоправное действие юридического лица.

3. Виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за

которое установлена административная ответственность.

4. Противоправное действие физического или юридического лица, за

которое установлена административная ответственность.


Кто выступает в роли субъектов административных

Правонарушений?

Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т.д. обладают все лица, закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. А право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года.

Достаточно жесткие требования, причем и возрастного плана, предъявляются к лицам, претендующим на должности судей. Так, если судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет, то судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ — 35 лет с юридическим стажем не менее 10 лет, а Конституционного Суда РФ — 40 лет с соответствующим стажем работы не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы — окончательно.

Право на службу в органах внутренних дел кроме общих требований, предъявляемых к государственным служащим, определяется физическими данными, отвечающими особым требованиям, и другими обстоятельствами, которые закреплены в нормах Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах и т.д. Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий.

Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. В пограничных зонах, закрытых городах, заповедных зонах, наоборот, устанавливаются особые правила въезда и пребывания людей, ограничиваются иные права и свободы проживающих там граждан.

Можно также привести примеры, когда законодательство предусматривает возможность в случае совершения гражданами административных правонарушений временно лишать их отдельных прав, допустим, права управления транспортными средствами.

Таким образом, будучи в принципе равной, в реальности административная правоспособность для различных людей неодинакова. Однако Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в административно-правовой сфере, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст.

60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения. Пример первого случая: положение Конституции РФ, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными.

Пример второго случая: норма Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которой гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности реализуются лицами через своих законных представителей, которыми могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако законодательством также предусмотрен ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.

Добавить комментарий

Закрыть меню