19 век Европа

Европейская культура XIX века

В культуре Нового времени XIX век занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.

В своей основе культура XIX века базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура Нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.

Однако новизна исторической ситуации потребовала и новых подходов к решению старого, как мир, фундаментального вопроса всякой культуры: как существует мир, в котором мы живем, и каково место человека в этом мире?

Новизна ситуации – следствие трех эпохальных для судеб европейской культуры событий: промышленного переворота в Англии, войны за независимость Североамериканских колоний и Великой французской буржуазной революции.

Машинный переворот обеспечил беспрецедентный рост производительной силы общественного труда и привел к образованию класса наемных рабочих – пролетариев. «Европа надевает рабочее платье» (Й.Хейзинга). Машинный переворот свел к минимуму гуманистический фактор в труде, усилив отчуждение предмета, процесса и продукта труда от работника. Дегуманизированное материальное производство, основанное на принципах пользы и чистогана, противостоящее миру идеалов и ценностей, оказалось обратной стороной технического прогресса.

Капиталистическая индустриализация к середине XIX века – свершившийся факт в большинстве стран Европы и Северной Америки. Явились закономерным результатом господства рационализма и утилитаризма, промышленный переворот обеспечивает новый скачек в развитии науки и техники. Идет вперед развитие инженерной мысли, опережаемое научными открытиями, толкающими еще дальше развитие промышленности. Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, эпоха интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии… Как показали подсчеты П.Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно – 8.527, вследствие чего техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно. Происходит небывалый пространственно-временной рост мира: в духовный мир человека вошли новые территории, планеты, древние цивилизации. Познание раздвинуло свои границы вглубь и вширь. Но, одновременно, возникли и новые способы преодоления времени и пространства: новая техника, с ее скоростями, средствами связи способствовала тому, что человек смог вместить больше космического времени в меньший отрезок времени житейского, приблизить к себе любую точку планеты. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Мир качественно преобразился.

Сходные процессы происходят в социально-политической жизни. Война за независимость Североамериканских колоний (1774 – 1776) и образование Североамериканских Штатов демонстрируют возросшие возможности освободительной борьбы угнетенных народов, кризис политики, основанной на европоцентризме, перспективы ускоренного их движения по пути капиталистического развития, минуя феодализм. Капитализм преодолевает пределы Европы, обнаруживая тенденцию превращения в мировую систему. Именно эта тенденция и становится определяющей в XIX веке, когда складывается мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок и история становится подлинно всемирной историей. Одновременно формируется мировая культура как целое, как единство многообразия национальных культур, художественных школ и т.д., выдвигая на повестку дня проблему диалога культур.

Серьезные изменения происходят и во внутриполитической жизни буржуазных государств.

XIX век проводит в жизнь практику государственного строительства, в деятельность либеральных партий – сформулированные в XVII в. Дж.Локком основные принципы либеральной доктрины, впоследствии развитые французскими просветителями; складывание буржуазной государственности сопровождается образованием политических партий, формированием многопартийной системы, дальнейшей разработкой либеральных принципов. Так, выдвинутая либералами в борьбе с феодализмом идея революции была подхвачена иными социальными силами – радикальными демократами, бланкистами, коммунистами и т.д. Опираясь на опыт якобинства, марксизм в качестве центрального звена своей доктрины и непосредственной практической задачи выдвигает идею насильственного изменения мира и установления в результате революции диктатуры пролетариата.

Казалось бы, либеральная идеология выработала действенные механизмы, ограничивающие сферу влияния естественного права – права силы (в политике это принцип разделения властей, признание равенства в правах и свободах, необходимости контроля общественности за их соблюдением, свободных выборов всех институтов власти и т. д. В экономике – защита нрава частной собственности, свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, идеи невмешательства государства в экономику и др., в социальной сфере – принцип «равенства возможностей» отстаивание самоценности индивида и его личной ответственности за принимаемые решения).

Но право силы пробивает себе дорогу в иных формах: конкуренцию побивает монополия, демократия вырождается в «гипердемократию», диктатуру «большинства». Демократические государства, исповедующие либеральный символ веры, ведут захватнические войны, осуществляют передел мира, запрещают оппозиционные движения, т.е. выступают с позиции силы. Вся политическая практика XIX в. показывает тупики естественноправовой теории и неспособность либеральной демократии найти из них выход в рамках прежней доктрины.

Третье событие – Великая французская буржуазная революция 1789 – 1793 гг. – классический политический переворот буржуазного типа. Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французских просветителей, лишь французская революция, воплотившая, казалось бы, в жизнь их принципы, обозначила кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Принятая 26 августа 1789 года Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве неотъемлемых фигурировали «собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Однако обещанное просветителями «царство разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в свободу самой беспощадной – капиталистической – эксплуатации, революционное братство третьего сословия распалось и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад.

Изменения в социальной расстановке сил нашли свое отражение в морали и этикете. Этикет становится не только более прагматичным, но и более утилитарным. Вырабатываются этикетные формы регулирования дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара полностью зависит от покупателя, а не наоборот, находит отражение в необходимости однонаправленного соблюдения этикетных норм на рынке товаров, включая сюда и живой товар, – рабочую силу.

На арену исторической жизни выходит новый буржуа, который в отличие от старого буржуа, носителя франклианской морали, эталона бережливости и умеренности, не отказывает себе ни в чем и живет в роскоши. Он маниакально поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством производимого товара. Теперь в жестокой конкуренции все средства хороши – от рекламы до прямого подлога. Традиционные буржуазные добродетели как бы объективизируются и с отдельного человека переносятся на предприятие. Теперь фирма должна быть солидной, кредитоспособной и др.

Великая французская революция повлияла не на одну только мораль. Она привела к кардинальным изменениям во всей культуре.

Отныне проблема соотношения идеала и действительности волнует общественное сознание не меньше, чем поиск исторической закономерности в происходящем. В логическом аспекте именно это противоречие – идеала и действительности – становится движущим мотивом социокультурного развития в XIX веке.

Так, в революционные годы и первое десятилетие столетия, когда конфликт идеала и действительности еще не обозначился и не был в достаточной степени осознан, господствовал (во Франции) классицизм, с его антифеодальным духом и пафосом республиканской гражданственности. Острое неприятие наступившей реакции, воцарившейся прозы жизни, породило в 20-е годы XIX века романтический бунт молодого поколения.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX века; противопоставившее себя классицизму и основывающееся на воображении, эмоциональности и творческой одухотворенности художника.

Впервые этот термин как обозначение литературного направления был употреблен в конце XVIII в. в Германии. Там же была разработана теория романтизма школой «йенских романтиков» – братьев Шлегелей, Новалиса, Тика, Ваккенродера и др., оказавших влияние на все течения европейского романтизма. В качестве истоков появления романтического направления сами романтики называли события 1793 и 1814 гг. – французской революции, сломавшей эволюционный ход развития и вовлекшей массу людей в исторический процесс, и наполеоновских войн, заставивших пересмотреть старые ценности. Романтики поставили вопрос о человеке в эмоционально-трагическом ключе как следствие тяжелых раздумий над казавшимися неразрешимыми проблемами бытия. Романтик находился в постоянном конфликте, как с собой, так и с буржуазным обществом, которое являлось для него олицетворением пошлости, обыденности и повседневности. Это привело к абсолютному отрицанию действительности, к потере всякой веры в доводы разума. Действительности романтики противопоставили мечту. Весь романтизм строится на контрастах: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное. Социальные конфликты времени разрастаются в произведениях романтиков во вселенские картины космических катастроф, различные жизненные явления приобретают крайние формы, выступают как символы.

Отличительной особенностью романтического искусства является наличие в нем ценностей лежащих за пределами реальной действительности: экзотической природы, исторического прошлого, религиозной мистики, безграничной свободы, патриархальной жизни нецивилизованных народов. Главной ценностью являлась личность творца поэта, художника, музыканта. Ярко выраженное авторское начало сообщает романтическим произведениям особую эмоциональную энергию и выразительность.

Романтизм – это не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления: от философии и политической экономии – до моды на прически и костюмы. Но всех их объединяет одно: конфликт с действительностью, которая отвергается с позиций высшего идеала.

Наряду с романтизмом в 40-е годы XIX века складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Термин реализм был предложен французским литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX века и быстро получил распространение в различных видах искусств и национальных культурах. Связанный корнями с романтизмом, реализм был направлением и методом в художественном творчестве, основывающемся на объективном, правдивом и натуралистическом изображении действительности. Реализм основан на художественном отражении жизни, на правде видимого, через которую художник проникает в сущность окружающего мира.

Основой реализма XIX века было резко критическое отношение к буржуазной действительности. Отсюда характерной чертой этого направления стало отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, целенаправленное стремление давать оценку явлениям общественной жизни.

На рубеже XIX – XX вв. реализм в живописи вытесняется импрессионизмом, а в литературе – натурализмом.

Натурализм (лат. natura – природа) – направление в литературе и искустве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному и бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, и исходившее из предпосылки, что судьбы людей предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями независимо от их воли. Натурализм зародился во французской литературе под влиянием достижений естественных наук и философии позитивизма. Теоретиком этого направления является Э.Золя, выразивший кредо натурализма и сборниках «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др.

Представители натурализма воспроизводили в своих произведениях жизнь такой «как она есть», что приводило их к увлеченную частным, случайным в противовес общему, к отказу от рассмотрения жизненных явлений в их целости и противоречивости, к обилию фактов и детальных описаний, призванных передать «аромат эпохи». Однако при всей ограниченности творческого метода и отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества натурализм способствовал прогрессу ее художественного отражения и становлению критическогореализма XIX в. Этот прогресс выразился во введении в искусство новых тем, в целенаправленном интересе к изображению «социального дна», взаимодействия личности и толпы и др.

Расцвет натурализма приходится на 70 – 80-е гг. XIX в., а его наиболее яркими представителями кроме Золя были Э. и Ж.Гонкуры. Г.Гаунтман (Германия), Д.Гиссинг, Д.Мур, Н.Моррисон (Англия). В русской культуре натурализм заметного развития не получил.

КУЛЬТУРА XX века

19 век был полон весьма важных фундаментальных событий, коренным образом изменивших мировую цивилизацию. Это был период завершения буржуазных революций во Франции и Германии. Сформировалось ядро мощных государств, которые и по настоящее время удерживают лидирующие позиции в мире, во многом даже определяют судьбы всей планеты.

Наряду с широким использованием паровых машин были созданы новые, более эффективные типы двигателей — водяные и паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания. Грандиозное железнодорожное строительство и развитие пароходства позволили связать сетью дорог и путей огромные хозяйственные территории. К концу века появилось автомобилестроение.

Расширению коммуникаций способствовало изобретение радио, телеграфа, телефона. Подлинной революцией стало развитие электроэнергетики. Важнейшие изобретения были сделаны и в военном деле: бездымный порох, дальнобойная артиллерия, паровые и дизельные бронированные корабли и многое другое.

Накопленный к 70 — 90 гг. 19 века колоссальный опыт развития производства вылился во вторую научно-техническую революцию (первая — промышленный переворот).

В 1799 г. итальянский физикАлессандро Вольтизобрел Вольтов столб .

Он первый обнаружил появление электродвижущих сил при соприкосновении разнородных металлов. Он же установил различие между проводниками первого класса (металлами) и второго класса (электролитами) и нашел, что, составляя электрическую цепь из проводников обоих классов, можно получить в цепи электрический ток.

Великие английские ученые Майкл Фарадей(1791 — 1867) иДжеймс Клерк Максвелл(1831 — 1879) имели очень широкий круг научных интересов. Но самое значительное достижение каждого из них связано с исследованием электромагнитного поля. М. Фарадей считается создателем учения об электромагнитном поле. Руководимый идеей о единстве сил природы, он исследовал химическое действие электрического тока, раскрыл связи между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом. В 1830 году он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. В 1831 году им было открыто явление электромагнитной индукции, которое стало основой электротехники.

Создание теории электромагнитного поля и классической электродинамики принадлежит Максвеллу — также крупнейшему, общепризнанному и разностороннему ученому. Развивая идеи М. Фарадея, он не только создал теорию электромагнитного поля (уравнение Максвелла), но также ввел понятие о токе смещения, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света.


Развитие Науки в России в 19 веке

Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия. В казанском университете профессор математики Николай Лобачевский смог разработать новую теорию в геометрии, которая получила название «неевклидовая». Врач Николай Пирогов смог далеко шагнуть в медицине, долго изучая при этом хирургию. Он смог применить ее на войне, впервые использовав эфирный наркоз и гипсовую повязку.

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов.

Вторая половина 19 столетия характеризуется с точки зрения науки как развитие естественных наук, таких как физика, математика, химия, зоология и география. Такой спрос определялся потребностями жизни, модернизацией производства и желанием ученых прославить государство достижениями и открытиями, чтобы именно такая была история науки России.

Ярким представителем ученого мира была женщина, Софья Ковалевская, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Европейская культура 19 века.

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

19 век продемонстрировал устойчивость и благополучие. 19 век – век окончательной секуляризации(снижении роли религии в сознании людей) сознания. Религии не было. Пик секуляризации – Великая французская революция. Завершена секуляризация культуры. Человек соотносит себя с природой. Человек считает себя венцом природы (Дарвин). Вся деятельность соотносилась с законосообразностью мира. Антропоцентризм – вера.

Человек 19 века – воздействовать на природу и взять от нее как можно больше. Складывается общество потребления. На первый план выходит гедонизм. Культ индивидуализма. Наступила буржуазная культура после 1915 года. Мода прекратила быть аристократичной, а стала простой. На фоне растущей культурной однородности начинается неслыханная поляризация общества. В 19 веке появляется пролетариат, а к середине 19 века – большинство населения стран.

Буржуазия и пролетариат носители одной культуры. Пролетариат – обездоленные люди, придаток машины, юридически свободные рабы. Он подчиненный слой общества. В 19 веке существование пролетариата совершенно противоречило представлениям общества. Человек 19 века усвоил идею свободы, прав человека. На фоне этого появляются социалистические идеи. Ошибка Маркса заключалась в том, что он не понял единства буржуазии и пролетариата (Герцен — первый). Буржуазность – состояние души.

В 19 веке люди готовые совершенствоваться, непрерывно улучшать свою жизнь. Век науки и техники. Философия становится в тени науки. Рационализм отразился в художественной культуре – реализм (Стендаль, Бальзак). В литературе противостояние романтизма и реализма. Появление фотографии. Реалист пропагандирует непредвзятость. Цель – действительность.

Европейская культура ХХ века.

Главное достижение этого периода — успешное развитие художественной культуры.

Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар. Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей — экзистенциалистов А.Камю. Основные темы их произведений — свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Э.М.Ремарка. Настоящий подъем переживает английская литература. На высоком уровне остается американская литература . Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард — это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” явился переходным течением от модернизма к авангарду. Экспрессионизм возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик”.Кубизм — одно из главных течений авангардизма — возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители — П.Пикассо. Футуризм стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти; в России его представляли В.Маяковский. Сюрреализм (1924-1940) — последнее значительное течение европейского авангарда — возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма. Он получил широкое международное распространение. Сюрреализм опирается на иррационализм, концепцию бессознательного З.Фрейда. В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.

Модернизм и постмодернизм.

Модерни́зм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм был одним и з лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века он был подвергнут критике.

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как начало пересмотра классических традиций. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Основные представители архитектурного модернизма Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, а также некоторые другие.

Постмодернизм

Постмодернизм – культурология отрицает поиск каких-либо фундаментальных оснований отрицает стремление к некому тотальному смыслу. Отрицание концептуальности Тяготеют к изучению понятий: повседневность, языковые игры, реальность, дискурс

Постмодернизм — направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 1970-х — 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним «неоавангардизма» или «позднего модернизма». Постмодернизм усилил критику модернизма. Провозгласив идею возвращения искусства в рамки искусства, постмодернизм в поисках средств художественного языка открыто ориентируется на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания. Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. Интерьеры зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие минимализма. самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастане активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов)

Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в «серебряный век», и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.

Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные факторы. Стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность). Бинарность в строении русской культуры — несомненный результат «пограничного» геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой «суперцивилизаций». Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Прав был Бердяев, выделяя в российской история «пять разных России» — как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь,- монголо-татарская Русь, московское царство,петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха «серебряного века» (рубежа XIX — начала XX вв.) — в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).

Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо «антикультурным»‘ факторам ее более чем тысячелетней истории.

Характерной особенностью русской культуры с её «двоецентрием» является то обстоятельство, что ее основу суть, глубинный смысл составляют не отдельно два противоположно заряженных «ядра», сопряженных между собой в одно неразрывное целое, а самое их сопряжение, непрерывно меняющееся, как бы «мерцающее» отношение двух «центров», «полюсов», являющих собой абсолютные смысловые противоположности. В этом отношении чрезвычайно красноречивы символические заглавия известных произведений русской литературы, объединяющих в едином целом взаимоисключающие понятия: «Мёртвые души», «Живые мощи», «Отцы и дети», «Преступление и наказание». «Война и мир». «Былое и думы», «Живой труп», «Христос и Антихрист», «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин», «Поднятая целина», «Жизнь и судьба».

Введение.

Культура XIX века является культурой сложившихся буржуазных отношений. Это период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны.

В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX веке буржуазные революции охватили многие страны Европы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнёта и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX веке. Её непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Развитие производства стимулировало быстрое развитие науки. Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц открыли законы сохранения и превращения энергии, обеспечив единую основу для всех разделов физики и химии. А. Эйнштейн создал теорию относительности, М. Планк – квантовую теорию, что привело к прорыву в области микромира и больших скоростей. Сделано множество других величайших открытий в различных областях науки. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино совершило переворот в науке и технике. Началось формирование индустриального общества. Промышленное производство сыграло великую цивилизирующую роль.

В XIX веке достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта и И. Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно –идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф.В. Шеллингом. Объективно – идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г. Гегеля, который придал ей завершённость в форме основных законов диалектики. В противовес позициям Гегеля тогда же возникла идеалистическая концепция, сторонниками которой были Ф. Р. де Шатобриан и А. Шопенгауэр.

XIX век дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине века материалистическое учение. Они, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма. Их учение вошло в историю под названием «марксизм».

Влиятельным в XIX веке было философское движение О. Конта, который был основоположником позитивизма – учения, согласно которому подлинным знанием может быть только эмпирическое знание, основанное на опыте и точном его описании.

В XIX веке под влиянием атеистических тенденций в обществе серьёзный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования. Эти процессы подрывают влияние религии на общество.

Таким образом, великие сдвиги, имевшие место в начале XIX века в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Западной Европы. Общей чертой мировой культуры этого времени был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации.

Рассмотрим сущность и содержание различных направлений в развитии европейской культуры XIX века.

1.ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА.

Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве. В развитии философии XIX в. можно выделить три определяющих направления: классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма.

Немецкая классическая философия представляет собой важнейшее достижение буржуазной философской мысли. Будучи идеологией исторически прогрессивной для своего времени немецкой буржуазии, она отражала как своеобразные условия развития капитализма в Германии конца XVIII — начала XIX вв., так и крупнейшие социально-экономические изменения, происходившие в более развитых странах Европы.

Формирование немецкой классической философии происходило под влиянием революционных преобразований во Франции, промышленной революции в Англии, особенностей социально-политической обстановки в Германии, которая находилась в экономическом застое. Философская мысль Германии отражала особенности мировоззрения своего времени и не представляла единого целого. И. Кант был дуалистом, И. Фихте — субъективным идеалистом, Ф. Шеллинг и Г. Гегель — объективными идеалистами, Л. Фейербах — материалистом и атеистом. Но их объединяла линия преемственности. Стержневой линией развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта и Фихте рассматривались как формы мышления, у Шеллинга и Гегеля — как формы бытия, действительности, духовной реальности. Классическую немецкую философию объединяет идея развития, диалектика. Завершает классическую немецкую философию крупнейший материалист Л. Фейербах, философская система которого сложилась на основе гегелевской школы. Эта философия определила мышление века и стала методологической основой развития духовной культуры XIX в. Ее проблематика — это, прежде всего проблемы человека, решаемые через создание системной картины мира. Системы отношений «мир-человек», предлагаемые немецкими философами, почти все (кроме идей Л. Фейербаха) идеалистичны в своей попытке раз и навсегда объяснить место и назначение человека. Огромное достижение немецкой классической философии — учение о развитии, диалектика, которая приобрела форму научного знания и стала методом исследования.

Значительный вклад в развитие культуры составляют марксистская философия и марксистская теория, наложившие свой отпечаток на философское и художественное мышление XIX в. В программном документе — «Манифесте Коммунистической партии» — было представлено новое миропонимание, распространяющееся на область социальной жизни. Творчески переработав идеи классической немецкой философии, английской политической экономии, французского и английского утопического социализма, Маркс и Энгельс открыли законы общественного развития, указали пролетариату научно обоснованный путь для улучшения условий его существования. Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима. Позитивистское сознание сложилось под влиянием позитивистской философии. Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта.

Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма. В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем. Это течение опиралось на новейшие научные открытия в области биологии, физиологии, физики и химии, в области изучения звуковых и зрительных ощущений атурализм.

В нем ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо — «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы — естествоиспытателей. Результат такой деятельности — наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства».

Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими — классицизмом и реализмом.

Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание не реализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической и практической.

Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.

Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.

Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

Финансовая академия

при Правительстве Российской Федерации

РЕФЕРАТ

по дисциплине: “Отечественная история”

Тема: Европа 19 века в условиях расцвета капитализма. Франция.

Студентка Винокурова Д.В.

Группа ФМ1-4

Оценка работы

Научный руководитель Круглов А.А.

Москва, 2009

Введение

Капитализм XIX века характеризовался тем, что капиталистическая система хозяйства окончательно сделала капиталистическим само общество, радикально трансформировав всю его внутреннюю организацию. До начала формирования капитализма в рамках национально-государственных структур нации, народы, этносы и другие формы общностей, а также империи, государства, монархии и другие формы социально-политической организации указанных общностей были принципиально иными.

Капитализм получил развитие в Новое время и стал ведущим процессом модернизации Запада. К исходу 60-х годов капиталистические отношения утвердились почти во всех странах Европы. Промышленный переворот в той или иной мере уже охватил большинство европейских стран; он завершился во Франции, был близок к завершению в Бельгии, шел полным ходом в Германии, Австрийской империи и в США. Эти страны уже широко использовали машины собственного производства. К духовным факторам развития капитализма в XIX веке можно отнести не только описанный Максом Вебером ‘дух протестантской этики’, рационализацию жизни, разделение труда и переход от механической солидарности к органической Эмиля Дюркгейма, но и национальный интерес буржуазных наций-государств, вступавших уже не только в политическое, но и в экономическое соперничество между собой на мировой арене.

Таким образом, капитализм, представленный позднее как западный капитализм и в настоящее время — как глобальный капитализм, на дорогах к современности осуществлял трансформацию обществ в нации.

Цель работы – Европа 19 века в условиях расцвета капитализма.

Франция.

  1. Характеристика Европейских стран 19 века

Маркс в качестве образца капитализма имел перед собой английский капитализм, который был наиболее близок к классическому. Его теория капитализма — это, по существу, теория английского капитализма, хотя он и придавал ей универсальный характер, а остальные типы национальных капитализмов относил к менее развитым.

Вестфальская система положила начало формированию политического порядка в Европе — порядка, основанного на суверенитете государств, верховенстве закона и совместно принятых соглашений, на международном праве. Целый ряд международных мероприятий законодательно закрепил найденную во время Вестфальских переговоров формулу ‘чья власть, того и религия’. Однако новый субъект на исторической сцене — суверенное национальное государство — оказался крайне подходящей формой для развития экономики нового типа. Экономики капиталистической на уровне не локальных, а национальных рынков. Ведь первая волна капитализма, поднявшаяся на севере Европы и в Италии, сошла на нет из-за неадекватности локальных структур новому экономическому порыву. Локальность и ограниченное пространство рыночных отношений сдерживали развитие капитализма. Однако новый тип социальной организации общества — пространственно-территориальное национальное государство, в которое объединялись многочисленные локальные структуры, — создавало достаточные условия для прогрессивного развития капитализма, для развития национальных экономик.

Капитализму после образования буржуазных наций уже требуется глобальный рынок, и первая глобализация осуществляется в период с конца XIX века по 1914 год. (Она была остановлена начавшейся Первой мировой войной.) Специфика отдельных стран благодаря первой глобализации стала менее важной в сравнении с отличием между западной цивилизацией и незападным миром. В период первой глобализации Запад впервые выступил в качестве единой мировой экономической и социальной системы капитализма. Возникла единая территориальная инфраструктура коммуникаций и связей всех типов, в том числе и хозяйственных. Капитализм был причиной складывания многообразия нового типа, сложившегося из трансформированных в нации-государства капиталистических экономик европейских государств. Капитализм никогда не был одинаковым в различных государствах, несмотря на его единую теоретическую модель, представленную как в экономической, так и в либерально-политической теориях.

В Западной Европе происходил процесс сосредоточения населения и экономики в городах. В экономике развиваются машиностроение, металлургия, горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, развитие транспорта. В Англии к началу 19 века сложился капитализм свободной конкуренции. В Германии шел процесс выкупа феодальных повинностей и платежей, крестьяне начинали превращаться в собственников земли. Во Франции была установлена конституционной монархии по хартии 1814 года. Власть монарха ограничивалась законодательным корпусом, который состоял из двух палат: верхней и нижней.

Одновременно с экономическим развитием в странах Западной Европы обострилась общественно-политическая борьба. Многие европейские мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества.

Преимущества английского развития состояли в том, что здесь группы, являвшиеся проводниками национальной идентичности, смогли распространить новые идеи на общество в целом. Среди факторов, способствовавших развитию английской национальной идентичности и английского капитализма, можно указать следующие: поддержка монархии, появление новой аристократии, протестантская реформация и изданная на английском языке Библия, распространение экспериментального знания. Английская аристократия активно включилась в создание коммерческих предприятий нового типа, оказав тем самым влияние посредством своего статуса и власти на распространение идей меркантилизма. Предприниматель-аристократ стал абсолютно новым социальным явлением, что, конечно же, позитивно сказалось на распространении капиталистического духа. Развитию национального рынка в Англии способствовала также монархия. Она активно устраняла сословные и феодальные ограничения. Впоследствии английский опыт послужил для других стран своеобразной моделью. В Англии процесс формирования нации способствовал формированию капитализма, и наоборот.

Капиталистическая экономика России вызревала в неадекватных политических и социальных условиях. Процесс формирования необходимых для развития капитализма духовных предпосылок явно отставал. Во всем ощущалось отсутствие позитивной воли. Не было ее ни у монарха, ни у интеллигенции, что и привело страну в конечном итоге к революциям.

Капиталистическое общество стало вторым в истории грамотным обществом и первым обществом всеобщей образованности. Вместе с капитализмом возникли средства массовой информации (СМИ). Первым из них была ежедневная печать, которая вскоре стала играть огромную роль в жизни общества. Развитие капитализма в Западной Европе в первой половине XIX в. сопровождалось ростом нищеты. Многочасовой рабочий день, тяжелые условия труда, мизерная зарплата толкали рабочих на борьбу против существующих порядков. Возникло и начало набирать силу рабочее движение. Дважды (в 1831 и 1834 гг.) восставали ткачи Лиона (Франция). В Англии начали действовать чартисты, создавшие в 1840 г. первую в мире рабочую партию.

Процесс развития капитализма вширь, начавшиеся еще в XVI в., к концу XIX в. привел к существенному изменению всего мира. К этому времени в основном сформировалась международная капиталистическая система. Практически она охватывала весь мир, т.е. была всемирной. Она совпадала с возникшим к тому временен всемирным историческим пространством. Революции 1848—1849 гг. в Европе, несмотря на их поражение, имели серьезные социально-экономические и политические последствия. Они еще более ослабили феодальные отношения в ряде стран, обусловили установление конституционного порядка в Сардинском королевстве и Пруссии, проведение либерально-конституционных реформ в Бельгии, Голландии и Швейцарии. В целом революции способствовали ускорению развития капитализма.

50—60-е годы были временем бурного роста капиталистической экономики. К исходу 60-х годов капиталистические отношения утвердились почти во всех странах Европы. Промышленный переворот в той или иной мере уже охватил большинство европейских стран; он завершился во Франции, был близок к завершению в Бельгии, шел полным ходом в Германии, Австрийской империи и в США. Эти страны уже широко использовали машины собственного производства. В Германии закладывались основы будущей мощной тяжелой индустрии — металлургии, машиностроения, химии. Капиталистические отношения продолжали внедряться в Латинской Америке, где развернулось строительство железных дорог, начиналось применение машин в промышленном производстве.

Концентрируя промышленность, ускоряя разорение мелких производителей, капитализм вызвал быстрый рост городов и городского населения. В Европе к 70-м годам были уже десятки городов, насчитывавших более 100 и 200 тыс. жителей. Продолжали возникать города нового промышленного типа, в которых концентрировались большие массы рабочего населения. Социальная поляризация затронула и старые города: в них в стороне от административного центра и богатых кварталов росли рабочие районы с их скученностью, бедностью, неустроенностью. Англия стала первой страной, в которой городское население превысило сельское.

Мировая торговля стремительно расширялась, ее объем всего за два десятилетия вырос в 2,5 раза. Одним из стимулов роста являлся приток золота, открытого в Калифорнии и Австралии, что в немалой степени притягивало сюда переселенцев из Европы. Огромный размах строительства железных дорог и судов, увеличение удельного веса тяжелой промышленности требовали все более крупных капиталов. Росло число акционерных обществ, расширялась кредитно-банковская система, предназначенная для финансирования промышленности.

Распространяясь по земному шару, капитализм экономически все теснее связывал страны и континенты через мировой капиталистический рынок. В результате промышленной революции отчетливее проступало деление мира на небольшую группу европейских государств и США, в которых ускоренно развивалась промышленность, и огромное большинство отсталых аграрных стран (включая колонии), превращавшихся в поставщиков промышленного сырья и продовольствия для экономически передовых метрополий.

Культура Европы в XIX веке

Введение

1. Европейская культура 19 века

2. Наука и техника

3. Политическая культура

4. Мораль и религия

Заключение

Список литературы

Введение

В культуре нового времени 19 век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества.

В данной работе будут рассмотрены главные тенденции социокультурного развития в различных областях. Будет рассмотрена культура в таких областях как наука, в техника, политическая культура, религия и мораль.

Предметом исследования является культура Европы в 19 столетии. Объектом исследования являются те изменения в культуре, те течения социально-культурной жизни Европы, который происходили на протяжении 19 столетия, и которые оказывали влияние на формирование общественного сознание людей.

1. Европейская культура 19 века

Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных вопросов она старается удержать себя в рамках культурной парадигмы нового времени. Однако к 19 веку мир становится иным по качеству, и культура встает на путь переоценки ценностей.

Произошел грандиозный культурный переворот, который можно сравнить по масштабам и по значимости с переходом от древности к средневековью, и от средневековья к Новому времени. По этому поводу известный философ Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком…Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь».

Эта ситуация является следствием трех эпохальных событий, значение которых очень велико для европейской культуры. Этими событиями являются: Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии, Война за независимость североамериканских колоний. Именно эти события сопровождали основные социокультурные процессы 19 века.

Промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети 19 столетия, стал важнейшим содержанием экономического развития стран Запада. В результате промышленной революции образовалось индустриальное общество, в котором производство и труд становятся идеалом. Вместе с демократией, образованием, и наукой превращаются в доминанты культурного процесса, по мнению Й. Хейзинга. Вся общественная жизнь теперь моделировалась по образу и подобию Машины. Например, А. де Сен-Симон метал об обществе, которое было бы организовано как большая фабрика во главе с учеными и промышленниками.

Отличительными чертами индустриальной цивилизации являются:

o Фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности общественного труда. Внедрялось большое количество технических новшеств, что приводило к укрупнению предприятий и переходу к выпуску массовой стандартизованной продукции. В свою очередь массовое производство приводит к урбанизации и росту городов.

o Существенно повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились телефон, телеграф, кинематограф, фотография, новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро.

o Формируется средний класс по признаку устойчивого материального положения. Именно он придает устойчивость обществу, которое постепенно становиться массовым.

o Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. В обществе доминируют такие ориентиры как комфорт, польза и достаток.

Технический прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, что неминуемо вело к противопоставлению передовой западной цивилизации отсталым странам.

Роль Войны за независимость североамериканских колоний также очень велика. Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, определив Европу, воплотила в буржуазное законодательство принципы либерализма. Тем самым она стала образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а также и для конституций практически всех европейских государств (Кузнецова Т.Ф. Культурология. История мировой культуры : учеб. Пособие – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 65с. ).

Поражение в войне первой промышленной державы Европы способствовало развитию национального самосознания других народов. Таким образом, войны за независимость (1810-1826), прокатившись под влиянием американской революции по Латинской Америке, разрушили старейшую колониальную империю. Несмотря на то, что на протяжении всего 19 века происходил раздел мира, появлялись новые колониальные империи, и итоги национально-освободительной борьбы желали лучшего, все же судьба колониализма была предрешена.

Перспективу ускоренного развития по пути капитализма, минуя феодализм ранее зависимых народов, продемонстрировали США. Капитализм начал выходить за пределы Европы. Процесс образования мировой капиталистической системы, мирового рынка охватил оба полушария. Теперь он стал более однородным и всеохватывающим. Начинался процесс превращения истории в мировую историю, и формирование культуры как единства многообразия национальных культур. В этот процесс постепенно стали включаться и традиционные общества, придавая яркость проблеме диалога культур.

В то время как лидеры американской революции вдохновлялись идеалами французского и английского Просвещения, то классическим политическим переворотом стала Французская буржуазная революция 1789-1793 годов. Непосредственно она обозначила кризис культуры Просвещения, который выражался в неспособности обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года провозглашала, что человек рождается свободным и все люди равны в правах. Важнейшими среди этих прав являются собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Однако. Вскоре обещанное царство разума сошло на нет, и равенство свелось к формальному равенству перед законом. Безопасность личности растоптала якобинская диктатура, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Революционное братство распалось, и враждующие классы разошли по разным сторонам.

Революционные события, а точнее их ход, опровергал рационалистический взгляд на мир. Теперь общественное сознание волнует не только проблема соотношения идеала и действительности, но и поиск исторической необходимости в происходящем.

Именно это противопоставление идеала и действительности становится движущей силой культурного развития в 19 веке.

Франция превратилась в своего рода политический полигон Европы. Именно здесь опробовались самые разные формы политического устройства, начиная от классической буржуазной республики. Заканчивая революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии. Огромную роль Французская революция сыграла в формировании духовной и политической атмосферы в Европе. Все политические движения испытывали влияние ее идей. Случилась трансформация общественного сознания.

Несмотря на то, что формирование правового государства и индустриального общества шло по всему миру, Европа в 19 веке была неоднородна в социальном и политическом отношении. Наряду с Англией, обладавшей превосходством в индустриальном развитии, есть еще Франция и Германия, которые были обременены избытком крестьян и неэффективностью сельского хозяйства. Ни демократический, ни промышленный перевороты не коснулись Испании, которая превратилась в одну из отсталых стран Европы. И наоборот, благодаря преобразованиям вперед вырывается США и Германия. Европа от общества свободной конкуренции переходит к капитализму монополий и трестов. Возникает борьба за передел уже поделенного мира. В конце 19 века термин «империализм» стал применяться для обозначения нового этапа в развитии капитализма – монополистического

2. Наука и техника

Главной целью индустриальной цивилизации, которая установилась в Европе в 19 веке, стали считать научно-технический прогресс. И это неспроста. По подсчетам Сорокина П. за один только 19 век открытий было сделано больше, чем за все предшествующие столетия.

В 19 веке наука вступила в золотой век. Взлет естественных наук, который начался еще в 18 веке, уже в 19 столетии завершился революцией в естествознании. В связи с ошеломляющими открытиями в области физики, рухнула вся ньютоновская система с ее твердыми атомами. Бурный технический прогресс 19 века основывался на двух положениях западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение) и вера в активную роль его разума (Просвещение).

Одно за другим следовали открытия в области химии, физики, астрономии, биологии, геологии и медицине. М. Фарадей (1791-1868) открыл явление электромагнитной дуги, затем Д. Максвелл (1831-1879) исследует электромагнитные поля и разрабатывает электромагнитную теорию света. П. Кюри и А. Беккерель поставили под сомнение прежнее понимание закона сохранения энергии (Драч Г.В. Культурология : учеб. Пособие – Ростов, 2006. – 54 c.).

Также развиваются междисциплинарные исследования, такие как физическая химия, биохимия, химическая фармакология. В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами. А теперь с помощью междисциплинарных исследований, было открыто внутреннее строение атома, выявившее связь между порядковым номером элемента и числом электронов в слоях оболочки атома.

Добавить комментарий

Закрыть меню