19 век музыка

Веризм.

Во второй половине XIX века возникает новое направление в оперном искусстве – ВЕРИЗМ (от итальянского «vera» — истинный, правдивый).

Композиторы, относящиеся к этому направлению, стремились отражать реальную действительность – правдивые истории из жизни простых людей, часто с трагичным концом.

Жорж Бизе – французский композитор, прославившийся оперой «Кармен» —

О судьбе простой цыганки, но гордой и независимой в своих чувствах.

Его музыка отличается колоритностью народных сцен, ярким мелодизмом и правдивостью сюжета.

Джакомо Пуччини– итальянский композитор. Известен операми: «Тоска», «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан), «Богема». Это яркий представитель веризма. Музыка его выразительна и очень красивая.

Джузеппе Верди –итальянский композитор, автор 26 опер. Вошел в историю, как создатель знаменитых опер: «Аида», «Риголетто», «Травиата», а также как реформатор французской оперной школы.

Шарль Гуно – французский композитор. Создатель 12опер, самая известная из них — «Фауст», прославившую его на весь мир. Она отличается лиризмом, и искренностью чувств.

Все эти композиторы имели свой стиль письма, прекрасные мелодии, но всех их объединяло то, что они трогательно рассказывали музыкальным языком о глубоких чувствах простых людей.

Во второй половине XIX века своими симфониями выделяется немецкий композитор Йоганес Брамс.Его «Венгерские танцы» построены на народных интонациях и в то же время опираются на традиции великих предшественников Баха, Бетховена.

Большое развитие получил в это время жанр вальса. Королем этого жанра стал австрийский композитор Иоганн Штраус – сын. Его оперетты и вальсы до сих пор поражают красотой и полетностью мелодий.

В это время во Франции зарождается новое течение ИМПРЕССИОНИЗМ.

В музыке его основателями стали Морис Равель и Клод Дебюсси. Их музыка прозрачна и воздушна, они рисуют образы природы, портреты людей.

Популярны во всем мире «Болеро» Равеля, «Лунный свет» и «Девушкас волосами цвета льна» Дебюсси.

В Австрии и Германии в музыке Шёнберга, Веберна и Берга появляется новое течение ЭКСПРЕССИОНИЗМ, отражающее мировой хаос. Их музыка очень сложная, воспринимается как нагромождение звуков.

Пауль Хиндемит и Карл Орф пытаются вернуть музыку к простоте.

Финский композитор Ян Сибелиус обращается к родному фольклору.

Испанец Мануэль де Фалья воскрешает огненные ритмы испанского танца. Ритмы джаза вносит в симфонические произведения Франк Пуленк(«Негритянская рапсодия»)


Сейчас классические произведения остаются в поле внимания современных музыкантов. Часто они звучат в обработке роковых ансамблей. Появляются даже рок-оперы. Например: «Иисус Христос супер-звезда» Ллойда Вебера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова.

10. Зарубежная музыка второй половины XIX века.

В XIX веке, который начался новым течением – романтизмом, жизнь человека и его чувства стали главным содержанием произведений искусства.

Выдающийся немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди вслед за Шубертом насыщает музыку песенными интонациями. Его «Песни без слов» — это яркий образец песенности в инструментальной музыке. А знаменитый «Свадебный марш» из музыки к пьесе-сказке Шекспира «Сон в летнюю ночь» до сих пор поражает своей красотой и торжественностью.

Романтизм в Германии продолжает свое развитие в операх Рихарда Вагнера

Его цикл «Кольцо нибелунга», состоящий из 4-х опер «Золото Рейна, «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» стали образцами романтической оперы XIX века.

Во ФранцииГектор Берлиоз идеи романтизма воплотил в симфонической музыке. Его «Фантастическая»симфония, «Гарольд в Италии» по поэме Байрона, «Ромео и Джульетта» по Шекспиру очень яркие и красочные картины.

Венгерский композитор Ференц Лист создает прекрасные виртуозные произведения, отражающие чувства человека – любовь, преданность Родине, красоту её природы. Наиболее известны его «Венгерская рапсодия» и пьеса «Грёзы любви».

Родина оперы Италия продолжает свои традиции в операх Джоакино Россини «Севильский цирюльник», Винченцо Беллини «Норма», ДзузеппеВерди «Аида», «Риголетто» и др.

В Польше помимо Шопена выдвигается Станислав Монюшко со своей оперой «Галька».

В Чехии Берджих Сметана с оперой «Проданная невеста» и Антонин Дворжак, написавший «Славянские танцы».


Норвегию в XIX веке представлял Эдвард Григ. Его музыка к пьесе Ибсена «Пэр Гюнт» и «Норвежские танцы» навсегда вошли в мировую музыкальную коллекцию.

Все эти композиторы вносили в европейскую музыку свежее дыхание напевов своих стран.

Раздел II

Элементы музыкальной речи.

Самый короткий элемент музыкальной речи – это мотив (слово в музыке, несколько нот).

Фраза – законченная музыкальная мысль, состоит из нескольких мотивов.

Предложение– две или три фразы.

Период – самая короткая форма музыкального произведения. Состоит из нескольких предложений. Период уже может быть самостоятельным произведением.

Простая 2-х частная форма состоит из двух периодов различных по характеру. (а – в)

Простая 3-х частная форма состоит из трёх периодов.1-й и 3-й похожи между собой или вообще одинаковые, а 2-й (середина) контрастный по характеру (противоположный). (а – в – а)

Кроме простых музыкальных форм существуют и сложные. Например:

сложная 2-х частная форма: А (аbа) В (сd), где каждая часть представляет собой простую музыкальную форму 2-х или 3-х частную.

Сложная 3-х частная форма: А(aba) B(cdc) A(aba) здесь то же каждая часть – это простая музыкальная форма, но третья часть является репризой (повторением) первой. Она может повторять её точно или с некоторыми изменениями.

Форма рондов переводе означает круг. Здесь одна и та же тема (РЕФРЕН) повторяется не менее 5-ти раз, а между повторениями звучат новые темы – ЭПИЗОДЫ.

Форма вариаций – это наличие темы и изменение её то есть варьирование:

Некоторое изменение мелодии, ритма, гармонии, фактуры изложения, регистра, но при этом тема должна быть всегда узнаваема.

В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего искусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих народов России, дала толчок к появлению в конце века композиторов мировой величины.

В начале века, под воздействием событий Отечест­венной войны 1812 г., широкое развитие получила героика-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева — автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдова, И.А. Козловского — автора первого российского гимна «Гром победы!»

На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).

Наиболее известным композитором первой половины XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 — 1857). В своем искусстве он выразил коренные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, остается патриотом еврей родины.

Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена.

Другой оперой — «Руслан и Людмила» (1842 г.) — композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера сказка Глинки определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико также значение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Камаринская», две испанские увертюры на темы народных песен, лирический «Вальс-файтазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. Композитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.

Александр Даргомыжский (1813 — 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 — 50-х годов тенденции во всем искусстве. Огромное значение приобретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской девушки в опере «Русалка» или трагическую гибель солдата в «Старом капрале» — всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев русского общества.

Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положила начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор создал замечательные по своей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа — Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы — ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму.

Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные организации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А. Н. Серова закладываются прочные основы классического музыкознания. Все это предопределило подъем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чайковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.


>Тема 10-11. Музыкальная культура Европы XIX века.
>Романтизм как новый этап эволюции культуры.

>Усиление субъективно-личностного начала.

  • Р. Вагнер является автором известных опер: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Кольцо Нибелунга», «Зигфрид», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль».

>Байрейтский театр и «Кольцо Нибелунга» — воплощение фундаментальных творческих идей композитора.

>Композиторские школы Венгрии, Польши, Норвегии, Финляндии.

> Ференц Лист (1811 – 1886) – венгерский композитор, пианист и дирижер.

  • >По инициативе Ф.

    Листа в Будапеште в 1875 г. была создана Музыкальная академия, президентом которой он стал.

  • >Автор цикла фортепианных пьес («Годы странствий»), ораторий («Святая Елизавета», «Христос»), песен («Лорелея»).

>фортепианного творчества ф. Листа – Соната си минор (1853 г.)

> Шопен (1810-1849) – «нежный гений гармонии»

  • >Поэт музыкального романтизма. Его заслуга в создании польской музыкальной школы.
  • > Мазурка происходит от названия жителей области Польши Мазовии – мазуры; городской танец.
  • > Полонез – «польский танец» (франц.) – бальный танец-шествие.

>Ф. Шопен — автор прелюдий, этюдов, ноктюрнов.

  • > Антонин Дворжак(1841-1904) – представитель чешской композиторской школы.

>Лучшей оперой Дворжака считается «Русалка» (1901 г.).

  • >»Славянские танцы» (1878-1887 гг.) для симфонического оркестра.
  • >»Славянские рапсодии».

> Ян Сибелиус (1865-1957) – финский композитор, яркий и самобытный мастер позднего романтизма.

  • >Известность принесли симфонические поэмы («Туонельский лебедь», «Финляндия»), опера («Дева в башне»). Также он написал музыку для пьесы «Смерть».

> Эдвард Григ (1843 – 1907) – норвежский композитор.

  • >Решающее влияние на формирование стиля оказали сочинения немецких композиторов-романистов.
  • >Большинство фортепианных пьес Грига известны под названием «Лирические пьесы» (1867 – 1901 гг.)
  • >Под влиянием народной музыки появились циклы «Норвежские танцы» (1881 г.) и «Симфонические танцы» (1898 г.)

Добавить комментарий

Закрыть меню