2 функции финансов

Распределительная функция финансов.

Финансы: сущность, характеристика как экономической категории, функции, экономические основы функционирования

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Роль и значение финансов зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономическом устройстве страны. Не всякие де­нежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отли­чаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы — экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП)1 и национального дохода, орудие контроля за образовани­ем и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; • государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесе­нии платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной системы; • страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате стра­ховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

К финансам относятся также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Ос­новные доходы формируются при распределении национального до­хода среди участников материального производства.

Первичные доходы (зарплата работников и доходы предпринимателей, возникающие в сфере материального производства) еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее рас­пределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений; • с наличием наряду с реальным сектором непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); • с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования ко­нечных пропорций использования национального дохода. Перераспределение национального дохода происходит между произ­водственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, от­раслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и вало­вого внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состо­ит в развитии производительных сил и рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широ­ких слоев населения.

Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 559;

Введение

Для понимания сущности финансов, их природы и значения прежде всего надо четко уяснить, что, возникая на основе денег они выражают особую систему экономических отношений. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы — это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII-XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов.

Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости ВВП.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством.

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

На современном этапе финансы выступают одним из важнейших инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, преодоления кризисных явлений в общественном развитии. Это обусловлено существенным расширением и разнообразием финансовых отношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы. В связи с этим раскрытию сущности финансов, их экономической роли в условиях перехода к рыночным отношениям уделяется все большее внимание.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную.

Таким образом, прежде чем дать определение финансам, напомним качественные характеристики экономической категории «финансы», позволяющие выделить их из других экономических категорий. Финансовые отношения — составная часть денежных отношений. Финансовые отношения возникают на стадии распределения ВВП и национального дохода. Материальным содержанием этой категории являются финансовые ресурсы. Финансы способны оказывать воздействие не только на процесс распределения, но и на все другие стадии общественного воспроизводства. Объективный характер финансов не исключает государственного управления финансовыми отношениями.

Финансы — экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан.

Цель работы подробно рассмотреть сущность и функции финансов.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть предпосылки возникновения финансов;
-проанализировать понятие и сущность финансов;
-изучить функции финансов и методы управления ими.

1 Развитие финансов

1.1 Природа и история появления финансов в человеческом обществе

В историческом аспекте значение слова «финансы» непрерывно менялось. В толковом словаре В.И.Даля (издание 1882г.) финансы интерпретируются как «государственная казна и счеты ее».

В большом финансово-экономическом словаре А.Г.Пифагора финансировать-вести финансовые операции с деньгами; финансы — это капитал, участвующий в каком-либо проекте; доходы; средства.

Финансы возникли в условиях постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Предметом науки о финансах являются государственные финансы. Здесь речь идет об изучении, экономическом анализе и оценке государственного сектора экономики, причем центральное место занимает изучение использование доходов и расходов государства, которые находят свое отражение в государственном бюджете.

Государственные доходы и расходы применяются в качестве финансово-политических инструментов для достижения определенных целей. Однако изучение только общих доходов и расходов во многих случаях является недостаточным. Так, исполнение задач государственного управления в зависимости от сферы деятельности находит свое отражение в основном бюджете. Государство может не только широко использовать финансово-политические инструменты, но и применять непосредственный финансовый контроль, централизованное финансовое планирование, регулирование цен и объемов производства (на государственных предприятиях), законодательство (холдинговое законодательство, законы о защите окружающей среды, законы о национальной безопасности и др.) и денежную политику. Эти инструменты не всегда независимы от финансово-политических решений, так как зачастую имеется несколько альтернативных инструментов (например, установление допустимых стандартов загрязнения атмосферного воздуха).

Прежде чем рассматривать сущность и содержание финансов, необходимо выяснить их природу и историю появления в человеческом обществе.

Человеческое общество, с экономической точки зрения, представляет собой единство двух равнозначных и взаимосвязанных сторон: производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы характеризуют отношения людей к природе и представляют собой соединение человека (рабочая сила) со средствами производства (материально-техническая база).

Производственные отношения – это отношения между людьми, в которые они вступают для совместной деятельности. Производственные отношения возникают между людьми в процессе движения общественного продукта от производства до его потребления. Они бывают двух видов: организационные и экономические.

Организационные производственные отношения возникают в процессе производства как такового, например отношения между работодателем и работниками и т.п. Эти отношения вызваны разделением труда между работающими людьми и характеризуют состояние производства.

Экономические производственные отношения – это отношения между людьми по поводу присвоения ими средств труда и продуктов производства, т.е. отношения собственности.

Натуральные отношения реализуются через изъятие части продуктов производства в натуральной форме.

Денежные отношения проявляются через оборот денег. В процессе оборота деньги становятся капиталом.

Капитал– это деньги, предназначенные для увеличения прибыли. Таким образом, деньги создают условия для проявления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы носят денежные характер. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег- нет финансов.

Согласно культурно-исторической периодизации, разработанной в конце 19 веке американским этнографом и историком первобытного общества Л.Морганом и немецким экономистом В.Энгельсом, человеческое общество в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию. Каждая из них состоит из трех ступеней: низшей, средней, высшей.

Финансы как историческая категория являются продуктом цивилизации. Они возникли на высшей ступени цивилизации с появлением торговли и развиваются как ее производственная часть.

Разделение общественного труда и расчленение общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его общественным строем в форме государства.

Стада животных, домашняя утварь и другие предметы быта из родовой (семейной) собственности перешли в частную и стали предметом обмена. Тем самым они превратились в товар.

Развитие товарообмена потребовало появления знака обмена, т.е. посредника процесса обмена. Таким знаком обмена становятся деньги.

Интересен процесс эволюции денег и отношение к ним в обществе. Для неспециалистов в области денег, финансов и кредита, как писал американский экономист лауреат Нобелевской премии Ф.А.Хайек, деньги, которые мы ежедневно пускаем в ход, остаются вещью совершенно непостижимой, они в одно и то же время завораживают, приводят в недоумение и отталкивают. Однако двойственное отношение к ним встречается еще чаще: деньги воспринимаются одновременно и как самый мощный инструмент свободы, и как самое злостное орудие угнетения. Иначе говоря, деньги можно истратить как на благие, так и на негативные дела.

В обществе все большую роль стали играть люди, у которых было много денег. Это привело к образованию класса купцов и появлению капитала, обособлению торговли от производства, разделению труда между ремесленниками и крестьянами (т.е. между городом и деревней), а впоследствии – и разделению городского труда на отдельные отрасли.

Развитие процессов купли-продажи товаров за деньги привело к появлению денежного кредита и пунктов обмена денег, а вместе с ними возник процент как плата за кредит, появилось ростовщичество.

Под ростовщичеством понимается любая деятельность кредитования под процент. Ростовщический кредит – это денежный кредит, за пользование которым с заемщика взыскиваются высокие проценты, резко отличающиеся от общепринятых норм. По общему правилу ростовщичество противоречит «экономической нравственности», так как чрезвычайно обогащает имущих (даже не участвующих в экономической жизни) за счет заемщиков, которые участвуют в ней.

Как специфическая разновидность ростовщического кредита при феодализме появился международный кредит. Он использовался главным образом для финансирования войн, крестовых походов и содержания королевский домов Европы.

Таким образом, со временем часть денег превращается в капитал, т.е становится деньгами, предназначенными для извлечения прибыли.

Стремление к прибыли – это как раз то, что позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы. Цены и прибыль – это инструменты, помогающие предпринимателю расширить пределы обозреваемого, так же как и бинокль помогает солдату, охотнику, моряку или летчику.

Развитие капитала в дальнейшем привело к появлению ценных бумаг: акций, облигаций, векселей, т.е. заменителей денег.

Постепенно формы капитала трансформировались. Помимо денежной формы капитала, появились материальная, или имущественная (земля, недвижимость и др.), и нематериальная (знания, способности человека и др.) формы.

С другой стороны, государству для выполнения своих функции требовались материально – вещественные ресурсы и денежные средства, которые оно собирало в принудительной форме с помощью различных сборов и налогов.

Финансы и кредит / Финансовое право / 1.2 Функции финансов

Основными функциями, присущими категории «финансы» являются распределительная и контрольная (рис. 1.2). Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая операция состоит из распределения общественного продукта и национального дохода и контроля за их распределением и перераспределением.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении национального дохода, которое заключается в создании первичных доходов и перераспределении их для создания вторичных доходов. Сумма первичных доходов равна национальному доходу.

Основные доходы получаются двумя группами участников материального производства, которые собственно и создают национальный доход:

· наемными работниками, служащими, индивидуальными предпринимателями, фермерами;

· производственными и торговыми предприятиями.

Кроме собственно перераспределения дохода распределительная функция финансов должна оказывать положительное влияние на сбалансированность и эффективность производства. Финансы – это инструмент, посредством которого государство влияет на экономику страны, стимулирует ее развитие. В процессе распределения финансов происходит дальнейшее перераспределение национального дохода и формирование вто

ричных доходов в производственной и, особенно, непроизводственной сферах.

Вторичные доходы формируются при перераспределении средств между:

· производственной и непроизводственной сферами хозяйства;

· различными отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населения.

Основная цель распределения и перераспределения национального дохода заключается в обеспечении социальных потребностей населения, стимулировании экономики, организации работы государственных органов и т.д.

Контрольная функция означает участие финансов в процессе контроля за соблюдением установленных правил финансовой деятельности, целесообразности финансовых расходов, своевременности осуществляемых операций.

Финансовый контроль затрагивает все сферы жизнедеятельности страны. Он обеспечивает законность финансовой и хозяйственной деятельности и призван предупреждать экономические преступления. Финансовому контролю уделяется огромное значение в любой стране с демократической экономикой, поскольку это зачастую единственная возможность контроля экономических процессов, и выявления преступлений и правонарушений против собственности и в сфере экономической деятельности.

Конкретизируя задачи финансового контроля необходимо отметить, что он призван обеспечить соблюдение законодательства по финансовым вопросам, своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговыми органами, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется различными субъектами самостоятельно или совместно, во взаимодействии с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процесс воспроизводства.

Государство влияет на экономику комплексно. Этот процесс включает в себя финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальные мероприятия, политику налоговую, валютную и таможенную. Стимулирование определенных отраслей промышленности, регионов страны позволяет влиять на ее экономику и социальную ситуацию. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность, имеющую значительные преференции на внутреннем рынке за счет налоговых льгот и завышенных таможенных пошлин на импортные автомобили. Другим примером могут являться дотации некоторым субъектам Федерации в крупных размерах для выравнивания социальной ситуации в стране и снятия социальной напряженности.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Стабилизационная функция призвана обеспечить всех участников экономических процессов одинаковыми условиями, а всех граждан страны равными возможностями в разных регионах государства. Стабилизация экономики посредством финансов применяется в Российской Федерации не в полной мере. Регулирующая функция финансов преобладает в развитых странах с рыночной экономикой. Преобладание в экономике распределительной и контрольной функций больше характерно для командно-административной экономики. Применение стабилизационных и регулирующих механизмов позволяет плавно влиять на ситуацию в стране и не допускать дисбаланса между регионами страны и отраслями промышленности. Особое значение имеет фактор стабильности финансового законодательства, необходимый для осуществления долговременной инвестиционной политики.

Все рассмотренные функции финансов реализуются через различные финансовые механизмы. Основными из них являются совокупность организационных форм финан

совых отношений в экономике страны, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

1.2 Функции финансов

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия — дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства.

Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования.

Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929—1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т.п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идет, прежде всего, о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств .

1.3 Финансовая система государства и ее звенья

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов. Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств.

Многообразие фондов денежных средств и соответствующих им финансовых отношений обусловило деление их на уровни. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие – децентрализованными. Общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это прежде всего обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.

Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества.

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

Добавить комментарий

Закрыть меню