Административная отрасль права

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Главный н.п.а. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права.

Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

Лекция 4. Субъекты административного права

Лекция 6.

Государственное управление

Лекция 7. Административное принуждение

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

— принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

— обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

— гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

— принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

— принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

— принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

— принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

— принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Лекция 1.

Административное право как отрасль права

Административное право как отрасль российского права

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ,

которая призвана регулировать общественные отношения, непосредственно связанные с

государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно и называются

управленческими. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и

составляют предмет административного права.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного

права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности — это

функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное

право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций,

методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ

на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.

Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие

государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому

назначению управленческим правом (или — правом управления). Закрепляя

соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает

управленческим общественным отношениям характер правоотношений.

Для правильного понимания предмета административного права необходимо

учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на его

реальное место в российской правовой системе, на его служебную роль.

Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право оказывает на

управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, то

есть соответствующий интересам государства и общества, характер.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой

государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-

политическими процессами свойственными для них средствами (методами). Границы

сферы государственного управления, в которой возникают общественные отношения,

регулируемые административным правом, определяются прежде всего наличием

специальных субъектов — органов исполнительной власти (исполнительных органов).

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые в

соответствии с нормами российского законодательства регламентируются не

административным, а другими отраслями права (например, заключение гражданско-

правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать

нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права,

причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных

органов

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с участием

соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу

осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций. Имеется

в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных полномочий.

Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта

исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

В-третьих, следует особо подчеркнуть, что управленческими по своей сути могут

быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового и даже

гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-

правового регулирования.

Так, в зависимости от особенностей их участников выделяются

следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на

различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие

органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на

одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства,

администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их

организационном подчинении (ведении) государственными объединениями

(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы

местного самоуправления;

д) между субъектами исполнительной власти и негосударственными

хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и

учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

е) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом

аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства

Российской Федерации. Основой в данном случае служат Федеративный договор и его

ведущие позиции, закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 5, 71—72). По

этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными

органами субъектов Федерации, то есть республик, краев, областей, автономных областей,

округов, городов федерального значения.

Это, например, отношения между

Правительством РФ и правительствами республик, администрацией краев, областей и т.

п.;

б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов

Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух

областей и т. п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации

(например, между администрациями края и входящего в его состав автономного округа).

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от

конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового

регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

а) внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения,

связанные с формированием управленческих структур, определением основ

взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав

и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

б) внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты,

не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на

общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих

отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых

дополнениях.

Во-первых, в специально предусмотренных действующим законодательством РФ или

подзаконными административно-правовыми нормами случаях в управленческих

отношениях, регулируемых административным правом, субъект исполнительной власти

может отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной

по юридическому смыслу стороной, которая наделена необходимым объемом

юридически-властных полномочий. Эта сторона получает тем самым возможность

выступать уже и от имени государства.

Так, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными

государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления

материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

Во-вторых, особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны

между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и

исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления, с

другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в

систему органов государственной власти (ст. 12). Однако эти органы не могут быть

исключены из числа возможных участников управленческих отношений, регулируемых

административным правом1

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере

государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований.

Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе

функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а

также органов прокуратуры.

Подобного рода внутриорганизационные отношения также регулируются нормами

административного права.

Следовательно, предмет административного права достаточно разнообразен, но в

принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей

природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются

задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в

процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной

власти, а также органов прокуратуры; в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного

самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера,

возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других

негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными

объединениями внешне властных функций и полномочий.

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой

режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в

полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных

участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное

проявление служебной роли данной отрасли российского права, его регулятивная

функция.

Таким образом, административное право — отрасль российской правовой системы,

представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования

общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации

исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления

государственно-управленческой деятельности).

  • 2.1. Понятие и признаки отрасли административного права
  • 2.2. Предмет административного права
  • 2.3. Метод административного права
  • 2.4. Система административного права
  • 2.5. Источники (формы) административного права
  • 2.6. Административное право в системе российского права
  • Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

    2.1. Понятие и признаки отрасли административного права

    Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Признаки отрасли административного права:

    • является одной из основополагающих отраслей публичного права;

    • представляет собой совокупность юридических норм;

    • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

    • имеет свой метод правового регулирования;

    • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

    • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

    Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

    2.2. Предмет административного права

    Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

    Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

    По субъектному признаку:

    • между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

    • между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

    • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

    • между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

    • между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

    • между субъектами исполнительной власти и гражданами;

    • между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:

    • между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

    • между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

    • между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

    В зависимости от направления воздействия:

    • внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

    • внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

    Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

    2.3. Метод административного права

    Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

    Характеристика административно-правового метода:

    1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

    2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

    3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

    4) не исключает использования диспозитивных средств;

    5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

    Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

    Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

    Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

    В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

    2.4. Система административного права

    Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

    Признаки системы административного права:

    • обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

    • представляет собой объективное правовое явление;

    • характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

    • включает определенные элементы;

    • изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

    Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

    Существуют следующие институты административного права:

    • принципов государственного управления;

    • административно-правового статуса граждан (физических лиц);

    • административно-правового статуса органов исполнительной власти;

    • государственной и муниципальной службы;

    • административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

    • административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

    • административно-правовых режимов;

    • форм государственного управления;

    • методов государственного управления;

    • административной ответственности;

    • административного процесса;

    • обеспечения законности в государственном управлении;

    • административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

    • административно-правовых основ управления в сфере экономики;

    • административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

    • административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

    2.5. Источники (формы) административного права

    Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

    • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

    • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

    • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

    • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

    • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

    Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

    Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

    Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

    Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов.

    В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

    2.6. Административное право в системе российского права

    Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

    • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

    • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

    • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

    • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности.

    Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

    • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

    • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

    • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

    Понятие и признаки отрасли административного права

    Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

    Признаки отрасли административного права:

    • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
    • представляет собой совокупность юридических норм;
    • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
    • имеет свой метод правового регулирования;
    • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
    • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

    Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

    Предмет административного права

    Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предметадминистративного права.

    Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

    По субъектному признаку:

    По признаку государственно-территориального устройства:

    • между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
    • между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
    • между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

    В зависимости от направления воздействия:

    • внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
    • внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

    Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

    Метод административного права

    Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

    Характеристика административно-правового метода:

    1. представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
    2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
    3. чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
    4. не исключает использования диспозитивных средств;
    5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

    Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

    Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

    Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

    В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

    Источники (формы) административного права

    Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.

    Виды юридических источников административного права:

    • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
    • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;
    • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
    • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
    • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

    Правосознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

    Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

    Виды нормативных правовых актов — источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

    Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

    Административное право в системе российского права

    Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

    • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
    • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ.

      Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

    • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
    • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
    • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
    • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
    • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

    Добавить комментарий

    Закрыть меню